Как на самом деле жили рабы на галерах. Шокирующая правда

Все мы помним историю Древнего Мира. Как для того, чтобы привести в движение корабли, даже просто в домашнем хозяйстве, широко использовался рабский труд. Да, для тех времен это было полностью нормально. Одной из целей любой военной операции был захват рабов. Свободному человеку оказаться в рабстве, вдали от родины и дома было равносильно смерти.

Выражение «пахал как раб на галерах» стало нарицательным. Но так ли тяжела на самом деле была жизнь гребцов? И все ли они были несвободными по умолчанию, считались имуществом хозяина судна?

бить рабов

Разрушение стереотипов

Поскольку ни паровых, ни электрических двигателей тогда не существовало, все корабли в античном мире приводились в движение гребцами. В редких случаях использовались паруса. Но чаще все же были распространены весельные суда. Встречались лодки, галеры и даже громадины, на которых гребцы размещались в три яруса!

У египтян были суда, где одновременно трудилось несколько тысяч рабов, приводивших корабль в движение. Так следует из записей в древних папирусах. Но стоит ли слепо этому верить? Ведь в некоторых городах жителей (половозрелых мужчин) было намного меньше! Судя по всему, автор свитка просто по старой привычке завысил количество гребцов. Увы, такое случалось. Ибо в «исторической литературе» часто описывались деяния каких-то купцов, вельмож, полководцев. Без лести никуда, иначе лишишься работы.

Более правдивыми следует считать данные о количестве гребцов на биремах и триремах: в среднем, около 150 человек. Но все же, если представить корабль с размещенными в несколько ярусов веслами, возникает множество вопросов.

рабы в лодке

  1. Получается, что гребцы должны быть обучены, действовать слаженно. То есть кто попало на такую работу не годится. Мало того, что нужен сильный, выносливый человек, так еще и поддающийся обучению. Чтобы сделать синхронный гребок одновременно десятками весел, одного желания мало.
  2. На корабле должны быть надсмотрщики и команда. Без этого никак. Кроме того, необходим «загранотряд» из квалифицированных бойцов на случай бунта. А это автоматически снижает грузоподъемность суда и создает лишние проблемы.
  3. Рабство подразумевает дешевый (практически бесплатный) труд. Но его ценность резко падает там, где необходима какая-то квалификация. Невероятно дорого не только обучать «расходный материал» (а в древнем мире рабов приравнивали к вещам), но и держать на боевом судне с полсотни «трутней», которые умеют только грести.

Получается, что все хорошо только в теории. На практике тезис о рабах-гребцах рушится под градом аргументов. Как бы дешево не обходились «живые инструменты», использовать их на один поход экономически невыгодно. Если опять обратиться к боевым кораблям, то там, скорее всего, весь экипаж был универсальным. То есть гребцы, моряки и десант одном лице.

осмотр рабов

Так были ли они?

Все же полностью сбрасывать со счетов версию об использовании рабов на гребных судах не стоит. Наверняка они там были. Но только специально обученные, тренированные. И до изнеможения они не «пахали». Уставший до бесчувствия гребец не сможет привести корабль в движение.

Если обратиться за примерами в другую эпоху, уже в 19 столетие, и перенестись на американский континент, то этому есть подтверждение. Очень редкий плантатор-самодур позволял себе издевательства, описанные в «Хижине дяди Тома». Скорее рабов берегли как ценный товар. И редко доводили дело до их гибели от побоев или болезней.

Еще один довод – империя викингов. У них рабы были тоже. Но на кораблях присутствовали исключительно воины. Хорошо обученные, тренированные, получающие постоянное питание. Плохой гребец в бою – залог проигрыша. Так что получается, что приведенные в античной литературе, позже перекочевавшие в поздние произведения примеры «зверств» по отношению к рабам-гребцам сильно преувеличены.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий