Юрьев день: суть праздника

Юрьев день

Юрьев день – это день святого Георгия. У русских имя Юрий – это производное от имени Георгий. Многим знакомо предание о победе Георгия над драконом. Этот день отмечается 23 апреля. В этот день он погиб в Палестине. Святой Георгий является одним из первых мучеников, который принял смерть за христианскую веру. За это он причислен к лику Святых.

Легенда о драконе и Георгии

В старой английской легенде говорится, что страшный дракон Гриффен донимал небольшой город. Георгий сразился со страшным драконом и убил его. Своим отважным поступком он спас принцессу. День Святого Георгия – это христианский праздник. Об этом говорится в легенде: перед тем, как убить дракона, Георгий предложил людям стать христианами, только в том случае он отправится на битву с чудовищем.

Но историки приводят факты того, что настоящий Святой Георгий жил в Палестине. Это было в III веке. Он, как и его отец был солдатом в Римской армии. Его казнили за веру в Христа. В Грузии Георгия считают покровителем. В России он также является покровителем Москвы. В Англии день Святого Георгия – национальный праздник. Его начали отмечать с начала XV века. Но вступив в союз с Шотландией в XVIII веке, англичане почти утратили эту традицию. С тех пор они начали массово отмечать день Святого Патрика, покровителя Шотландии.

Два Юрьевых дня у народов России

День Святого Георгия на Руси получил своё название – Юрьев день. Он, в отличие от Англии, отмечается ещё и 26 ноября. Во времена крепостного права в России в этот день крепостные крестьяне могли уходить от одного феодала к другому. В 1592 году крестьяне в России стали окончательно крепостными. И единственное время, когда они могли добровольно перейти к другому барину, был Юрьев день. Это называлось правом «Крестьянского выхода».

Переход осуществлялся за одну неделю до Юрьева дня и неделю после. Когда в России отменили крепостную привязанность крестьян к помещику, появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Люди сожалели об утраченных надеждах на лучшую жизнь. Также к этому периоду относится слово «объегорить», так как имя Георгий ещё у русских звучит не только, как Юрий, но и как Егорий, Егор. Объегорить – значит обмануть.

День Святого Георгия Победоносца, который отмечают 23 апреля, у русских тоже именуется Юрьевым днём. В этот день крестьяне после зимы начинают массово выводить скот на луга. Это праздник пастухов. В этот Юрьев день принято было купаться в росе, называющейся «егорьевская роса». Люди проводили первый сбор лечебных растений. Повсюду были организованы народные гуляния. В домах столы ломились от угощений. В поле разводились костры, проводились обряды для Егория, чтобы он не дремал и берёг скотину. Крестьяне укачивали пастуха на качелях, чтобы он не спал в летние месяцы во время выпаса стада. В этот день пастухам дарят подарки, а ещё их кормят яйцами в поле. Молодёжь устраивает конные скачки и состязания. Так начинается сельскохозяйственный год. В южных областях России 23 апреля делит год пополам. В Юрьев день заканчивается первая половина года.

Юрьев день в Восточной Европе

У восточноевропейских славянских народов этот праздник тоже широко известен как скотоводческий праздник. В этот день происходит массовая дойка овец. Животных украшали венками из полевых цветов. Венком также украшали посуду, куда сливали надоенное овечье молоко. С этим молоком совершали магические действия, направленные на повышение плодовитости стада и защиту от хвори и напасти, а также от всякой нечисти и колдовства. Во время праздника приносили в жертву молодого барашка.

У восточных славян этот день известен, как «зелёный Юрий». Крестьяне водили в этот день по улицам села человека, покрытого зеленью. Сербы наполняли огромную корзину травами и венками.

Юрьев день

Эту перевёрнутую корзину надевали на мужчину, и он в ней ходил по селу. Его сопровождали другие мужчины, одетые в нарядные одежды. Было и конное сопровождение. Подходя к воротам дома, они песнями оповещали хозяев о приходе святого Юрия. Хозяева же в ответ окатывали их водой. В этот день снимались запреты на запрещённые продукты питания. Первое молоко в этот день было поминальным. Его отдавали соседям, чтобы те помянули умерших родственников.

До Юрьева дня сербам нельзя было употреблять в пищу молоко, особенно женщинам, потерявшим младенцев. Болгарам и словакам в этот день запрещено было работать и шуметь. Ночью молодые люди, обходя село, несли шкуру егорьевского ягнёнка в поле и другие сельскохозяйственные предметы в поле, где их закапывали. Этим они обеспечивали безопасность поселения. А девушки в это время ходили по домам и желали здоровья и благополучия хозяевам.

На территории Белоруссии, Украины и Болгарии крестьяне выходили в поле с обрядовыми церемониями. Люди осматривали молодые всходы, читались заговоры на воду. Прямо под открытым небом стелились скатерти с разнообразной снедью. Остатки еды отдавали земле, закопав их на поле. Чтобы урожай был хорошим, земледельцы и пастухи катались и кувыркались на всходах. На поля же выпускали ненадолго скотину. Этот обряд должен был обеспечить высокий надой молока и хороший урожай хлеба. Читались заговоры против града, засухи, непогоды. Специально освящённые в церкви веточки вербы втыкали в землю на поле. Также на поле приносили вертел от юрьевского ягнёнка. Землю брызгали освящённой водой и целовали. Люди молились о хорошем урожае.

У православных христиан Юрьев день приходится на один из пасхальных дней. Молодые люди с величальными песнями ходили из дома в дом, прославляя хозяев, называя их по имени-отчеству. За это им давали угощение и подарки. А на границе между Белоруссией и Россией народ жёг огромные костры. В белорусском народе верят, что Святой Георгий является опекуном лошадей. Все белорусские крестьяне обязательно ходили в церковь в этот день. Праздничным блюдом у них на столе являлся овсяный кисель. Скот слегка хлестали освящённой веточкой вербы. Егорьева роса считалась у белорусов, русских и украинцев лечебной. Ей лечили не только скот, но и людей. По преданию, Георгий отпирал землю ключами, которые дал ему Господь. Так он выпускал на землю жизненные соки.

Юрьев день у народов Прикамья

Народы Прикамья в этот день пугали волков, чтобы они не нападали на скотину. Деревенские люди с шумом трещоток шли к лесу, кричали и свистели. А на самом севере России коми-пермяки ещё проводили обряд, который называется водосвятый молебен. Во время его проведения люди купали коней. Иконами святили воду, окуная их в реку. Совершали также обряд стояния в воде.
Георгий Победоносец – один из самых почитаемых славянских святых. Он является покровителем Москвы. В Святом Георгии переплетаются два образа: один – это защитник христианской веры и победитель змея, другой – покровитель землепашцев и домашнего скота. Также его образ связан с началом весны и полевых работ.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий