Сюжет и смысл поэмы Блока 12 – его история создания и критика произведения

Поэзия Александра Блока — литературное отражение русской действительности начала XX века. Его яркие образы на протяжении века вызывают жаркие дискуссии среди любителей искусства. Пример — поэма «12», в истории создания которой запечатлено зарождение революционного движения в России. В противовес возвышенной лирике, поэт буквально в просторечных выражениях обрисовал пугающе типичную картину того времени, явив расшатанному миру лучшее свое произведение.

История создания

Поэма была написана в январе 1918 года, когда отгремели Февральская и Октябрьская революции и к власти пришли «большевики» во главе с В. И. Лениным. Идея произведения пришла Александру Блоку раньше, под впечатлением предреволюционных ожиданий, когда в воздухе Петрограда витали неопределенность, ожидание, страх.

Город застыл, как море перед бурей. По воспоминаниям самого Блока, он пребывал в необъяснимом полусознательном состоянии возбуждения и оцепенения одновременно. Поэта будто лихорадило, как все и всех вокруг.

Поэма родилась на одном дыхании. В ее строки Блок вложил впечатления от службы на фронте и жизни в охваченной предреволюционной лихорадкой городе — холод, лишения, разруху, разбой.

Большое впечатление на Блока произвело эссе «Жизнь Иисуса» французского религиозного историка Эрнеста Ренана. В нем Христос описан, как одаренный проповедник, революционер своего времени, а события Нового Завета — как исторические факты без ореола божественности. Также Александр Блок интересовался популярной у интеллигенции концепцией Фридриха Ницше о «смерти Бога»

За парой слов последовали восемь строф, которые превратились в двенадцать глав. Начальный вариант произведения Блок набросал за несколько дней. Еще месяц ушел на «причесывание» написанных в растрепанных чувствах стихотворений — перестановку фраз, подбор слов. Завершение работы поэт отметил записью в дневнике: «Сегодня я — гений!».

Сюжет

Поэма Александра Блока «12» повествует об одном вечере из жизни города, охваченного вьюгой и революцией. В завязке поэт описал заснеженную улицу и разношерстных местных жителей: священника, богатую даму в каракулевой шубе, старушку у агитационного плаката. Несмотря на метель и холод, по городу идет патруль.

Поэзия Александра Блока

Красногвардейцам ничего не страшно, даже стихия не остановит их на пути к разрушению старой буржуйской Руси.

Двенадцать патрульных предупреждают жителей, чтобы закрывали двери и открывали погреба, ведь «нынче будут грабежи». Они идут, поют песни о Красной гвардии и ведут разговор о бывшем сослуживце Ваньке. Он променял суровый холод революции на тепло кабаков и любовь проститутки Катьки.

Только помянули — на встречу сани, а в них — Ванька и Катька. Красногвардейцы начали по ним стрелять. Извозчик и Ванька убежали от пуль, а девушку настигла одна, самая шальная — красногвардейца Петрухи, влюбленного в Катьку. Парню так тяжело на душе, что он вспоминает слова молитвы.

Сослуживцы не поддерживают, а осуждают Петруху, не намерены «нянчиться» с ним. Они идут свободно, «без имени святого», но бедному Петрухе ставят «кровь девки» в укор. Убийце Господь не поможет.

Широко шагает красногвардейский отряд, отгоняет злого замерзшего пса. Вдруг патрульные увидели впереди сквозь вьюгу призрачную фигуру — это Христос идет перед ними.

Символический смысл

Символы, пронизывающие всю поэму — вьюга и темный вечер. На черно-белом фоне разворачивается социальная и личная драма. Черный цвет Александр Блок использовал в описании отрицательных символов, например, неба, ремней винтовок.

Светлый символ — венок из белых роз на голове Христа. Снег тоже белый, но кружится на злом ветру. Кроме черного и белого в поэме символичен красный цвет — форма, Красная гвардия, атрибутика революции.

Поэзия Александра Блока

Другие символы поэмы:

Символ Трактовка
Число 12 В годы революции патруль состоял из двенадцати красногвардейцев. Число соответствует количеству апостолов, отсылает к словам молитвы «Се Жених грядет во полуночи», то есть Иисус Христос
Катька Символизирует старую Русь, разгульную и «толстозадую», в которую «пальнули пулей», уничтожили.
Иисус Христос Образ имеет несколько значений: предводитель красногвардейцев,

объект преследования патруля, Антихрист.

Ветер Символ революции, холодной, разрушающей, воющей тысячами голосов и свистящей пулями.
Злой голодный пес Старый разрушенный буржуазный мир.

Самый символичный и загадочный даже для Блока — образ Спасителя. Он появился в поэме о революции как интуитивный штрих к творящимся событиям. Поэт вложил в руки Христа красное знамя, украсил его голову белыми розами, а имя написал искаженно — «Исус».

Облик Христа указывает на смену полярностей — святость превращается в порок и наоборот. Убийца Петруха стал новым апостолом Петром, а смертный грех убийства стал обычным делом, сопутствующей жертвой ради революции.

Анализ поэмы

Поэма «12» — уникальное произведение, состоящее из двенадцати частей в разных жанрах и стихотворных ритмах. Именно Александр Блок был новатором, который использовал маршевый шаг в поэзии. Потом ритм марша прочно укрепился в творчестве Владимира Маяковского.

Поэзия Александра Блока фото

Блок использовал народные словечки и обороты, которые намеренно собирал на улицах города. У супруги Любови Дмитриевны Александр Александрович позаимствовал выражение «Шоколад «Миньон» жрала». Юнкеров поэт обобщил словом «юнкерье», а фонарь у него стал «елекстрическим».

Жанр

Поэма объединяет черты городского романса, частушки, солдатской песни, а также стихотворные диалоги и звуки — выстрелов, воя ветра. Сюжет и художественные символы объединяют составляющие части в единую композицию.

Блок приблизил литературное произведение не только к понятному каждому гражданину просторечью, но также сделал его близким революционной волне с помощью лозунгов, какие можно было встретить на агитационных плакатах. Через слова и рифмы поэмы Александра Блока будто транслируется «музыка революции».

Тема и конфликты

Главная тема произведения — перекрестие времен, борьба со старыми устоями и ожидание перемен. Прошлое не в силах остановить грядущее будущее, а красногвардейцы подобны Всадникам Апокалипсиса, беспощадно и неумолимо движутся по Руси. Они сметают все на своем пути, возвещают строительство нового мира, но вместо созидания несут разрушения, оправдывают грабежи и убийства высшей призрачной целью.

Поэзия Александра Блока иллюстрация фото

В поэме Александра Блока «12» раскрываются четыре конфликта:

  • любовный;
  • социальный;
  • столкновение личного интереса и общественного;
  • противостояние Хаоса и Порядка.

Красногвардейцы на первый взгляд безлики, только идея революции и свержения сытых буржуев объединяет их. Один из них больше погружен в личную драму, поэтому поэт называет читателям его имя — Петруха. Пусть не нарочно, он расправляется с враждебным высоким целям революции элементом — распутницей Катей.

Красногвардеец по идеологии совершил благое дело, но что-то мешает ему чувствовать себя свободным и открытым переменам. На пути к будущему встает новое препятствие — грусть по безвозвратно утраченным счастливым моментам прошлого, раскаяние от того, что они разрушены собственными руками.

Проблеск одинокой и испуганной личности гаснет во всепоглощающем и обезличивающем гвалте революции. Единственная помощь заблудшей и раскаивающейся душе — витающий во вьюге лик Христа.

Отзывы о произведении

После публикации поэмы «12» Александра Блока хвалили приверженцы революции и ругали ее противники. Коллеги Анна Ахматова, Иван Бунин, Николай Гумилев, Федор Сологуб бойкотировали творческий вечер, на котором супруга поэта читала поэму.

Поэзия Александра Блока иллюстрация

Друзьям не нравилась «музыка революции», слушать которую Блок призывал и ранее, в брошюре «Интеллигенция и Революция». Впрочем, и среди большевиков были те, кто не воспринимал серьезно поэму. Особенно смущал финал, то ли религиозный, то ли карикатурный.

Критики тоже чаще всего высказывались по поводу явления Христа в поэме о революции:

  • Константин Азадовский — произведение Александра Блока наполнено двойственными и неразрывными понятиями — Истиной и Ложью, Космосом и Хаосом, Христом и Антихристом. Они в равновесии воплощены в загадочной фигуре, которая идет впереди красногвардейцев сквозь белую мглу;
  • Николай Богомолов — бесполезно спорить о том, благословлял или проклинал Христос деяния красногвардейцев. Блок не ставил задачу однозначно ответить на этот вопрос. Для поэта было главным собрать все возможные аллегории, чтобы дать пищу для ума и фантазии читателей;
  • Николай Котрелев — в поэме описан переход человека от молитв и покаяния к кровавой революционной дисциплине. Один красногвардеец, пробираясь сквозь пургу, по привычке поминает Спаса, а другой ему отвечает «Где ты Спаса видел, Вася?»;
  • Александр Лавров — Александр Блок ввел Христа в поэму о революции в качестве символа перемен и мятежей, которые тот предрекал. Это фигура за гранью добра и зла;
  • Станислав Лесневский — Христос в финале появляется как символический, лирический, религиозной красоты образ. Точное его значение определить сложно.

Иван Бунин съязвил по поводу народных мотивов, обозвав поэму Блока «набором частушек». Но как бы ни противна была «революционная музыка», даже антагонисты признали талант автора. Поэма настолько очаровала Владимира Маяковского, что он хотел поставить по ней пьесу к годовщине со дня Октябрьской революции.

Сам Александр Блок был смущен эффектом, который произвела его поэма. Однажды поэт увидел рядом с магазином агитационный плакат со строкой «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!», подписанной его именем. В этот момент к нему подошел знакомый критик Корнелий Зелинский. Блок сказал, глядя на плакат, что эти слова говорили красногвардейцы, а не он лично.

Поэма «12» стала одним из его последних стихотворных произведений. Поэт разочаровался в революции, перестал слышать какие-либо вдохновляющие звуки и переключился на работу издателя.

Несмотря на неоднозначные отзывы поэма «12» была очень популярна. Произведение Александра Блока сначала появилось на страницах газеты «Знамя труда». Спустя три месяца ее цитировали в народе, а затем издали отдельной книгой и перевели на иностранные языки.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий