Кто и когда придумал право, где изобрели нормы – история возникновения

Право – система узаконенных правил поведения, регулирующих общественные отношения. Это общеустановленные, закрепленные нормативы поведения, за четкое соблюдение которых отвечает государство. Появление правовых норм уходит корнями в глубокое прошлое, все культуры, государства нуждались в регуляторе общественных отношений. Рассмотрим, кто придумал и как развивались теории права, чем отличаются нормы разных времен.

Известен ли создатель права

Проследить истоки возникновения правовых норм сложно, ведь они появляются вместе с созданием государства, существовали даже в патриархальных обществах. Право появилось для проведения в жизнь обязательных для людей установок поведения, обеспечивающих незыблемость государства, его устойчивость и жизнеспособность.

Право изменяется и совершенствуется на протяжении истории человечества, в соответствии с требованиями общественной жизни появляются новые нормы, отмирают за ненадобностью старые. Поскольку в наибольшей степени в существовании права заинтересовано государство, то его лучшие представители и заботились о создании, закреплении и доведении до сведения граждан предписаний подобающего поведения. Создателей права много, в каждом обществе свои герои.

Основоположником международного права, в частности, считают голландца Гуго Гроция, жившего в 15 веке и написавшего несколько трактатов о регулировании отношений между странами. Француз Монтескье вошел в историю как создатель политико-правовой теории, закрепляющий идеи либерализма, свободы личности от государства, разделения властей.

Известные теории

Происхождение права описано во множестве теорий, которые рассматривают появление общественного регулятора с разных точек зрения. Причинами разного подхода считают:

  • теории возникали на протяжении многих веков;
  • создатели исходили из господствующих в то время представлений о мире и государстве и в соответствии с собственным мировоззрением;
  • теории отвечали интересам государства и зачастую выражали его потребности в укреплении власти.

Рассмотрим, чем отличаются известные теории, когда появились, кто создавал, вдохновлял и поддерживал их распространение.

Патриархальная

Согласно патриархальной теории государство рассматривалось как продолжение семьи, родового сообщества. С момента возникновения в нем формировались роли, закреплялось подчинение, появлялись законы, стоящие на страже власти и регулирующие отношения членов. Во главе патриархального государства стоял монарх, отец всех граждан. Монаршая власть считалась безупречной и незыблемой, уважение проистекало не только от высокого положения главы государства, но и поддерживалась сыновним почитанием детей к отцу.

Патриархальная

Основоположник патриархальной теории – греческий философ Аристотель (4 век до новой эры). Его идеей было создание идеального государства, с сильным аппаратом управления и счастливыми гражданами, участвующими в политической жизни.

Теологическая

Божественное начало в происхождении человека, государства и права закреплялось в теологической теории. Согласно этой концепции все в мире создано Господом, направляется его волей, существует и развивается по предписаниям свыше. Человек лишь подчиняется Божественному промыслу.

Одним из наиболее последовательных сторонников теологической теории был итальянский монах и философ Фома Аквинский (14 век). Ученый считал, что монаршая власть лучшим образом служит движению к общему благу, которое является главной задачей общества. Но церковная власть выше светской.  Фома Аквинский утверждал, что мир держится на иерархии форм, власть монарха – естественная и дается Богом. Подчиняться властям, значит следовать Божьей воле.

Постичь божественные законы человек не в силах, но различая добро и зло и выбирая благо, общество совершенствуется и достигает справедливости. Религиозные взгляды на мир на протяжении многих веков истории цивилизации были основой существования людей, поэтому теологическая теория в разных видах развивалась во многих странах. Монаршую власть считали божественной, законы, утвержденные правителями, чтили и исполняли, как данные свыше.

Естественно-правовая

У естественно-правовой доктрины множество сторонников. Согласно этой теории человек по праву рождения получает целый набор свобод и возможностей, государство и его законы препятствовать неотъемлемым потребностям личности не могут. Сюда относят высшие потребности, олицетворяющие справедливость, разум, благо для каждого. Отметим, что согласно обществознанию ценности меняются в зависимости от времени и развития цивилизации.

Естественно-правовая

Естественно-правовая доктрина зародилась во времена Античности, получила развитие в трудах Спинозы, Монтескье, Руссо и других философов. Эти авторы считали, что вопрос о происхождении правовой теории некорректен, человек рождается, обладая правом на жизнь и реализацию своих потребностей.

Бурное развитие естественной доктрины происходило в Европе и США в 17-18 веках, когда боролись за революционные идеи, защиту свобод личности, слом монархий. Фашистские и диктаторские режимы считают главными противниками данной теории, а правовое государство способствует укреплению и распространению естественно-правовых взглядов.

Нормативистская

Согласно нормативистской доктрине главным заинтересованным лицом в существовании правовых норм является государство. Власть формирует законы, осуществляет надзор и исполнение, находится на вершине пирамиды правовой иерархии. Все остальные структуры, включая суды, находятся ниже и зависят от решений власти.

Идеологом нормативистской школы считают австрийского юриста Кельзена, родившегося в 1881 году. Концепции справедливости, блага в правовые нормы не вписываются, юрист считал, что смешение права и морали недопустимо. Законы государства главенствуют, человек должен вести себя так «как предписывает Конституция». Идеи нормативистской теории поддерживали философ Павел Новгородцев, немецкий юрист Рудольф Штаммлер.

Историческая

Усилиями Кретьена де Савиньи, Георга Пухты появилась историческая правовая доктрина. По мнению этих ученых, правовые нормы появляются в гуще народных масс, формируются национальным самосознанием, а позже лишь оформляются документально.

Историческая теория во главу угла ставит дух и чаяния людей, потребность народов в справедливости. Правовые основы национальны, вырастают из особенностей стран, служат развитию цивилизации, а не формируются государством. Право появляется из потребностей людей, необходимости разрешать противоречия.

Историческая

Социологическая

В 19 веке появилась социологическая доктрина происхождения права, сформулированная в трудах Иерлинга, Муромцева, Эрлиха. В ней утверждается, что правовые нормы рождает социум, то есть люди, представители разных сословий, отстаивающие свои потребности и интересы.

Действительными правовыми нормами авторы считали судейские решения, а не постулаты, записанные в законах. Правоприменение важнее прописных истин документов, истинное право – в реальной жизни. Законы необходимы и должны соблюдаться, но нормы рождаются и поддерживаются исходя из реалий, именно они и являются правом. По мнению основоположников социологической теории – правовые нормы эмпиричны, зависят от людей, диктуются жизненными потребностями.

Психологическая

Эта теория объясняет появление правовых отношений психологической или эмоциональной потребностью людей. Граждане стремятся упорядочить жизнь, иметь четкие поведенческие ориентиры, чтобы обеспечить комфортное существование по определенным правилам. Правовые отношения рождаются не по велению разума, а от переживаний.

Идеи психологической доктрины сформулировал в начале 20 века Лев Петражицкий. Апологеты теории делят право на две составляющие – позитивное (официальные законы) и интуитивное, определяемое эмоциональными импульсами личностей.

Интересно: существуют и другие теории, в частности, примирительная, которая утверждает, что право возникло как социальная функция примирения родов, народов, стран, а позже и членов одного сообщества.   

Психологическая

Марксистская

Основоположники теории Маркс и Энгельс связали появление права с волей и потребностями господствующих классов, групп людей, стоящих у власти и защищающих свое привилегированное положение.

В основе доктрины – классовый подход, утверждение, что правящие структуры используют правовые отношения для закрепления господства и принуждения угнетенных масс. Государство рассматривается как карательный орган, а не как регулятор общественных отношений, созданный для защиты и управления.

Авторы теории связывали право с экономическими отношениями, при изменении которых часть законов отмирает, появляются новые.  Доктрину развивал Ленин, марксистский подход к праву господствовал в СССР и странах соцлагеря.

Критики доктрины указывают на принижение интегрирующей роли правовых отношений, игнорирование культурных, общечеловеческих факторов, излишнее внимание к классовым антагонизмам.

К единому мнению о происхождении права человечество не пришло. Теории отражают господствующие во времена создания идеологии и личные взгляды авторов. В каждой доктрине есть здравое зерно, некоторые повторяют в ином толковании постулаты других теорий. Право – продукт развития цивилизации, оно меняется, подстраиваясь под требования времени и изменяющиеся условия.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий