«Недоросль» – это пьеса, написанная Фонвизиным. Само слово, которое легло в название пьесы, в восемнадцатом веке обозначало молодого дворянина, который не получил от учителя письменную бумагу о выучке. Недорослей не брали на службу и не давали им так называемых венечных памятей – бумаг, которые разрешали вступать в брак. История создания пьесы «Недоросль» весьма интересна. Ее знание помогает лучше понимать суть.
История создания комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Многие интересуются, когда написана эта пьеса. Комедия Дениса Фонвизина создана в 1781 году. В ней показаны представители разных слоев – слуги, крепостные, дворяне, чиновники. В те времена «недорослями» называли людей, которые по определенным причинам не получили свидетельства об образовании. Такие лица не могли служить в армии, венчаться и создавать семьи.
Понятие о комедии было получено Фонвизиным во Франции. Там он учился экономике, философии и юриспруденции. К тому же писателя интересовала культурная жизнь этой страны. Он часто посещал театры и там познакомился с жанром комедии.
После возвращения в Россию Фонвизин попробовал написать произведение, которое понравится читателям. В комедиях, как правило, высмеиваются пороки людей, несовершенства государственных органов, необразованность и низкий интеллектуальный уровень обычных людей.
Фонвизин писал пьесу 3 года. Однако литературные критики отмечают, что была и ранняя версия текста. В ней присутствуют другие герои и иной сюжет. Есть сведения, что ранняя версия отличается от известного для всех сочинения. Оно имеет совершенно иную композицию. Это же касается образов и идейного наполнения.
В пьесе Фонвизина осуждаются особенности воспитания дворян, которые становились не образованными, а наоборот, превращались в глупых и злых людей. Это отражалось даже на фамилиях. Они свидетельствовали об определенных недостатках людей, которые сравнительно недавно получили так называемое образование или титул.
Краткая биография Дениса Ивановича
Денис Иванович Фонвизин появился на свет в апреле 1745 года в семье дворян. Вначале будущий писатель учился дома. В семействе Дениса господствовал патриархат.
С 1755 года Фонвизин получал образование в гимназии. После чего он поступил в Московский университет, а именно – на философский факультет. В 1760 году Фонвизин попал в число избранных учащихся. Благодаря этому он оказался в Петербурге. Там состоялось знакомство будущего писателя с Сумароковым и Ломоносовым.
С шестидесятых годов восемнадцатого века Фонвизин начал создавать первые литературные работы. Вначале его творчество характеризовалось острой сатирической направленностью. Таким образом появился ранний труд «Недоросль», который так и не был опубликован при жизни автора. Впервые это произведение появилось лишь в «Литературном наследстве», изданном в 1933 году. Одновременно писатель делал много переводов. В 1761 году Фонвизин опубликовал перевод басен Хольберга. Годом позже он перевел работы Овидия, Вольтера, Руссо.
В 1763 году Денис был секретарем кабинет-министра Елагина. Спустя несколько лет Фонвизин занял должность секретаря графа Панина. В 1768 году он создал сатирическую пьесу «Бригадир». Она стала весьма популярной. Благодаря этому писателя стали звать в Петергоф, чтобы тот зачитывал свои произведения самой императрице Екатерине II.
В 1777-1778 годах писатель жил в других странах. В частности, он долго находятся во Франции. В 1779 году Фонвизин возвратился в Россию и стал работать советником канцелярии. В тот период он перевел произведение «Та-Гио».
С 1783 года Фонвизин стал много путешествовать по европейским странам. Спустя 2 года Фонвизин впервые столкнулся с апоплексическим ударом. В 1787 году писатель возвратился в Россию. В конце жизни литератор страдал от паралича. Однако он не прекращал писать свои произведения. Несмотря на запрет Екатерины II, Фонвизин издал несколько комедий и начал работать над автобиографией, но не закончил ее. В декабре 1792 года писатель умер.
Идея произведения
Главной темой комедии «Недоросль» Фонвизина считается духовный упадок дворян в эпоху крепостного строя. По мнению писателя, используемые педагогические методы оказывают значительное влияние на нравственность целого поколения.
В восемнадцатом веке детей помещиков воспитывали безграмотные няньки, иностранные граждане с непонятным образованием, дьячки-недоучки. Такие учителя могут обучать только юношей, напоминающих Митрофанушку – основного героя комедии.
В своем произведении Фонвизин стремился показать, что большинство дворян не помнит о чести или достоинстве. Они не выражают интересов государства и не выполняют его законы. Также эти люди не помнят о нравственности и морали.
Драматическое произведение Фонвизина получается более острым, поскольку в нем побеждают силы добра над злом. Но все это отличается случайным характером. Если бы Стародум не возвратился своевременно из Сибири, а Правдин не получил приказа отнять у Простаковой имущество, итог для Софьи был бы куда менее благополучным. Она бы не смогла уехать с молодым офицером Милоном, который имел прекрасное образование, а вышла бы замуж за глупого Митрофанушку.
Жанр пьесы
«Недоросль» Фонвизина представляет собой комедию. При этом момент основного конфликта в произведении имеет весьма специфическое разрешение. Для этого произведения характерны следующие признаки:
- никто из враждующих сторон не умирает;
- включает цели, которые ничего не несут;
- повествование носит живой и яркий характер.
Произведение Фонвизина отличается выраженной сатирической направленностью. Это означает, что автор хотел высмеять проблемы социума. Он желал скрыть серьезные проблемы за юмором.
«Недоросль» – это пьеса Фонвизина, которая выстроена в соответствии с законами классицизма. Для этого литературного направления характерна единая сюжетная линия. При этом все события происходят одном месте. К тому же это уходят буквально сутки.
Стоит отметить, что этот принцип соответствует и реализму. Об этом говорят некоторые предметы и места. К тому же персонажи во многом похожи на реальных помещиков из глубинки, которых высмеивает и осуждает автор. При этом Фонвизин привнес в классицизм что-то новое, а именно – острый и безжалостный юмор.
Действующие герои комедии
Стародум и Софья считаются представителями своего рода нового мнения. Это же можно сказать о Милоне и Правдине. Этих персонажей пьесы смело можно назвать представителями эпохи Просвещения. Они считаются воплощением добра и любви. Эти персонажи тянутся к знаниям и испытывают сострадание. Скотинин, Митрофанушка, Простаковы относятся к так называемым старым дворянам. Там царит культ материального успеха и низкой образованности.
Итак, к основным персонажам комедии Фонвизина относятся:
- Недоросль Митрофанушка – парень, который отличается глупостью и невежеством. Он не способен адекватно анализировать ситуацию, что не дает ему возможности стать разумным и активным представителем дворянства. Его девиз по жизни: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Это убеждение в полной мере отражает характер юноши, который ничего не воспринимает серьезно.
- Простакова – грубая и хитрая женщина, которая имеет много минусов. Она не любит и не уважает никого, за исключением своего сына Митрофана. Воспитание Простаковой только подтверждает устойчивость принципов консерватизма. Он препятствует полноценному развитию русского дворянства.
- Софья – хорошая девушка с добрым нравом и прекрасным образованием. Она резко выделяется на фоне алчных людей, которые всему завидуют.
- Стародум – дядюшка Софьи. Он воспринимает девушку не как маленького ребенка, а как сформированного члена общества. Он позволяет девушке выбирать и учит ее правильным принципам. Именно в Стародуме Фонвизин воплощает образ человека, который прошел через все подъемы и падения. При этом ему удалось стать хорошим родителем и настоящим примером для последующих поколений.
- Скотинин – еще один представитель так называемых говорящих фамилий. Внутренняя суть человека в большей степени напоминает грубое животное, чем нормального воспитанного человека.
Описание сюжета
В комедии Дениса Фонвизина описывается семья помещиков, которая погрязла в самодурстве и безнравственности. Дети, подрастая, становятся все сильнее похожи на глупых и грубых родителей. Митрофанушка, которому всего шестнадцать лет, старается закончить учебу, но сталкивается с нехваткой способностей и желания. Его мать смотрит на это без особого интереса. Ее не волнует развитие собственного сына. Женщине больше хочется, чтобы все оставалось по-старому, поскольку ей чужд любой прогресс.
У Простаковых поселилась их родственница – девушка Софья, которая стала сиротой. Она отличается от остальных членов семьи взглядами и воспитанием. Софья унаследовала крупное поместье, которое интересует и дядю Митрофанушки – Скотинина. Единственным способом завладеть имением Софьи считается женитьба. Потому родственники стремятся склонить ее к выгодному браку.
Стародум, дядя Софьи, посылает своей племяннице письмо, чем вызывает недовольство Простаковой. Дело в том, что дядю считали погибшим в Сибири. Простакова заподозрила обман в письме. Однако в скором времени безграмотные помещики узнают его суть. Им помогает в этом постоялец Правдин. Он раскрывает людям правду о сибирском наследстве девушке, которое дает хороший доход.
В результате у Простаковой зарождается идея – женить Митрофанушку на Софье. Она планирует сделать этого, чтобы заполучить наследство. Но ее планы рушит офицер Милон, который с солдатами идет через деревню. Он встречает своего приятеля Правдина. Выясняется, что тот входит в правление наместников. Он прибыл в деревню для того, чтобы контролировать помещиков, которые плохо обращаются с прислугой.
Милон рассказывает Правдину, что давно любит одну девушку, которую увезли в неизвестном направлении. Тут выясняется, что Софья – это она и есть. Героиня делится с Милоном сведениями о предстоящем браке с Митрофанушкой. Офицер моментально вспыхивает.
Затем приезжает дядюшка Софьи, которого все считали погибшим. Он знакомится с Милоном и полностью принимает выбор племянницы. Одновременно с этим имение Простаковых передают под контроль государства из-за жесткого обращения с крестьянами. Мать пытается обнять Митрофанушку в поисках поддержки, но сын ей грубит. От этого женщина даже теряет сознание.
Сценическая постановка
Постановка «Недоросля» Фонвизина связана со множеством сложностей. В Петербурге писатель получил отказ. В мае 1782 года он поехал в Москву. Однако и там его ожидала неудача. Цензор не пропустил комедию.
Спустя несколько месяцев Фонвизин все же сумел поставить свое произведение. В результате в 1782 году прошла премьера в Вольном Российском театре, расположенном в Петербурге. Пьеса была восторженно принята публикой. Спустя год ее поставили в Москве.
Экранизация
В 1926 году Григорий Рошаль на основе пьесы Фонвизина снял фильм «Господа Скотинины». В 1987 году был снят фильм-спектакль «Недоросль».
Критика современников
Современникам Фонвизина пьеса показалась весьма интересной, но цензоры отмечали, что она включала слишком много смелых реплик. В 1782 году прошла премьера спектакля. Публика приняла комедию Фонвизина с ошеломительным успехом.
Значение в литературе
Комедия Фонвизина изучалась Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. При этом значение его рассказа сложно переоценить. Гоголь считал, что все в этой комедии Фонвизина кажется чудовищной карикатурой. Одновременно с этим он отмечал, что в пьесе нет ровным счетом ничего карикатурного – все взято с природы.
При этом Екатерина II негативно восприняла это произведение Фонвизина. Она посчитала его посягательством на социальные и государственные устои.
Итоги
«Недоросль» – это гениальное произведение Фонвизина, которое уже много лет не теряет своей актуальности. При этом пьеса имеет интересную историю, которую стоит изучить для лучшего понимания сути.