Когда был изобретен первый в мире деревянный велосипед – история создания

В современном мире велосипед представляет собой одно из популярнейших транспортных средств. Это связано с компактными размерами, небольшим весом, безвредностью для экологии, безопасностью для людей. Но далеко не каждому известно, когда конкретно был изобретен первый деревянный велосипед. Это транспортное средство появилось еще в начале девятнадцатого века. Его автором считается Карл фон Дрез.

Как Да Винчи связан с изобретением

Чертеж первого велосипеда был найден в Миланском университете. Эскиз обнаружили с обратной стороны рисунка Леонардо да Винчи. Потому его подлинность ни у кого не вызывает сомнений. Итальянцам очень понравилась мысль, что первый велосипед был придуман Леонардо да Винчи.

Однако с течением времени эти сведения опровергли. Согласно первой версии, круги действительно нарисовал знаменитый художник. При этом монахи в шутку добавили к ним дополнительные детали. Вторую версию выдвинул Ганс Лессинг. В течение многих лет он занимался исследованием деятельности Леонардо и сделал вывод, что автором схемы является ученый Калифорнийского университета Карло Педретти.

Изобретение графа Сиврака

Многие считают автором первого деревянного велосипеда графа Сиврака. Его конструкция называлась селерифером. Она включала 2 колеса, которые скреплялись при помощи бруса. При этом переднее колесо превышало по размерам заднее. Оно не могло поворачиваться. Потому транспортное средство перемещалось исключительно по прямой. При этом в движение его приводили ноги человека. В 1791 году Сиврак показал свое изобретение восхищенным дамам. Оно даже украсило витражи церкви Святого Егидия.

Однако через некоторое время удалось установить, что событие, которое описывалось, и сама разработка представляют собой фальсификацию, датируемую 1891 годом. Ее автором стал журналист Луи Бодри. При этом граф де Сиврак представляет собой вымышленного персонажа. Прообразом этой фигуры стал некий Джин Сиврак, который занимался импортом четырехколесных экипажей.

Изобретение графа Сиврака

Артамонов – русский изобретатель велосипеда

Конструирование велосипеда представляло собой очень важное событие. Потому его создание пытались приписать себе различные государства – Франция, Китай, Великобритания, Италия. Россия тоже не стала исключением.

Так, существует версия, что автором первого деревянного велосипеда стал Ефим Артамонов – крепостной из Тагильского уезда. Считается, что по приказу своего хозяина Акинфия Демидова он преодолел расстояние в 2 тысячи километров и попал в Москву. Свое изобретение крепостной представил на коронации Александра Первого.

Царю очень понравилось это устройство. Благодаря этому он освободил крепостного и всю его семью. Первый экземпляр транспортного средства хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила. Если считать годом создания конструкции 1801 года, то возникает вопрос, почему он похож на велосипеда-паука, ведь устройства из мартеновской стали начали появляться лишь в 1870 году.

Чтобы разобраться в этом вопросе, модель, представленную в музее, подвергли экспертизе. По ее результатам удалось установить, что конструкция была сделана из мартеновской стали и появилась в конце девятнадцатого века. К тому же никаких бумаг, которые бы доказывали авторство Артамонова, найти не удалось.

Артамонов – русский изобретатель велосипеда

Велосипед Карла Дреза

Официально автором первого деревянного велосипеда считается Карл Дрез. Патент на свое изобретение исследователь получил в 1818 году.

Зачем он изобрел этот транспорт

Год перед созданием изобретения был очень тяжелым. Он запомнился необыкновенными холодами в результате извержений вулкана. К тому же в 1816 году был уничтожен почти весь урожай. Также наблюдалось значительное уменьшение поголовья домашних животных, и лошади не были исключением. Потому люди пытались отыскать альтернативные способы перемещения.

Считается, что это побудило Карла фон Дреза возобновить работу над созданием велосипеда. Дело в том, что первая попытка разработать транспортное средство была предпринята ученым в 1814 году, но она не принесла успеха. Однако в 1817 году исследователь все же сумел создать первый прототип велосипеда. Конструкция имела 2 колеса. При этом над передним колесом находился руль-держатель, который был полностью деревянным.

Конструкцию Дреза назвали машиной для бега. Это было связано с тем, что на ней можно было перемещаться при помощи ног. Для этого требовалось отталкиваться ими от земли и балансировать на переднем колесе. Конструкция в большей степени напоминала самокат. При этом она позволяла достигать скорости 12 километров в час.

Велосипед Карла Дреза

Спустя 1 год Дрез получил патент на свое изобретение. Транспортное средство стало настолько популярным, что его начали выпускать французские и британские предприятия, которые специализировались на производстве карет. Однако популярность велосипеда длилась не очень долго и не принесла Дрезу много денег. В 1851 году ученый скончался в нищете. При этом работа над конструированием велосипеда была возобновлена только через 20 лет.

Запрет на использование велосипеда

После создания велосипеда количество такого транспорта неуклонно росло. Несмотря на наличие патента, Карл Дрез практически не продавал свою разработку. Дело в том, что конструкция транспортного средства была настолько простой, что ее был способен сделать любой мастер. К тому же тяжелые времена прошли, и численность лошадей восстановилась. Потому потребность в велосипедах исчезла.

К тому же первые транспортные средства были очень тяжелыми. Их вес достигал 23 килограммов. Дороги в те времена были сильно повреждены каретами. Это вынуждало велосипедистов перемещаться на тротуар. Это создавало опасность для пешеходов. Новый транспорт сбивал людей. К тому же велосипед перемещался на большой скорости, а потому велосипедисты зачастую не могли с ним справиться. Потому транспортное средство было запрещено на несколько десятков лет.

Труды Макмиллана

В 1840 году изобрели новую конструкцию велосипеда. Кузнец из Шотландии Киркпатрик Макмиллан приделал к велосипеду педали и седло. Трансмиссия полученной конструкции состояла из системы шатунов, которые передавали усилие от велосипедиста на переднее колесо.

Труды Макмиллана

Изобретение Лалмана

Часто возникает вопрос, в каком году велосипед снова был усовершенствован. В 1863 году инженер Пьер Лалман, который специализировался на создании детских колясок, прикрепил к дрезине педали. Сооружение фиксировалось на передней оси.

Лалман представил новую конструкцию в Париже. Стоит отметить, что она оказалась в центре внимания многих людей, в том числе и богатых братьев Оливье. Им очень понравилось новое транспортное средство. Потому братья предложили Лалману поработать вместе.

С братьями Оливье сотрудничал также знаменитый французский инженер Пьер Мишо. Он внес в модель Лалмана некоторые изменения. В частности, исследователь предложил использовать вместо деревянной рамы металлическую. При этом колеса оставались деревянными, но оснащались металлическими шинами. Именно Мишо ввел в обиход новое название транспорта – «vélocipède».

Изобретение Лалмана

Когда деревянные велосипеды вошли в массовое производство

Лалман получил патент на свое устройство только в 1866 году. Именно тогда и началось его массовое производство. К этому приложили руку братья Оливье и известный французский инженер Пьер Мишо. При этом в первоначальную конструкцию устройства были внесены существенные изменения. Главным усовершенствованием стала замена деревянной рамы на более прочную металлическую.

С момента массового изготовления велосипедов деревянные модели были забыты, так как они значительно уступали металлическим аналогам. Но некоторые мастера продолжали изготавливать деревянные устройства. Они были предназначены для участия в выставках и конкурсах. Многие изделия стали коллекционными. Сегодня их часто можно встретить в музеях.

Появление Пенни-фартингов

В 1869 году появились новые велосипеды, которые получили название пенни-фартингов. Также часто использовался термин «велосипеды-пауки». Они напоминали монеты различного диаметра. Так, «пенни» имела большие размеры, а «фартинг» – маленькие. За счет наличия большого колеса конструкция получалась более устойчивой.

Появление Пенни-фартингов

Автором этого транспортного средства стал Эжен Мейе. Такие велосипеды оснащали спицами, что делало колеса более легкими и улучшало балансировку. Перемещаться на пенни-фартингах могли исключительно мужчины. Дело в том, что залезать на такие конструкции требовалось сзади, поднимаясь на ступеньку. При этом для езды ноги нужно было разводить в разные стороны. Выполнить такие действия в юбке было невозможно.

На момент создания таких транспортных средств пришелся период широкого распространения подобных устройств. Вслед за появлением пенни-фартингом придумали велосипеды для женщин. Они оснащались 3 колесами, а потому назывались трициклами. Одно большое колесо заменили два поменьше. При этом седло располагалось между колесами. К тому же трициклы оснастили цепной передачей, которая сделала перемещение более качественным.

Еще одним интересным изобретением стал велосипед-тандем. На таком транспортном средстве мужчина сидел позади женщины. Такой транспорт часто применяли для коллективных загородных поездок. При этом мужчина и женщина одновременно крутили колеса.

Пенни-фартинги давали возможность наращивать скорость до 25 километров в час. Потому они получили широкое распространение среди студентов, современной молодежи и мужчин различного возраста. За счет наличия большого колеса конструкция получалась весьма устойчивой.

Однако такие сооружения считались весьма травмоопасными. Дело в том, что при поворотах наблюдалось снижение центра тяжести. Это вызывало сильный наклон больших колес. В некоторых случаях транспортное средство переворачивалось, и велосипедист падал. При этом заднее колесо при торможении не давало эффекта.

Тормоз находился на руле, и слишком сильное нажатие приводило к тому, что велосипедист перелетал через руль и при этом мог запутаться в нем ногами. Несмотря на риск для здоровья, пенни-фартинги длительное время сохраняли свою популярность. При этом возникла потребность в совершенствовании конструкции, чтобы сделать ее безопаснее.

История складных велосипедов

В 1878 году была изобретена складная конструкция. Ее автором является Виллиам Гроут. Сооружение представляло собой складной пенни-фартинг. В структуру большого колеса входило 4 фрагмента, которые убирали в особый чехол. При этом небольшое колесо и руль тоже отсоединялись и складывались. Раму можно было собрать пополам. После чего все фрагменты компактно складывались и упаковывались.

История складных велосипедов

К концу девятнадцатого века начали создавать разные виды складных велосипедов – для мужчин, женщин и детей. Много исследователей получили на подобные конструкции патенты. Одним из наиболее известных изобретений стала модель Майкла Райана. Ее появление датируется 1894 годом.

Спустя пару лет Жерар и Шарль Морель придумали свою конструкцию армейского велосипеда, который мог складываться. В 1896 году англичанин Уильям Кроу придумал легкую конструкцию, которая выглядела весьма элегантно. Она напоминала по внешнему виду сегодняшние велотрансформеры.

Другие виды изобретенных велосипедов

За время своего существования конструкции велосипедов претерпевали много изменений. В 1867 году ученый Каупер придумал удачную модель металлического колеса, которое оснащалось спицами. В 1878 году англичанин Лоусон придумал использовать в конструкции велосипеда цепную передачу.

Другие виды изобретенных велосипедов

Первое транспортное средство, напоминающее современные, называлось Rover, что переводится как «скиталец». Такой велосипед сконструировал в 1884 году англичанин Джон Старли. Его выпуск был налажен уже в 1885 году. Это транспортное средство обладало колесами одинаковых размеров. При этом оно имело цепную передачу на заднее колесо.

Эти модели считались абсолютно безопасными. К тому же само слово «Rover» во многих языках использовалось для обозначения велосипеда. Компания Rover превратилась в крупнейший автоконцерн и существовала до апреля 2005 года.

В 1888 году шотландский изобретатель Джон Данлоп придумал надувные каучуковые шины. Они были более совершенными, чем предыдущие, а потому получили широкое распространение. Благодаря этому изобретению езда на велосипедах стала значительно удобнее. Это сделало данный вид транспорт более популярным. Девяностые годы девятнадцатого столетия по праву считаются золотым веком велосипедов.

Несмотря на то, что модели того периода во многом напоминали современные, они изготавливались из ржавеющей стали и не окрашивались. Потому конструкции нуждались в трудоемком уходе. Их требовались чистить, смазывать, обрабатывать бензином или керосином. Это нужно было делать после каждой поездки.

В 1898 году ученым удалось придумать педальные тормоза и механизм свободного хода. Благодаря этому педали можно было не крутить, а велосипед двигался сам. Тогда же были придуманы и ручные тормоза. Однако они не сразу получили широкое распространение.

Еще одним интересным изобретением был лигерад. Автором этого сооружения стал американский исследователь Браун. Конструкция представляла собой транспортное средство, на котором можно было перемещаться в лежачем положении, а также сидя или полусидя. Эта конструкция была придумана в 1895 году. При этом ее массовое производство наладили лишь в 1914 году.

Такие велосипеды могли развивать высокую скорость. Это было связано с уменьшением сопротивления воздуха. В 1933 году на лигерадах были проведены первые соревнования.

Стоит отметить, что деревянные модели велосипедов выпускаются и сегодня. К наиболее известным сооружениям относятся следующие:

  1. Perfect day – представляет собой горный байк, который отличается высокой степенью прочности. В качестве материала для рамы применяется береза.
  2. Aero – рама обладает конструкцией в виде «глаза». Его отличием от других моделей деревянных конструкций считается наличие жесткой металлической вилки.
  3. Гуапа – в конструкцию входит бамбуковая рама вместе с алюминиевой вилкой. Для велосипеда характерна высокая скорость и прекрасная устойчивость на гладком покрытии.

Создание деревянного велосипеда стало настоящим переворотом в науке и технике. Эта модель появилась еще в первой половине девятнадцатого века, но за время своего существования претерпела очень много изменений.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий