“Банкротство” люфтваффе

люфтваффе

14 декабря ВВС Западного фронта нанесли бомбоштурмовой удар по аэродрому Ватулино, юго-западнее Рузы. Накануне противник стянул сюда большое количество самолетов, в т. ч. авиагруппу I/JG52 с небольших засыпанных снегом площадок. Всю ночь работали наземные команды, укатывая взлетную полосу и рулежные дорожки.

Были оборудованы позиции малокалиберной зенитной артиллерии. Однако перекрасить машины в белый цвет и замаскировать их нацисты не успели. По советским данным, в результате налетов на аэродром Ватулино было уничтожено 13 самолетов противника, главным образом истребителей. В последующем немцы не подтвердили эту информацию, но признали, что их вынудили срочно покинуть неплохо оснащенную зимнюю базу; при этом им пришлось бросить ценное снаряжение и оборудование, принадлежавшее группе I/JG52.

В тот же день, 14 декабря, летчики группы II/JG51 вы-полнили несколько вылетов в целях прикрытия дороги Алексин — Тула. Одна из пар, возглавляемая опытным фельдфебелем А.Ребелем (A.Rebel), обнаружив разведчик Пе-2, атаковала его. Но ведущий сам оказался сбит оборонительным огнем и попал в плен. На допросе Ребель показал, что в начале зимы группу пополнили новыми самолетами до штатной численности — 35 Bf109F.

люфтваффе

15 декабря принадлежавшие части 23 «мессершмитта» (именно столько их осталось в строю) и несколько транспортных самолетов спешно перебазировались с аэродрома восточнее Калуги в Шайковку, около Юхнова, едва избежав захвата красноармейцами. Разведка, проведенная советскими летчиками в ближайшие два дня, показала, что на передовых аэродромах противника — Апферьево, Руза, Ватулино, Осташево — немецких самолетов нет. Неприятель был вынужден отвести находившиеся там части в тыл в связи с приближением советских войск.

15 декабря фашисты попытались активизировать деятельность авиации в полосе Западного фронта. Советские посты ВНОС зарегистрировали 32 пролета немецких самолетов, в то время как в течение предыдущей недели их было не более 10 за сутки.

Правда, в сложных метеоусловиях далеко не все вылеты могли быть обнаружены и учтены. Летали наиболее подготовленные летчики, но и для них полеты не всегда заканчивались благополучно.

Напри-мер, лейтенант Д. Лукеш (D.Lukesch) из III/KG76, пилотировавший Ju88 (№ 8533), зацепил крылом за землю и чудом остался жив, упав на нейтральной полосе. (Этот офицер отличился еще в период «Битвы за Англию», участвовал с первых дней в боях на Востоке, и через пять дней после ранения в аварии был удостоен «Рыцарского Креста». Ему удалось пережить войну, завершив ее на реактивном Аг234. Д. Лукеша, 620-м в немецкой армии, наградили в октябре 1944 г. «Дубовыми листьями»).

Наибольшие неприятности подстерегали 15 декабря авиагруппу lll/StG2. Немецкий историк X.Наурот так об этом писал: «По приказу генерала Рихтгофена оставшиеся на Востоке подразделения эскадры вернулись на полевой аэродром Дугино, приблизительно в 30 км северо-восточнее Вязьмы, и только в нескольких сотнях метров от шоссе Вязьма — Ржев.

В условиях плохой видимости, вызванной сплошными снегопадами, произошла трагическая потеря. Семь самолетов с экипажами не добрались до новой базы, и больше о них никогда не слышали».

Данные отечественных архивов позволяют отчасти прояснить эпизод с исчезновением семи Ju87. Попутно с перебазированием немецкие летчики пытались атаковать подвижную группу 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л.М. Доватора.

Прикрывавшая конников пятерка И-16 из 32-го иап сорвала замысел врага. Противник шел двумя волнами общей численностью до 40 машин. Советские летчики нанесли удар по первой группе, которую удалось частично рассеять, а частично уничтожить (по разным данным, сбито три или четыре «юнкерса», в том числе одна победа на счету ведущего «ишаков» — старшего лейтенанта А.С. Романенко).

Немецкие самолеты поспешили скрыться, освобождаясь от бомб и переходя на бреющий полет. Видимо, некоторые экипажи не смогли после боя восстановить ориентировку и потерпели катастрофу в начавшейся снежной пурге.

Ценные уточнения находятся и в немецком отчете: при вылете пикировщиков с аэродрома Рузы их обстреляли советские танки — прямым попаданием снаряда разбило машину (T6+ER) лейтенанта Х.Клауса (Н.Claus); летчик погиб, а раненый стрелок успел выскочить из горящей кабины и спастись.

Еще семь Ju87 немцы списали впоследствии, не уточнив причины гибели «юнкерсов». В некоторых самолетах, например, с бортовым кодом T6+KR, находился не один, а два пилота и радист, что можно объяснить перебазированием части. Среди погибших были такие опытные летчики, как оберлейтенант В.Ротермунд (W. Rotermund).

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий