Кто такие дервиши?

дервиши

Всем знаком образ кружащегося дервиша, полностью одетого в белое и умело вращающегося, словно в трансе. Эти танцы настолько потрясают воображение, что невольно задумываешься – как же у них не кружится голова. Ведь вращаться они начинают медленно, затем темп ускоряется. Однако дервиш – это гораздо больше, чем просто визуальное зрелище, датируемое более чем 700 годами как часть суфизма и ордена Мевлеви. Мы рассмотрим историю дервишей, их верования и значение ритуала кружения.

Известные на Западе как кружащиеся Дервиши (монахи), члены Ордена Мевлеви (названного в честь их основателя Мевланы) из Коньи жили в том, что мы могли бы назвать монастырями. Один из них в Галате в Стамбуле является образцом поздней османской архитектуры, имеет гробницу, большую комнату для церемонии кружащегося танца (Сема), фонтан, из которого вода была щедро отдана публике, комнату хранителя времени, камеры для дервишей, отдельные помещения для мастера, секцию для женщин, комнату тишины, большой богато украшенный фонтан для омовений и прачечную.

Кто такие дервиши?

Орден Мевлеви, основанный Мевланой в Конье в Сельджукский период, состоит прежде всего из Текке, зданий, аналогичных западным монастырям. Первый из этих текке назван в честь Мевланы и считался «родоначальником» всех остальных. Постепенно количество текке было увеличено во время жизни Дивани Мехмета Челеби (того самого, кто способствовал распространению ордена) и благодаря его усилиям; в Алеппо, Египте и Алжире, на островах Хиос (Сакиз) и Митилини, и конечно же на турецкой земле. Галата Мевлевихане относится к числу последних.

Ритуалы последователей Руми (кружащихся дервишей) относятся к числу самых продолжительных, а также самых изысканных церемоний духовности. Ритуальное кружение дервишей-это акт любви и веры. Он обладает высоко структурированной формой, в которой мягкие повороты становятся все более динамичными, поскольку некоторые дервиши стремятся достичь состояния транс.

Музыка, сопровождающая кружение от начала до конца, колеблется от мрачной до рапсодической; ее эффект должен быть завораживающим. Пение стихов, ритмическое вращение и непрестанная музыка создают синтез, который, по мнению верующих, вызывает чувство парения, экстаза, мистического полета.

Многие более поздние Османские султаны, включая Мехмеда, Завоевателя Стамбула, были очарованы идеалами Мевлеви. Реформистский Султан Селим III был фактически ее членом. Сулейман Великолепный, величайший из султанов, высоко ценил дервишей Мевлеви, и их семахане (вращающийся зал) были построены для них как его императорский дар.

Кроме дервишей Мевлеви, дервиши ордена Бекташи также высоко ценились султанами и другими простыми людьми. Танцы дервишей Бекташи назывались танцами Кирклар Сема, которые не включали в себя кружение, как у Мевланы.

Кружащиеся Дервиши сыграли жизненно важную роль в эволюции Османской высокой культуры. С 14-го по 20-й век их влияние на классическую поэзию , каллиграфию и изобразительное искусство стало более глубоким, в то время как музыка была, возможно, их самым большим достижением. Местами встреч дервишей, , стали академии искусства, музыки и танца. Сегодня в спектаклях кружащихся дервишей участвуют двенадцать музыкантов (на традиционных турецких инструментах) и 12 танцоров. Есть также мастер церемонии. Спектакль разбивается на две части с введением, проводимым мастером, за которым следуют 3 или 4 музыкальных произведения. За этим следует церемония закручивания в 4 части.

Ритуал Семы

Церемония Сема представляет собой духовное путешествие; обращение искателя к Богу и истине, созревание через любовь, трансформацию себя как путь единения с Богом и возвращение к жизни как слуги всего творения.

Танцор (с верблюжьей фетровой шляпой, изображающей надгробие, и широкой белой юбкой, символизирующей саван смерти), сняв свою черную ткань, духовно рождается к истине. Они стоят, скрестив руки на груди, готовые начать свою очередь.

В своей прямой позе они представляют число один, свидетельствуя о единстве Бога. В начале каждого из четырех движений церемонии дервиши кланяются друг другу, почитая внутренний дух. Когда их руки раскрываются, правая рука раскрывается к небесам в молитве, готовая принять Божью милость. Левая рука, на которой покоится его взгляд, обращена к Земле в жесте посвящения.

Семазен с неподвижными ногами обеспечивает точку соприкосновения с этой землей, через которую могут течь божественные благословения. Поворачиваясь справа налево, он обнимает все творение, повторяя имя Бога в своем сердце.

Одна из прелестей этого семисотлетнего ритуала заключается в том, что он объединяет три фундаментальных компонента человеческой природы: ум, эмоции и дух, объединяя их в практике и поклонении, которое стремится к очищению всех трех в обращении к Божественному единству. Но самое главное – обогащение этой земли и благополучие человечества в целом.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий