Древняя еврейская секта ессеев

Древняя еврейская секта ессеев

Еврейская секта, которая существовала недалеко от северо-западного берега Мёртвого моря, ещё называют Кумранской сектой. Эта еврейская община жила в период Второго Храма. Она вела строгий и сепаратистский образ жизни. Источником знаний об ессеях послужило открытие древнего поселения в Хибрат-Кумране.

Археологам посчастливилось обнаружить останки библиотеки в пещерах Кумрана. Косвенные доказательства того, что в данном районе существовала древняя религиозная секта ессеев, содержат Свитки Мёртвого моря, найденные там. Хотя часть свитков и не была там написана. По некоторой версии, Свитки Мёртвого моря были написаны общиной ессеев ещё до Рождества Христова.

Секта ессеев, возникшая из более широкого еврейского движения, всегда критиковала установившуюся ортодоксию своего времени, считая, что Израиль находится под божественным судом, и что именно они являются истинными потомками Израиля. Они ожидали своего неминуемого оправдания в «конце дней». По их мировоззрению, ход истории и её эпохи были предопределены Богом. Во многих их писаниях присутствовал сильный тон предопределения, в них ессеи рассматривались, как избранная Богом община. Эти взгляды были доведены до крайности в ядаде.

Там «дети духа истины» получат свою награду. Всё распределится между определёнными людьми по-разному, каждый получит свою часть, зависящую от того, был он праведен или нечестив. В Свитках Мёртвого моря были тексты гороскопов. Дуалистические учения содержались в Руководстве по дисциплине. Эти Правила доказывают, что сообщество ессеев существовало ещё до рождения Иисуса Христа.

Согласно Правилу общины, ессеи заключили «завет». Это делалось для того, чтобы соблюдать «закон Моисея». Но ко всему этому, они также приняли эзотерические доктрины и практики секты относительно сохранения строгой святости и общения с ангелами. Им они поклонялись в «небесном Храме» во время субботнего Жертвоприношения. Начало движения в основном описано в Дамасском завете «Задокрите». Там тоже придерживались предопределённой доктрины, но она не была дуалистической. В основном в этом документе шла конституция на подчинение законам Моисея.

Многие историки утверждают, что община и её родоначальник стали реакцией на современную эллинизирующую культуру и на политический суверенитет Рима. Писания ессеев больше касаются коррупции иерусалимского духовенства и оставления Богом всех израильтян за пределами Его благодати. Поэтому следует вывод, что отношения между ядадом и Храмом были полностью отрезаны. Но родительское движение всё же продолжало принимать некоторое участие в культе Храма.

Ессеи почти не общались с другими евреями, так как этого требовал Закон Божий. Учёные считают Галахическое письмо ключом к истокам сектантского движения. Оно указывает на ряд различий между еврейскими религиозными лидерами и ессеями в вопросах чистоты веры. Возможно, эти различия и стали причиной возникновения секты в целом.

В теоретическую основу образа жизни ессеев легло мировоззрение секты. Опираясь на него, люди должны были быть готовы к наступлению конца дней. Это требовало неукоснительного соблюдения мицвот, то есть, отделения от обычного общества и максимальной социальной сплочённости. Члены ядада строго соблюдали Правила.

Древняя еврейская секта ессеев

Они совместно питались, благословлялись, совещались и соблюдали законы ритуальной чистоты. Не члены секты считались нечистыми. У ессеев была строгая дисциплина, налагающая на них обязанность «демонстрировать послушание от низшего к высшему». Для этого у каждого было свое название. Каждый год ессеи перечислялись в соответствии с оценками, обязанности составлялись заново и определяли порядок их участия в ритуалах, собраниях и церемониях. Ведущие места в общине занимали священники, сыновья Садока».

За обучение и повседневное ведение дел секты отвечал маскил, а надзиратель (мебаккер) нёс ответственность за дисциплину. Основные решения принимались Сообществом членов. Секта ессеев была исключительно целомудренным мужским сообществом, которое поддерживалось притоком новых членов.

Добровольцы, присоединяясь к секте, должны были пройти предварительный экзамен. А потом их ждали два последовательных этапа выдвижения кандидатуры. В конце каждого этапа они проходили очищение. Когда кандидатура добровольца утверждалась, имущество новых членов полностью передавалось в общий фонд.

Нарушителей внутренней дисциплины наказывали в соответствии с дисциплинарным кодексом. Им могли сократить продовольственный паёк, временно или даже насовсем исключить из сообщества. Провинившихся заключали в холодную пещеру и даже казнили. Но в Дамасском документе описываются два вида сообществ: семейные и безбрачные. Безбрачный вид представлял собой лагерь. Семейный имел более монолитную структуру, как городок.

В нём были домашние хозяйства, частная собственность, женщины и дети. Но этот вид был в целом слабее. Из древних документов не понятно, подчинялись ли эти структуры какой-либо высшей власти. Ядад придерживался родительского движения, принятым законом Моисея. Об этом говорится и в Дамасском завете, и в Галахическом письме, а также и в других древних текстах.

По своему характеру устои ессеев похожи на раввинский иудаизм, имея некоторую оппозицию фарисеев. Секта Мёртвого моря приняла календарь из 364 дней. Об этом учёным стало известно из Книги Юбилеев и Книги Еноха. Ессеи часто помогали бедным, и сами вели аскетический образ жизни. Они носили одежду до полного её износа.

История ядада и его зачинателя не ясна, но некоторые подробности всё же сохранились в Дамасском завете. Основателем и лидером секты считается учитель праведности Аввакум Пешер. Но всё же это является спорным вопросом. Возможно, титул стал применяться к личности, появившейся после возникновения движения. Скорее всего, он и возглавил группу последователей.

Пешер в древних документах столкнулся с неким «злым священником», имя которого связывали с разными историческими персонажами. Иосиф Флавий и Филон описывали ессеев, как широкое движение, которое было распространено по всей Иудее. Но Плиний –старший писал, что ессеи жили только у Мёртвого моря. Но отношение к женщинам и к Храму все древние авторы описывают примерно одинаково.

Также имеется мнение, что секта могла быть связана с саддукеями или даже зелотами, хотя последнее сейчас всё больше отвергается. Ессеи скорее всего симпатизировали евреям, которые выступали против власти Рима, может быть, они даже присоединились к ним. По одной из версий, ессеи, спасаясь от римлян, спрятали сои манускрипты в пещерах Кумрана, а потом их перебили римские воины. Некоторые учёные считают, что ессеи подготовили почву для возникновения христианства.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Валерий

    и в евангелии упоминаемые ангелы в белых одеждах на встрече с Иисусом некоторыми считаются м.б. быть ессеями.(если не ангелами?). и когда Мария с младенцем бежали в “египет” ..могло быть-к ессеям. Да и самоназвание как звучит!?
    и Учитель обещал вернуться к ессеям через 200 лет..совпадает( примерно +/-) с принятой датой Рождества
    использовали 7 летний цикл инициаций(обучения)..это из цикла Сатурна, из астрологии
    и в нулевые мой товарищ встречался с ессеями в Иордании, но по “делам”, а вопросы мировоззрения не обсуждали…жаль

    Ответить