Кто и когда придумал таблицу химических элементов Менделеева – история создания

Создание таблицы периодических химических элементов стало важным этапом в развитии химии. При этом далеко не каждому известно, кто конкретно придумал таблицу Менделеева. Многие знают, что первооткрывателем этой системы стал великий ученый Дмитрий Менделеев. Исследователь смог соединить все представления о природе химических элементов в общую концепцию. Однако вклад в ее создание внесли и другие исследователи.

Кому принадлежит изобретение

История создания таблицы началась в 1668 году, когда известный физик Роберт Бойль издал труд, в котором развенчал множество мифов об алхимии. Там он приводил исследования о необходимости поиска неразложимых химических элементов. Ученый также опубликовал список из 15 элементов. Однако он допускал, что на этом перечень не заканчивается.

Через сотню лет французский исследователь Антуан Лавуазье составил новый список. В него входило уже 35 элементов. Впоследствии 23 из них признали неразложимыми. Однако искать новые элементы продолжали ученые со всего мира. Основную роль в создании стройной концепции сыграл, конечно же, Дмитрий Иванович Менделеев. Именно он первым выдвинул гипотезу, что атомная масса элементов и их размещение в системе могут быть взаимосвязаны.

Как Менделеев вывел закономерность

Ключевая идея создания таблицы была сформулирована Дмитрием Менделеевым в 1869 году. За короткий период времени ему удалось оформить ее в упорядоченную систему. Ученый отмечал, что изначально вся концепция сложилась у него в голове. Однако создать таблицу никак не получалось.

После этого исследователь начал кропотливую работу над системой, которая длилась трое суток. Ученый неустанно трудился, не прерываясь на сон. Менделеев перебирал все возможные методы организации элементов. Его работа осложнялась тем, что на тот момент наука еще не имела достаточного количества сведений обо всех существующих элементах. Несмотря на это, ученому все же удалось создать таблицу и систематизировать ее составляющие.

Легенда о сне Менделеева

Многие люди считают, что Менделеев открыл свою таблицу во сне. Эту теорию активно распространял соратник ученого Иностранцев среди студентов, выдавая ее за забавную легенду. Он уверял, что Дмитрий Иванович лег спать и отчетливо увидел систему, в которой химические элементы располагались в требуемом порядке.

Таблица Менделеева

В реальности действительно существовали предпосылки к появлению этой теории. Дело в том, что ученый трудился над системой без сна и отдыха. Однажды Иностранцев увидел его очень уставшим. Днем Дмитрий Иванович решил немного отдохнуть. После чего он внезапно проснулся, взял лист бумаги и нарисовал на нем готовую таблицу. При этом сам ученый опровергал этот факт. Он говорил, что думал над этим 20 лет. Таким образом легенда о сне выглядит достаточно привлекательно, однако на практике создать таблицу удалось лишь благодаря кропотливой работе.

Кто еще внес вклад в развитие таблицы

Свой вклад в создание периодической системы химических элементов внесло довольно много ученых. Немецкий химик Деберейнер первым установил закономерности изменения их характеристик в зависимости от увеличения атомных весов. Свой «закон триад» ученый опубликовал в 1829 году.

Французский химик Шанкуртуа в 1862 году предложил систему, которая базировалась на изменении атомных масс. Он нанес элементы в виде точек на поверхность цилиндра. Вещества, атомные веса которых отличались на 16 или были кратны 16, размещались на одной вертикали. Там же совпадали и другие параметры. Труд ученого вначале остался без внимания. О нем вспомнили только после того, как Менделеев открыл свой периодический закон.

Таблица Менделеева фото

Британский химик Ньюлендерс составил таблицу, в которой разместил все известные вещества по принципу увеличения их атомных весов. В 1864 году он опубликовал статью, в которой первым высказал идею о периодичности изменения характеристик химических элементов. При этом предшественники химика особо не упирали на периодичность – вероятно, она и так была очевидна в схемах.

В 1865 году Ньюлендерс предложил новую таблицу. Она получила название «закон октав». В марте следующего года британский исследователь презентовал доклад с описанием своей системы на заседании Лондонского химического общества. Однако его работа не получила особого резонанса. Дело в том, что и до этого учеными предпринималось много попыток найти закономерности среди атомных весов.

В 1869 году Мейер написал работу «Природа элементов как функция их атомного веса». В некоторых аспектах таблица Мейера, изданная в 1870 году, получилась более совершенной по сравнению с первой версией таблицы Менделеева. Однако важно учитывать, что она появилась на год позже.

Таблица Менделеева представляет собой одно из наиболее значимых открытий в химии, которое в буквальном смысле изменило мир. Закон ученого породил множество других изобретений, которые используются по сей день.