За 83 года существования «Макдональдс» стал не просто сетью ресторанов быстрого питания, а гигантской корпорацией, дающей рабочие места по всему миру. Заведения, в которых подают фирменные гамбургеры и картошку фри, открыты в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Африке, Новой Зеландии. В истории создания и успеха «Макдональдса» ключевую роль сыграли революционная концепция и человек по имени Рэй Крок.
С чего началась империя быстрого питания
В 1940 году в калифорнийский городок Сан-Бернардино приехали братья Ричард и Морис Макдональд. Они работали монтировщиками декораций в Голливуде, накопили деньжат и решили начать собственное дело. Сначала бизнесмены хотели продолжить работу в уже знакомой сфере кино и открыли кинотеатр. Привлечь публику не удалось, но братья не покинули мечту разбогатеть.
Макдональды нашли место на трассе 66 и построили придорожную закусочную. В то время автомобилисты любили ресторанчики, где можно быстро и недорого поесть. В заведении Ричарда и Мориса посетителям уже тогда подавали гамбургеры. Бутерброды с котлетой, овощами и томатным соусом вошли в американскую кухню благодаря переселенцам из Германии.
Макдональды внимательно относились к обслуживанию клиентов. Братья принимали на работу только официантов-мужчин, так как в коллективе с девушками страдала бы дисциплина. В ресторане «Макдональдс» автомобилистам можно было не заходить внутрь, а заказать еду в автомобиль.
Ричард и Морис заметили, что посетителям больше всего нравятся гамбургеры и картошка фри. Братья сократили меню, убрав менее прибыльные хот-доги и чипсы в пользу яблочного пирога. Но такие же блюда готовили и в других закусочных. Макдональды изобрели способ, как делать это быстрее — превратили кухню в конвейер по сборке гамбургеров. Также предприниматели ввели самообслуживание.
Преобразования принесли плоды: еда готовилась быстрее, стоила дешевле, а посетители мгновенно получали горячие бургеры. Братья Макдональд основали концепцию быстрого питания, но корпорацию «Макдональдс» создал другой человек.
Почему такое название и логотип
Братья назвали ресторан по собственной фамилии. В переводе с английского «McDonald’s» означает «У Макдональда». Сначала на заведении висела черно-белая вывеска «McDonald’s Famous Barbecue». Когда изменилась концепция ресторана, потребовался новый логотип.
Знаменитая буква «М» — плод архитектурного воображения Макдональдов. Братья придумали дизайн здания с двумя арками, чтобы их ресторан узнавали издалека. Проектом занимался архитектор Стэнли Кларк Мэстон. Арки, выкрашенные в яркий желтый цвет, вечером сияли в неоновом свете. Затем они превратились в самый узнаваемый в мире символ.
Как менялся логотип «Макдональдс»:
Год | Описание |
1948 | Надпись белыми буквами на черном фоне «McDonald’s Famous Barbecue» и внизу слоган «Bay’em by the bag». |
1953 | Появился подмигивающий шеф-повар с головой-гамбургером и табличкой в руках с надписью «I’m Speedee». Персонаж символизировал скорость приготовления еды. В названии появилось указание на самообслуживание «Self service system». |
1960 | Желтая буква «М» в виде двух арок с наклонной полосой поперек — схематичное изображение здания ресторана. Название написано под буквой красным цветом. |
1968 | Название ресторана черным цветом пересекает желтую букву внизу. |
1975 | Желтая буква и белое название на красном фоне — стилизация под пакетик с картошкой фри. |
1992 | Буква стилизована под картошку фри, выглядывающую из красного пакета. |
2000 | Желтая «М» с полосой-смайлом внизу на красном фоне |
В 2003 году на логотипе появился слоган «I’m lovin’ it». В 2006 году исчезли дополнительные детали, и осталась лаконичная желтая буква «М». С 2018 года символ «Макдональдса» вновь изображается на красном фоне.
Рэй Крок и его вклад
Братья Макдональды были довольны доходом, который приносил ресторан. Они не планировали строить империю и даже отказывали инвесторам, которые хотели вложить деньги в открытие новых заведений. Ричард и Морис обустраивали свой маленький бизнес, сделали оригинальный красно-белый внутренний дизайн.
Бизнесмены разнообразили меню мороженым, для производства которого заказали целых десять аппаратов. Такое незначительное событие привело на порог «Макдональдса» Рэя Крока, продавца установок для изготовления холодного десерта. После появления новых моделей аппарата фирма Крока оказалась неконкурентоспособной. Рэй захотел увидеть оптовых покупателей старья и наткнулся на «золотые арки».
Гость был поражен железными стойками, лаконичным меню и низкой стоимостью блюд. Рэй предложил Макдональдам вместо расширения бизнеса сдавать в аренду право на него. Рестораторы будут сами открывать заведения и управлять ими, а братьям будут платить процент от прибыли за использование названия, логотипа и концепции.
Подобный бизнес под названием «франчайзинг» практиковали другие ресторанные сети. Часто владельцы брендов, франчайзеры, получали деньги и не интересовались, что творят под их вывесками арендаторы или франчайзи.
Рэй Крок с самого начала позаботился о репутации «Макдональдса» и поставил условия для покупателей франшиз:
- не более одного ресторана в одни руки;
- соблюдать концепцию и меню;
- использовать качественные продукты.
Крок не вмешивался в работу арендаторов бренда, но при соблюдении всех правил позволял открыть еще один ресторан. Позже благодаря такой системе сеть «Макдональдс» станет самой обширной в мире. Но в середине 50-х работать по правилам Рэя нравилось не всем.
Первые успешные франчайзи
Аренда бренда на 20 лет стоила 950 долларов. Процент от прибыли с каждого заведения делился между Макдональдами и Кроком. Рестораны открывались под вывеской, которую придумали братья, но меню не всегда соответствовало оригиналу.
Арендаторы хотели получить все и сразу. Крупные инвесторы готовы были открыть целую сеть «Макдональдсов» в штате, а с одним рестораном им не хватало размаха и прибыли. Мелким франчайзи 20 лет казались коротким сроком. Также их напрягал контроль Рэя Крока.
Чтобы привлечь посетителей, рестораторы возвращались к истокам братьев Макдональд — продавали хот-доги. Некоторые включали в меню пиццу, которая не укладывалась в концепцию быстрого приготовления. Идея основателей заключалась в том, чтобы готовить гамбургеры быстро и подавать с пылу с жару. Но в новых ресторанах качество продуктов и свежесть блюд тоже не всегда соответствовали требованиям.
В 1954 году Рэй Крок нашел идеального последователя Макдональдов. Журналист Сэнфорд Агате решил заняться ресторанным бизнесом и приобрел франшизу на открытие ресторана в городке Вокеган. Спустя год его «Макдональдс» открылся и стал приносить по 30 тысяч долларов в месяц. Владелец земли, которую Агате арендовал под ресторан, был раздосадован тем, что сдал ее дешево — за тысячу долларов.
Сэнфорд за полгода вернул вложенные в открытие «Макдональдса» деньги и разбогател. Его пример показал, что правила Крока работают. Количество желающих приобрести франшизу увеличилось. Сам Рэй тоже открыл ресторан в городке Дез-Плензе на участке трассы 66 в штате Иллинойс. В 1959 году более сотни заведений успешно продавали гамбургеры и картошку фри под вывеской «Макдональдс».
Последующее развитие франшизы
После закрытия фирмы по продаже аппаратов для мороженого у Рэя Крока остались долги. К тому же он заплатил Макдональдам 15 тысяч долларов за право сдавать в аренду их бренд. Сеть ресторанов расширялась, но доход от продаж франшиз и процент Крока от их прибыли был мал. В 1960 году он все же зарегистрировал компанию McDonald’s Corporation.
Через год братья Макдональды согласились передать Кроку управление ресторанами и брендом и отойти от дел. Они оценили букву «М» в 2,7 миллиона долларов. У Рэя не было такой суммы. Главный экономист сети Гарри Зоннеборн привлек инвесторов — несколько известных университетов. Но в последнюю минуту они засомневались в надежности вложения и отменили сделку.
Зоннеборн пошел на хитрость: составил документы, согласно которым корпорация получает доход с продажи не гамбургеров, а недвижимости. С этими документами экономист обошел банки и собрал нужные для покупки миллионы. В следующие годы «Макдональдс» шел по пути успеха:
- 1961 год — открытие корпоративного университета «Hamburger University», в котором готовили директоров и менеджеров для управленческой работы в сети;
- 1962 год — для привлечения детей в ресторанах появился клоун Рональд Макдональд;
- 1965 год — корпорация «Макдональдс» стала открытым акционерным обществом и участвовала в торгах на фондовой бирже в Нью-Йорке;
- 1967 год — в Канаде открылся первый зарубежный ресторан;
- 1968 год — состоялась премьера двойного гамбургера «Биг Мак»;
- 1979 год — появился детский набор «Хэппи Мил» с игрушкой;
- 1983 год — в меню включено куриное блюдо «Макнаггетс».
Активность «Макдональдс» за рубежом началась в 80-е годы, когда в США конкуренцию составляли Burger King и Wendy’s. Рэй Крок управлял корпорацией до самой смерти в 1984 году. К тому времени «Макдональдс» включал 7500 ресторанов в США и еще тридцати странах. В 1985 году акции корпорации вошли в индекс Доу Джонса и стали одним из важных показателей состояния американского фондового рынка.
К концу 80-х третью часть дохода давали рестораны в 58 странах. Крупные заведения работали в Германии, Франции, Японии. Но в 1990 году всех затмил первый российский «Макдональдс» — самый большой в мире. Параллельно американский фаст-фуд завоевывал Китай и Восточную Европу.
Современное состояние компании
Корпорация «Макдональдс» по-прежнему лидирует на мировом рынке общепита. В 2020 году ее доля составляла 34 процента. Компания «KFC» была на втором месте с 23 процентами. 93 процента зарубежных филиалов «Макдональдса» работают по системе франчайзинга.
В 2021 году новые рестораны открылись в России и Украине. Но на следующий год в связи с переходом военного конфликта в острую фазу, «Макдональдс» приостановила работу в этих странах. Российский бизнес выкупил предприниматель Александр Говор по цене ниже рыночной с возможностью обратного выкупа в течение 15-20 лет. После ребрендинга рестораны стали называться «Вкусно и точка».
В 2022 году корпорация «Макдональдс» потратила 1,3 миллиарда долларов на то, чтобы избавиться от сегмента в России. Прибыль в тот год составила более 6 миллиардов, что ниже по сравнению с предыдущими годами.
Стоимость всей корпорации на конец апреля 2023 года составляла 216 миллиардов долларов. «Макдональдсом» управляют президент Крис Кемпчински и глава совета директоров Энрике Эрнандес. Чтобы купить франшизу, нужно иметь личный капитал в 750 тысяч долларов, и выбрать, в каком месте открыть ресторан. Неосвоенные территории — Зимбабве, Ямайка, Бермудские острова, Гана, Боливия, Исландия, Узбекистан.
Интересные факты
«Макдональдс» — консервативная компания по части подбора персонала. На собеседовании сотрудникам не предлагают решать загадки и играть в игры, не ведут перекрестный допрос. В современном «Макдональдсе» сохранились все правила основателей — быстрое обслуживание, свежие блюда, качественные продукты от проверенных поставщиков.
Интересные подробности о «Макдональдсе»:
- в 40-х годах гамбургеры продавали по 15 центов;
- Рэй Крок на склоне лет купил бейсбольную команду и написал автобиографическую книгу «McDonald’s. Как создавалась империя»;
- в 2016 году о Рэе Кроке сняли фильм «Основатель»;
- в ресторанах «Макдональдс» используется энерго- и водосберегающее оборудование, а мусор идет на переработку;
- с 2003 года клоун Рональд Макдональд — Руководитель радости в корпорации;
- в 70-х стараниями феминисток на работу в «Макдональдс» стали принимать девушек, но их форма не отличается от мужской по сей день;
- при заказе нужно сообщать размер блюда, иначе по умолчанию подают дорогую большую порцию.
Рэй Крок уважал сотрудников за талант и харизму, а не за дипломы. Одного из официантов, Фреда Тернера, он считал названым сыном за трудолюбие и инициативность. После смерти Крока Тернер стал главой корпорации «Макдональдс».