Wildberries — один из наиболее популярных в странах СНГ маркетплейсов, а его владелица Татьяна Бакальчук, несмотря на скандальность ведения бизнеса, остается самой обеспеченной женщиной России. Из-за скандалов и жесткой конкурентной борьбы владельцы Вайлдберриз скрывали историю создания маркетплейса, но кризисные моменты заставили их придумать трогательную, но далекую от правды, легенду о своем успешном бизнесе.
Зарождение бизнеса
Эту вымышленную легенду в 2012 году опубликовал журнал Forbes. Тогда маркетплейс Вайлдберриз существовал уже 9 лет. В душещипательной и безупречно ретушированной истории рассказывается о скромной подмосковной учительнице Татьяне Бакальчук, которая занялась предпринимательством из-за финансовой нужды, хотя совсем к этому не стремилась. Женщина не имела ни стартовых финансов, ни опыта, ни инвесторской поддержки, ни государственной помощи, двигалась вперед, полагаясь на интуицию. В итоге стала второй в истории российского предпринимательства женщиной, доход которой превысил 1 миллиард долларов (первая — Елена Батурина).
Легенда красивая, но в действительности все было иначе. Создал компанию Wildberries муж Татьяны — Владислав Бакальчук. Пока Татьяна учила детей в школе английскому языку, ее супруг развивал бизнес. После выпуска из радиотехнического факультета Московского энергетического института в 1990-ые он сразу начал торговать электронной техникой. В 2002-ом с приятелем открыл компанию Универсальные технологии, которая на российском рынке известна как провайдер UTech. Бизнес был успешным, Бакальчук контролировал технические вопросы, а его приятель — документы.
Но не стоит думать, что Татьяна так уж проста. Очевидно, что успех во многом зависит от связей. А связи у Татьяны те еще. По сведениям из соцсетей, ее родственники — Альбина и Юрий Цой — племянники вице-президента компании Роснефть Сергея Цоя, бывшего пресс-секретаря Лужкова.
Также известно, что семья Бакальчук торговала в крупном секонд-хенде в московском торговом центре Динамит. То есть люди были небедные. Татьяна оставила школьное преподавание не из-за нужды, а из-за желания организовать свой интернет-магазин, еще больше повысить семейный доход. Такая задумка у Татьяны появилась в 2004 году. Женщина изначально хотела через интернет торговать продукцией Quelle и Otto при посредничестве агентов, и упорно реализовывала эту идею, несмотря на скептицизм близких.
Идея во многом была обусловлена тем, что самой Татьяне не нравилось таскаться по обычным магазинам с маленькими детьми, а еще ее раздражали назойливые консультанты.
Приврали супруги Бакальчук в своей легенде и о разработке сайта Wildberries. Они якобы сделали сайт маркетплейса всего за 700 долларов, заплатив какому-то начинающему программисту. В действительности в состав компании Владислава Бакальчука Универсальные технологии входила студия веб-разработки UT Design. Вот ее специалисты и создали сайт маркетплейса Wildberries.
История бренда
Никакого тайного смысла в названии бренда искать не нужно. Выбирая название для маркетплейса, Татьяна Бакальчук просто перебирала интересные и броские английские слова. Татьяна хотела выбрать слово, которое бы отражало яркую и стильную одежду, предлагаемую покупателям. На глаза попалось слово wildberries, означающее дикие ягоды. В воображении Татьяны сразу возник образ ярких и сочных ягод красного и фиолетового цвета. Так появился бренд Wildberries, в дальнейшем в таких оттенках был создан сайт.
Последующее развитие
Сначала семья бизнесменов работала в своей квартире. В первые годы Татьяна Бакальчук перепродавала одежду из каталогов немецких брендов, что в начале 2000-ых действительно было прибыльно. Львиную долю представляла ликвидационная продукция, то есть крупные нереализованные остатки брендов, закупаемые оптом в Европе на распродажах. Татьяна хотела закупать одежду у дистрибьюторов зарубежных брендов, но они готовы были работать только с предоплатой. Такой принцип сотрудничества был для Бакальчук неприемлем, поэтому продолжился заказ через каталоги Quelle и Otto.
По слухам, в первые годы существования Вайлдберриз супруги Бакальчук практиковали серые поставки, то есть незадекларированные.
Заказы потекли сразу после открытия и рекламирования интернет-магазина Wildberries. Интернет-магазин развивался необычайно быстро, и обусловлено это было тем, что Татьяна Бакальчук установила максимально выгодные для покупателей условия, чем выделилась на фоне конкурентов:
- наценка всего 10%;
- отсутствие предоплаты;
- единый тариф доставки во все регионы;
- бесплатная доставка в определенные населенные пункты.
С такими условиями конкурентов у Вайлдберриз фактически не стало. Сначала посылками занималась самолично Татьяна. Но уже через год работы Бакальчук поняла, что пора расширяться и нанимать штат сотрудников, потому что количество заказов росло в геометрической прогрессии из-за низких цен и возможности примерять одежду перед покупкой. Супруги Бакальчук арендовали помещение для офиса, а в 2006 году зарегистрировали компанию Wildberries. Спустя несколько лет интернет-магазин Вайлдберриз переквалифицировался от каталожных товаров на небольшие европейские бренды.
В качестве юридического адреса супруги Бакальчук выбрали подмосковную деревню Мильково, там офис остается до сих пор, в Москву переезд не планируется. Так выгоднее в плане налогов.
Бренды на Вайлдберриз постоянно прибавлялись. Супруги Бакальчук завели знакомство с Сергеем Ануфриевым — тренером из фитнес-салона Universal Gym. Тот предложил закупить большую партию одежды бренда Adidas, которую не принял магазин Спортмастер. В интернет-магазине Вайлдберриз эта продукция успешно продавалась за вдвое меньшую сумму. Все было раскуплено за 2 года, и эта партия оказала значительное влияние на развитие интернет-магазина Wildberries.
Ануфриев стал партнером супругов Бакальчук, также он отвечал за переговоры с поставщиками и руководил службой безопасности Wildberries, а позже учредил работающие на интернет-магазин курьерские службы. Ассортимент Wildberries расширился знаменитыми брендами Nike, Mustang, Puma, Esprit, Mexx, LTB, Levi’s и прочими. В 2008-ом суточное количество заказов в Wildberries перевалило за 1000, но это был все еще обычный интернет-магазин.
Все изменилось к началу 2010-ых, когда на рынке появились серьезные конкуренты KupiVip, Lamoda, а затем и Asos. Владельцы Wildberries поняли, что пора менять формат и стратегию бизнеса. В 2010-ом Вайлдберриз превратился из интернет-магазина в маркетплейс, то есть площадку, где предлагают свои товары другие продавцы. Стали открываться пункты самовывоза, потому что использование только курьерской службы и Почты России оказалось неудобным и проблемным.
К 2012 году уже насчитывалось 135 пунктов самовывоза Wildberries по всей стране. Тогда же количество единиц товара в маркетплейсе Wildberries достигло 100 тысяч единиц. В 2014-ом была проведена серьезная работа по оптимизации функциональности сайта Wildberries, было запущено мобильное приложение. С 2015-го маркетплейс Вайлдберриз стал принимать на продажу бытовую и электронную технику. В 2016 году у маркетплейса Wildberries появился собственный огромный склад с автопарком.
С какими трудностями столкнулась компания
В первые годы работы интернет-магазин Wildberries сталкивался с обычными для таких площадок проблемами. Покупатели долго ждали посылки, заказы регулярно терялись при пересылке через Почту России, приходили поврежденными. Курьерам приходилось ждать, когда клиент примерит одежду. Покупатели жаловались, что внешний вид вещей в реальности отличается от фото.
Но все это были мелочи, а вот серьезные проблемы начались с 2015 года, когда на владельцев Вайлдберриз повалились первые иски от партнеров и поставщиков на крупные суммы. Только за 2017 год компания Wildberries получила от поставщиков свыше 20 исков на миллионы рублей. Среди прочих иски подавали:
- компания-поставщик United Fashion Group;
- бренд Prime Jeans;
- Почта России;
- компания-поставщик The Department;
- компания Рост;
- поставщик одежды Боска;
- грузоперевозчик Славянский вектор;
- поставщик Рилайн;
- компания Ларатекс;
- магазин детской одежды Азария;
- поставщик-предприниматель Роман Птицын;
- химчистка Платформа чистоты.
Иски касались выплаты долгов за услуги и логистику, погашения неустоек, задержки оплаты за полученные товары. Многие судебные разбирательства заканчивались либо выигрышем Вайлдберриз, либо мировым соглашением. Но даже если Вайлдберриз приходилось платить, то выплаты эти по сравнению с прибылью были несущественными.
Но главный скандал, широко обсуждаемый в прессе, разгорелся, когда поставщики обвинили Wildberries в обмане и наглом отношении к ним. Именно благодаря применению тотальных ежедневных скидок, достигающих в отдельные дни 90%, Wildberries сумел обогнать конкурентов, вот только такая лояльность обеспечивается за счет поставщиков. Фактически Вайлдберриз работает по принципу магазинов off-price, только через интернет.
Когда поставщики опомнились, остановить такую наглость было уже невозможно: Вайлдберриз прочно подсадил покупателей на скидки. Поставщики сопротивляться такому принципу ведения бизнеса не могут. Остается только отказываться от партнерства либо передавать Wildberries не весь ассортимент.
Еще один нюанс, вызывающий негатив у поставщиков, заключается в том, что цены на поставляемые ими товары устанавливает сам Вайлдберриз. На попытки сопротивления Вайлдберриз отвечает, что уберет товары с маркетплейса. В ноябре 2020-го Wildberries по случаю Черной пятницы поставил скидку 25% на все товары, не предупредив об этом продавцов. Снять скидку было невозможно, иначе маркетплейс вывел бы товары из продажи. В результате многие поставщики оказались в убытке, но ничего не смогли сделать, так как маркетплейс пригрозил нелояльным продавцам разрывом партнерства.
В период пандемии разгорелся скандал, когда Татьяна Бакальчук предложила перевести все магазины, в том числе продовольственные, в онлайн. Это вызвало возмущение и продавцов, и покупателей.
Многие покупатели жалуются на ложные скидки в маркетплейсе Wildberries. Цену на товар сначала существенно повышают, затем ставят большую скидку ради стимуляции продаж. Жалуются на условия работы даже сами сотрудники Вайлдберриз. В конце 2020 года стало известно о массовом сокращении штата и закрытии значительного количества пунктов самовывоза. Сотрудников увольняли по собственному желанию без выплаты положенной компенсации. Некоторые объекты потеряли до 30% штата.
Последний крупный скандал разразился летом 2021 года, когда Wildberries ввел новую систему KPI — мотивации труда для сотрудников точек самовывоза. Качество работы стало оцениваться по скорости обработки товара. Сотрудники буквально тонули в посылках, рассортировывая их до позднего вечера. Рабочий день длился до 15 часов, а если меньше, то сотрудник терял 20-40 рублей зарплаты.
Разозленные сотрудники Wildberries составили на change.org петицию, которая моментально получила несколько тысяч подписей, и объявили забастовку. 14 сентября одновременно прекратили работать сотни пунктов самовывоза Wildberries по всей стране. Это был беспрецедентный случай в новейшей истории России. Чтобы унять бастующих, руководство Вайлдберриз вынуждено было отменить новую систему KPI и доплатить сотрудникам удержанную зарплату.
Современное положение интернет-магазина
Конфликты Wildberries с партнерами всегда широко обсуждаются в прессе и социальных сетях, но этим все ограничивается. Маркетплейс прекрасно себя чувствует на рынке СНГ, продолжает повышать оборот. Супруги Бакальчук умеют себя защитить, не боятся вступать в конфликт даже с такими серьезными компаниями как Мир и SberPay, объявляя скидку на расчет за товары посредством карт этих платежных сервисов. Пиаром компании Wildberries занимаются директор по рекламе Егор Пчелинцев и PR-агентство Лампа.
Сколько Wildberries ни критиковали за нечестную игру, жадность, несправедливое обращение с поставщиками, а маркетплейс все разрастается, входит в ТОП-10 самых популярных российских сайтов, а число партнеров растет. Значительный вклад в успех Вайлдберриз внесла коронавирусная пандемия, при которой люди стали больше покупать в онлайн.
Ежемесячно открываются свыше 300 пунктов самовывоза Wildberries, а их общее число в стране больше 28 тысяч. Строятся новые склады в Самарской и Тульской областях. А ведь все это десятки тысяч новых рабочих мест. В 2022-ом, несмотря на санкционное давление и конкурентную борьбу, товарооборот Вайлдберриз увеличился на 98% по сравнению с предыдущим годом.
В феврале 2021 года Татьяна Бакальчук стала единоличной владелицей банка Стандарт-кредит. Теперь финансовое учреждение называется Вайлдберриз-банк.
Ежедневно в самом маркетплейсе Wildberries оформляются свыше 7 миллионов заказов. Интернет-площадка торгует практически всем: от одежды и косметики до техники и канцелярии. С маркетплейсом сотрудничают свыше 600 тысяч брендов.
Татьяна Бакальчук находится на 17-ом месте в списке российских миллиардеров Forbes. Ее состояние на 2023 год составляет 8,8 миллиарда долларов.