Нужно знать, что телесные наказания в России, да и во всем остальном «цивилизованном мире» отменили относительно недавно – с тех пор прошло чуть больше ста лет. До того момента били палками, красиво называвшимися шпицрутенами, секли плетьми, а шаловливых детей вполне официально лупили розгами.
Сегодня одуревший от лени и безделья школьник бежит вместе с родителями жаловаться в прокуратуру, если измученная и обессиленная МарьВанна попрекнет его недостаточно «педагогичным» словом. Окажись он лет сто пятьдесят назад в бурсе (так называли начальные духовная училища), он бы на современных учителей молился. Тогдашний ИванВаныч просто выпорол бы его как «сидорву козу» – и разговоров бы не разговаривал.
Если погружаться глубже в историю, телесные наказания будут становиться еще страшней. Средневековые люди знали толк в пытках. И, увы, Россия в этом деле не уступала европейским странам: казни и пытки были освоены у нас в полной мере. О некоторых из них страшно и подумать.
Иногда человек воспринимал обычную смертную казнь как большую царскую милость, ибо альтернатива ей была куда хуже смерти.
Когда двоюродный брат Ивана Грозного князь Иван Андреевич Старицкий, узнал, что вызвал гнев царя, он предпочел принять яд вместе с семьей, поскольку знал, что смерть от яда – это лучшая из ожидающих его перспектив.
А что могло с ним случиться в противном случае?
Самое меньшее: дыба. Дыбы были устроены по-разному, но самая простая конструкция напоминала обыкновенную перекладину, на которых теперь подтягиваются с физкультурной целью турникмены (гимнасты). Жертве связывали руки за спиной, а веревку перекидывали через перекладину. Веревка натягивалась – руки выворачивались из суставов. Это способ казни хорош был тем, что болевую нагрузку можно было четко дозировать.
Читатель легко может провести эксперимент: сцепить руки за спиной и попросить кого-нибудь поднять их вверх. Тогда, возможно, он сможет понять, что мог чувствовать человек, повисший в таком положении.
Иногда для усиления эффекта к ногам жертвы привязывался груз. Дыба хорошо подходила для длительных пыток. В сочетании с кнутом она позволяла выбить из подозреваемого любые показания. То есть, дыба служила не способом окончательной казни, а лишь «следственным орудием».
Если же судебное решение было принято, и жертва была осуждена, в ход шли более затейливые способы. Весьма изобретательно был казнен глава посольского приказа и хранитель государевой печати дьяк (дьяками тогда называли государственных чиновников, не путать с дьяконами – церковными служителями) Иван Михайлович Висковатый. Висковатый был мужественным человеком – все возводимые на него обвинения в измене решительно отверг, а вдобавок еще и проклял царя за злодеяния.
Поэтому Иван Васильевич Грозный изобрел для него особенную казнь: Висковатый после наказания кнутом был подвешен за ноги. После этого каждый из приближенных царя должен был подойти к нему и отрезать по куску от живой плоти. Причем задача была поставлена так, чтобы Висковатый не умирал, а мучился как можно больше.
Один из опричников отрезал кусок слишком большой – несчастный дьяк умер. Царь сильно разгневался на опричника и хотел его казнить, но до казни дело не дошло – провинившийся умер сам.
О том, насколько оправданы были подозрения царя, о том, насколько они способствовали централизации России, историки ведут споры до сих пор. Но то, что казни были для Ивана своеобразным развлечением – сомнения нет. Причем, доставалось и тем людям, в которых царь, казалось, души не чаял.
До казни Иван Висковатый был одним из любимых соратников царя. Верным другом царя был умерший под пытками князь Афанасий Вяземский, а новгородского архиепископа Леонида, который энергично помогал устанавливать в Новгороде опричные порядки, Иван приказал обшить медвежий шкурой после чего затравил собаками.
Для читателей с самыми крепкими нервами мы оставили описания трех самых жестоких средневековых казней, бытовавших и во времена Ивана Грозного и много позже, вплоть до конца правления Петра Великого.
Посажение на кол
Человека анальным отверстием сажали на заостренный кол, вбитый в землю. Эта форма пытки существовала и в Западной Европе. Причем там посажение на кол было соединено в одну систему с дыбой. Это называлось «велья». Пытке на этом адском станке был подвергнут знаменитый Томазо Кампанелла. Кампанелла выдержал пытку, спустя тридцать шесть часов его сняли с кола. В России посажение на кол было окончательной мерой. С кола не снимали. Под своей тяжестью человек насаживался на кол в течение нескольких дней, после чего умирал.
Четвертование
Это вариант казни, испытанный на дьяке Висковатом. Человека секли плетьми, после чего умелый палач отрубал ему поочередно одну конечность за другой. Искусство палача заключалось в том, чтобы человек во время экзекуции пребывал в сознании. Когда тело превращалось в жалкий обрубок без рук и ног, ему в знак вышей милости отсекали и голову, прекращая тем самым страдания.
Колесование
Так казнь особенно широко использовалась при Петре I. Человека растягивали на колесе, прикручивая раскинутые в стороны руки и ноги. Затем палач железным ломом проламывал ему все суставы и кости. После этого человека сгибали вокруг колеса, ломая позвоночник, и оставляли медленно умирать.
Впрочем, самое удивительное в этой истории даже не жестокость казней, а то, что в те времена находились люди, которые мужественно выдерживали пытки, но не изменяли себе и не теряли человеческого облика.
Увы, история рода человеческого полна страданий. Где-то там, среди средневековых пахарей, ремесленников и воинов жили, трудились и боролись и наши предки. Нам необходимо понимать, как много душевных и физических сил было потрачено нашими далекими прадедами для того, чтобы построить великую страну, сохранить семью, не сгинуть бесследно в кровавом круговороте войн и казней. Это налагает на нас особые обязательства.
Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.