Краткая биография Ивана Петровича Кулибина и список его изобретений

Кулибин И. П. – это русский механик-изобретатель, который получил прозвище нижегородского Архимеда. Ученый был членом и механиком Императорской академии наук. Изобретения Кулибина Ивана Петровича действительно впечатляют. За свою жизнь изобретатель придумал множество изделий, которые внесли значительный вклад в науку и стали основой для других открытий.

Кто такой Иван Петрович Кулибин

Кем же является Иван Петрович Кулибин? Этот вопрос интересует многих. Биография исследователя впечатляет. Кулибин был русским механиком-самоучкой. За свою жизнь ученый изобрел множество различных механизмов. Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических устройств, придумал проект и создал модель одноарочного моста через Неву, разработал прототип прожектора и много других механизмов и приспособлений.

Ранние годы

Иван Кулибин появился на свет 10 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде. Мальчик родился в семье торговца мукой. Его отец относился к старообрядцам, потому воспитывал мальчика в строгости.

С ранних лет ребенка приучали трудиться. Иван рано выучил грамоту и встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако это дело будущему ученому не нравилось. Его в большей степени привлекало чтение книг. К тому же мальчик очень любил мастерить игрушки. Отец с благосклонностью относился к интересам ребенка, разрешая ему заниматься токарным и слесарным делом.

Когда отец Ивана умер, юноша открыл часовую мастерскую. Он быстро прославился, после того как смог починить часы самого губернатора. После этого мастерская Кулибина не знала отбоя от посетителей.

Кулибин

Открытия и изобретения И. П. Кулибина

Кулибин считается великим изобретателем. За свою жизнь он придумал много механизмов и сделал немало важных открытий, который внесли весомый вклад в развитие науки.

Водоход

В 1804 году Иван Петрович создал водоход. Он представлял собой речное судно, оснащенное водоотталкивающим мотором. Благодаря уникальной конструкции судно могло перемещаться против течения. Идея пришла мальчику в голову еще в детстве. Будучи малышом, Иван был потрясен тяжелой работой волжских бурлаков. С того момента он мечтал сделать открытие, которое облегчит жизнь этих бедных людей.

Водоход

Одноарочный мост

Первую в истории модель одноарочного моста Кулибин придумал в период с 1769 по 1787 годы. По длине сооружение достигало 298 метров. Деревянный макет, дополненный решетчатыми формами, располагался в Ботаническом саду. Он на несколько лет соединил берега речного канала. Хотя настоящий мост так и не построили, именно Кулибин попал в историю как человек, который придумал моделировать сооружения. Эта практика получила широкое распространение в мостостроении.

Одноарочный мост

Самокатная повозка

В 1791 году Кулибин изобрел механический экипаж. Вместо привычной упряжки лошадей ход повозке давал человек, который крутил педали. Более того, транспортное средство, придуманное ученым, было оснащено коробкой скоростей. Оно имело маховик и тормоза. По сути, трехколесная самокатная коляска Кулибина стала прообразом автомобиля, придуманного Карлом Бенцем.

Самокатная повозка

Винтовой лифт

Самым распространенным вариантом лифтовой системы сегодня считается кабина на лебедках. Такие лифты были созданы еще в Древнем Египте. Их приводили в движение рабы или животные.

В середине 1790 годов стареющая императрица Екатерина II дала Кулибину задание сделать удобный лифт, на котором можно было передвигаться между этажами Зимнего дворца. Императрица хотела конструкцию в виде кресла, а потому перед ученым была поставлена необычная и интересная задача.

К лифту, который был открыт сверху, не удавалось прикрепить лебедку. Если же захватывать кресло лебедкой снизу, возникал дискомфорт у пассажира. Кулибину удалось придумать остроумное решение. Основание кресла прикреплялось к оси-винту и перемещалась по нему, как гайка.

Винтовой лифт

Екатерина усаживалась на кресло, слуга вращал рукоять, и этот импульс передавался на ось. В результате кресло поднималось на второй этаж. Завершить создание винтового лифта Кулибину удалось в 1793 году. При этом второй в истории аналогичный механизм Элиша Отис спроектировал в Нью-Йорке только в 1859 году.

Когда императрица скончалась, ее лифт придворные стали использовать для развлечения. Впоследствии его и вовсе заложили кирпичами. Однако историкам удалось найти чертежи и элементы механизма, сделанного Кулибиным.

Протез ноги

Ученому удалось усовершенствовать протезную систему. Он сделал так называемую механическую ногу для поручика Сергея Непейцына, который пострадал во время штурма Очакова. После чего военный получил прозвище «железная нога», а разработка впоследствии нашла свое развитие во Франции.

Протез ноги

Прожектор

В 1779 году Кулибин, который увлекался оптическими устройствами, представил публике прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до этого – в частности, применялись на маяках. При этом конструкция Кулибина была в большей степени приближена к современному варианту прожекторов. В его разработке использовалась одна свеча, которая отражалась от расположенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей и давала интенсивный направленный световой поток.

Изобретение получило название «чудесный фонарь». Оно получило положительную оценку Академии наук и было одобрено императрицей. Но в итоге прожектор остался только развлечением. Его не использовали для освещения улиц, как изначально планировал Кулибин.

Сам мастер сделал целый ряд прожекторов по заказам владельцев кораблей. Также, используя эту систему, ученый изготовил небольшой фонарь для кареты. Это принесло ему хорошие деньги. Однако изобретатель столкнулся с проблемой отсутствия защиты прав на изобретение. В скором времени такие фонари стали делать многие мастера. Как следствие, изобретение сильно обесценилось.

Прожектор

При этом фонарь-прожектор, придуманный в 1779 году, так и остался диковинкой. В бытовых условиях использовались только его уменьшенные варианты.

Часы в пасхальном яйце

В период с 1764 по 1767 годы Кулибин сделал уникальные по тем временам часы. По его задумке, они были достойны самой императрицы. В качестве корпуса мастер использовал золотое яйцо. Его изобретатель дополнил разными видами механизмов – часовым, курантовым и боевым. Туда же поместили театр-автомат. Каждый час подвижные фигурки играли сцену о Воскрешении Иисуса Христа. Это сопровождалось трехкратным произнесением фразы «Христос Воскресе». Чтобы собрать такую конструкцию, Кулибину понадобилось 427 деталей. На работу у мастера ушло 5 лет.

Часы в пасхальном яйце

Perpetuum mobile

Есть сведения, что перед смертью Кулибин трудился над разработкой вечного двигателя, однако закончить начатое он не успел.

Perpetuum mobile

«Вечный двигатель»

Идея создания вечного двигателя посетила Кулибина в начале семидесятых годов восемнадцатого века. Именно тогда мастер работать механиком при Петербургской академии наук. Он проводил много опытов по созданию вечного двигателя, которые отнимали много сил, времени и средств. В результате механик постоянно влезал в долги.

Стоит отметить, что у Кулибина не было фундаментального образования. По сути, он был механиком-самоучкой. Потому мастеру было сложно разобраться в столь сложном вопросе. Окружающие его люди тоже не могли помочь. Одни не могли объяснить заблуждение, другие – считали, что энергия из ничего не появляется и никуда не пропадает, третьи – верили в вечный двигатель и побуждали Ивана продолжать опыты.

«Вечный двигатель»

Личная жизнь

Кулибин был женат 3 раза. У него было 6 сыновей и 8 дочерей. В первый раз мастер женился в 24 года еще в Нижнем Новгороде. От этого брака он имел 3 сыновей и 4 дочерей. Однако жена Наталья скончалась в Петербурге.

Во второй раз Кулибин женился в 50 лет в Петербурге. Его женой стала Авдотья Васильевна Щербакова. В этом браке родилось еще 3 сына и 1 дочь. При этом вскоре после переезда в Нижний Новгород жена Кулибина умерла.

В третий раз ученый женился в 70 лет. Его супругой стала мещанка из Нижнего Новгорода Марья Ивановка Докукина. В этом браке у него появилось еще 3 дочери.

Несмотря на тягу к новаторству, Иван Петрович был очень консервативным в бытовом смысле человеком. Он не играл в карты и не курил табак. Ученый увлекался написанием стихов и любил устраивать званые вечера. При этом на приемах мастер только шутил и балагурил, поскольку был убежденным трезвенником.

Иван Кулибин

Последний период жизни

Последние 10 лет жизни Кулибин прожил в нищете. В день его смерти в доме не было ни копейки. В годы активности мастер мог легко разбогатеть – к примеру, на протезе. В те времена было много войн, которые увеличивали количество инвалидов. Однако Кулибин в последние годы жизни трудился над вечным двигателем. Этот проект отнимал у него много средств и времени.

Иван Кулибин – выдающийся мастер-самоучка, который сделал много великих открытий и изобретений. Ему удалось сконструировать немало интересных механизмов, которые внесли значительный вклад в науку. Однако эти изделия не принесли ученому богатства – последние годы жизни он провел в страшной нищете.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий