История создания корпорации ВАЗ – кто и когда придумал Ладу и другие авто

Легковые автомобили начали производиться в СССР еще в пятидесятые годы прошлого века. Однако на тот момент они были огромным дефицитом. Транспортные средства распределялись только по спискам предприятий. Однако купить их даже по месту работы удавалось по большому блату. Так продолжалось до появления крупнейшего автомобильного предприятия. При этом с историей создания ВАЗ знакомы далеко не все.

Рождение автогиганта

Советские люди могли покупать авто еще в пятидесятых. Однако на тот момент выбор машин был небольшим. Наиболее доступной стоимостью обладал «Москвич». При этом «Победа» считалась наиболее дорогостоящей. Число «Москвичей», которые производились, не позволяло перекрыть спрос.

Государству требовался поистине народный автомобиль. Эту функцию до поры до времени выполнял «Запорожец». Но многих людей эта модель не устраивала. Так продолжалось до тех пор, пока правительство не придумало построить новый автозавод. Он мог бы выпускать больше 500 тысяч легковых авто и удовлетворить потребности советских граждан.

История создания корпорации ВАЗ – кто и когда придумал Ладу и другие авто

Для ускорения процесса создания нового предприятия привлекли зарубежных специалистов. Свой выбор советское правительство остановило на итальянской корпорации FIAT. Легковые авто предприятия пользовались в европейских странах необыкновенной популярностью. В 1966 году корпорация предложила новую машину. Ею стал FIAT 124. Эта версия удостоилась звания «Автомобиль года». Изготовление этого транспортного средства планировалось наладить и в Советском Союзе.

Решение официально построить автозавод в Тольятти приняли 20 июля 1966 года. Строительство стало действительно масштабным. Аппаратуру для компании производили на 844 машиностроительных заводах Советского Союза. Также в процессе принимали участие 900 предприятий других государств. К ним, в частности, относились предприятия Франции, Англии, Италии, Германии.

Столь грандиозное строительство должно было длиться 6 лет. Однако на практике само предприятие возвели в кратчайшие сроки. Этот процесс занял всего 3,5 года. В 1970 году выпустили первые «Жигули».

Первая «копейка» в копилке моделей

Когда появилась первая версия на базе FIAT 124, стало понятно, что это уже абсолютно иное авто. Оно было собрано из местных деталей и имело больше 800 доработок по сравнению с прообразом. Они были направлены на адаптацию авто к местным дорогам и климатическим условиям. Так, разработчикам удалось усилить кузов и сделать дорожный просвет больше. К тому же ВАЗ-2101 был оснащен новым карбюраторным мотором, объем которого превышал 1,2 литра.

История создания корпорации ВАЗ – кто и когда придумал Ладу и другие авто

Люди прозвали это авто «копейкой». Благодаря этому удалось не только уменьшить дефицит машин в стране, но и изменить представление автомобилистов о легковушках. Удобство, отличная динамика, прекрасная управляемость и экономичность дали возможность в короткие сроки стать первой модели поистине народным авто.

Версии ВАЗ-2101 производили до 1988 года. За этот период времени удалось выпустить примерно 4,8 миллиона так называемых копеек. Однако и сейчас, через 30 лет после выпуска последней версии, немало машин в прекрасном состоянии ездит по дорогам страны. Примечательно, что с 1971 года модели ВАЗ-2101 экспортировались заграницу. Тогда же авто получило экспортное наименование – LADA. При этом на внутреннем рынке модель прославилась как «Жигули».

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Еще одной известной моделью стала так называемая шестерка. Ее промышленное название – ВАЗ-2106. Массовое производство изделия стартовало в 1976 году. Оно длилось до 2006 года. В общей сложности выпустили больше 4 миллионов шестерок.

Кто создал эту модель? Известно, что базой стал FIAT 124 Speciale, который появился в 1972 году. Для «шестерки» был характерен мотор относительно высокой мощности. Его объем составлял 1,6 литра. При этом мощность находилась на уровне 75 лошадиных сил. Модель развивала скорость до 152 километров в час.

Автомобиль представлял собой 4-дверную пятиместную модель, которая оснащалась 4- или 5-ступенчатой коробкой передач. При этом она имела кузов типа «седан». Для оформления современного авто использовались новые детали. Это была пластиковая окантовка фар и решетка радиатора. При этом номер имел подсветку. В салонах удалось усовершенствовать шумоизоляцию. На сидениях спереди появились подголовники. При этом кресла приобрели рельеф.

История создания корпорации ВАЗ – кто и когда придумал Ладу и другие авто

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на заводе выпустили первый ВАЗ-2121, который получил название «Нива». Эта машина стала новым этапом в развитии полноприводных авто. На внедорожниках того периода главной осью стала задняя. При этом переднюю подключали при съезде на пересеченную местность. В любой момент «Нива» могла преодолевать сложные участки, поскольку там полный привод использовался всегда.

В первый раз на внедорожнике такого класса использовались атрибуты легковушки. К ним стоит отнести передние дисковые тормоза и несущий кузов. Также авто включало независимую переднюю подвеску. К тому же отличием от аналогов того периода стал тот факт, что новая машина была оснащена высокооборотными двигателем.

Интересно, что новое авто стало первой полностью оригинальной машиной, которая была разработана на Волжском автозаводе. ВАЗ-2121 представляет собой самое экспортируемое авто СССР. В былые времена до 70 % таких машин шло на экспорт. Праворульная версия автомобиля продавалась даже в Британии, Японии и прочих странах, которые имели левостороннее движение.

С 1977 года выпустили 2,5 миллиона моделей ВАЗ-2121. За это время «Нива» прошла ряд циклов усовершенствований. При этом в 2005 году она поменяла название на «Лада» 4х4. Наиболее современной версией стала Urban. Авто оснастили кондиционером, электропакетом, пластиковыми бамперами по оттенку кузова. Также машина имела литые диски и металлизированный окрас.

В авто сохранили полный привод. Также машину оснастили раздаточной коробкой с понижающей передачей. Апдейты длятся и сейчас. В частности, в 2016 году на LADA 4х4 добавили подшипники передних ступиц. Также на авто появились газонаполненные амортизаторы.

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После развала СССР завод оказался в сложном положении, подобно многим предприятиям государства. Но уже к середине девяностых предприятие смогло наладить свое изготовление авто.

История создания корпорации ВАЗ – кто и когда придумал Ладу и другие авто

Первой моделью Автоваза после распада Советского Союза стала «десятка». Эта модель получила название ВАЗ-2110. Сложности переходного периода привели к тому, что авто появилось с задержкой на 3 года – только в 1995 году. На рынке РФ машина вполне могла соперничать с востребованными иномарками того периода. Практически сразу появилась «одиннадцатая» модель. Спустя несколько лет Автоваз выдал ВАЗ-2112. В 2007 году вышла Priora. Это была последняя модель, которая обладала советским происхождением.

В 2008 году во время экономического кризиса завод сумел установить взаимодействие с фирмой Renault. Это стало стимулом к финансированию со стороны правительства РФ. В результате развитие предприятия вышло на новый виток. В коллаборации с французской фирмой появились новые версии Лады. Среди них стоит выделить Largus, Granta и второе поколение Kalina.

Новейшая история: время «икс»

Новый период вынудил создавать другие авто. Автовазу, который объединился с Рено и Ниссан, потребовалась новая площадка. Она могла соперничать с востребованными машинами производства стран Европы и Кореи. В итоге была создана Веста, которая легла в основу новейшей истории Автоваза.

Эта машина появилась в июне 2010 года. Она стала воплощением новой идеи Автоваза. К 2020 году это авто должно было привести к замене модельного ряда. Характерной чертой стало не только изменение конструкции. Создание модели Веста существенно повысило имиджевые характеристики марки. Согласно статистическим данным, в настоящее время каждый третий покупатель пересаживается на это авто с других машин.

История создания корпорации ВАЗ – кто и когда придумал Ладу и другие авто

Новые версии Vesta и XRAY появились в 2015 году. Они превратились в реальный прорыв. Х-графика, которая использовалась, стала характерной особенностью сегодняшнего Автоваза. Стиль придумала команда дизайнеров завода, которую возглавлял Стив Маттин. К основным характеристикам нового стиля Лады стоит отнести Х-графику и нижние воздухозаборники. К тому же машину оснастили решеткой радиатора.

С момента начала изготовления двух моделей Автоваз стал распространять инновационную стилистику Лады на другие модели. В результате компания сумела сформировать более понятный модельный ряд. Каждый сегмент потребителей имел свои модели. Так, LADA Granta включает бюджетные авто, к моделям Vesta и XRAY относятся авто подороже. Также концерн выпустил узкоспециализированные версии. Ими стали LADA 4×4 и Largus.

Наиболее востребованной Ладой по результатам продаж за 6 месяцев 2019 года оказалась LADA Granta. В общей сложности концерн продал почти 64 тысячи авто этого семейства. Это на 40 % выше параметров предыдущего года. При этом модель Веста оказалась на второй позиции топа. В течение 6 месяцев предприятию удалось реализовать больше 55 тысяч авто.

История много раз показывала, что производство даже наиболее удачных моделей когда-то заканчивается. Однажды конвейер остановится и для Весты, как это случилось с некогда востребованной «копейкой». Однако сейчас Автоваз не намерен прекращать производственный процесс. К 2026 году предприятие пообещало запустить 8 новых версий в серию.

История создания ВАЗ началась еще в шестидесятые годы прошлого века. С того момента концерн выпустил много удачных автомобилей, которые стали настоящими хитами. Однако по сей день предприятие продолжает развиваться и предлагать людям интересные новинки.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий