Смертельный огонь

смертельный огонь

Во главе эскадрильи

Аэродром 193-го истребительного авиационного полка расположился у села, целиком уничтоженного захватчиками. Он перебазировался ближе к фронту.

По пять, а то и шесть раз в сутки приходилось летчикам подниматься в воздух для сопровождения бомбардировщиков или на перехват самолетов противника — бои за освобождение Харьковщины не прекращались ни днем ни ночью.

13 сентября 1943 года Иван Григорьевич Скляров со своей эскадрильей вылетел на прикрытие наших наземных войск, наступавших на Мелиховку Нововодолажского района. Истребители благополучно пересекли линию фронта и начали патрулировать над территорией, занятой противником, когда летчик, шедший справа, предупредил о появлении вражеских самолетов. С юго-запада к линии фронта приближались «юнкерсы» в сопровождении шести «мессершмиттов».

Командир эскадрильи, как правило, на себя брал бой с вражескими истребителями — на истребителях сидели опытные гитлеровские асы, и с ними тяжело было вести бой. Самолет И. Г. Склярова и еще два «ястребка» бросились на «мессеров», остальные — на бомбардировщиков. Вражеские истребители стали набирать высоту, и Скляров тоже пошел вверх.

Тогда ведущий «мессер» направил на него свой самолет. Расстояние быстро сокращалось. Еще миг, и самолеты столкнутся. Нервы у фашиста не выдержали, и перед самым носом «ястребка» машина врага взмыла ввысь. Тут же вражеский истребитель получил снаряд в бензобак и пошел к земле, оставляя за собой полосу черного дыма.

Второй «мессершмитт» был подбит ведомым Склярова. Вра-жеские истребители бежали, оставив бомбардировщиков без прикрытия. Вся эскадрилья бросилась на «юнкерсов». Сбросив бомбы на свои же войска, пираты пытались вырваться из окружения советских истребителей. Скляров пристроился к бомбардировщику и через минуту сбил его.

Через несколько дней шестерка «ястребков» под командованием старшего лейтенанта Склярова, прикрывая наземные войска в районе Лозоватки, встретила 30 вражеских бомбардировщиков. Они шли без сопровождения истребителей. Советские соколы вступили в бой с численно превосходящим врагом. Рассекая строй, метким огнем Скляров уничтожил один самолет врага. Справа загорелся другой. Это подбили самолет его друзья. Затем к земле пошли еще два бомбардировщика. Гитлеровцы, не долетев до намеченной цели, сбросили смертоносный груз и начали удирать. Советские «ястребки» догнали замыкающего и сбили.

За время боев на Курской дуге и Харьковском направлении эскадрилья старшего лейтенанта Склярова произвела 307 боевых вылетов, провела 48 воздушных боев, в которых сбила 29 самолетов противника. На личном счету командира 18 сбитых вражеских самолетов, в том числе 9 бомбардировщиков и 9 истребителей.

смертельный огонь

На встречных курсах

Штурмовики 61-го Краснознаменного штурмового авиационного полка шли на Богодухов, где сосредоточилось большое количество живой силы и боевой техники врага. Их сопровождали «ястребки» 137-го истребительного авиационного полка, которых вел командир майор Николай Изотович Барчук. Это был его 270-й вылет.

Фронт пересекли без потерь; когда подходили к Богодухову, Барчук предупредил:

— Подходим к цели. Усилить внимание!

Над Богодуховом были облака, но штурмовики начали пикировать, бомбы одна за другой падали на скопление вражеских танков и автомашин. Затем штурмовики сделали второй заход, обрабатывая улицы города, забитые артиллерией, повозками. При третьем заходе на бреющем полете штурмовики вели огонь из пушек и пулеметов и взяли курс на свой аэродром.

Неожиданно появились 8 «мессершмиттов» и 6 «фоккеров» и устремились в погоню за советскими самолетами. Н. И. Барчук предупредил товарищей об опасности.

Он с четверкой находился выше немецких самолетов и выжидал момент для атаки.

Резко набрав высоту, фашистские пираты решили использовать облака для внезапной атаки советских самолетов. Они вынырнули из облаков почти рядом со штурмовиками.

Майор Барчук, увлекая свою четверку, бросился наперерез «мессерам». Самолеты сблизились на встречных курсах. Несколько маневров, и советские истребители в глубоком вираже. Командир полка берет на прицел ведущего. Рука автоматически нажимает гашетку… «Мессер» падает на землю.

Но к задней пятерке штурмовиков в это время пристроился «фоккер». Еще миг — и он откроет смертельный огонь. Увеличив скорость, Барчук поспешил на помощь. Короткой очередью ему удалось зажечь вражеский самолет. Гитлеровский летчик так и не успел сделать ни одного выстрела.

Бой советских истребителей с самолетами противника был выигран. Ни один наш самолет не получил повреждения.

А через два часа новый вылет. Теперь сопровождать на Новую Водолагу илы. И опять встреча с вражескими истребителями.

В боях за Харьковщину майор Барчук в течение июля — августа 1943 года сбил пять вражеских машин. Всего на счету командира полка 30 сбитых самолетов противника. В одном из воздушных боев 21 сентября 1943 года Н. И. Барчук погиб.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Александр

    а причём тут к статье фото из 21иап КБФ и горящий американский бомбёр?
    Вы всех держите за лохов? Что это за “патриотизм” такой?!

    Ответить