До войны Север европейской части Советского Союза обслуживали два подразделения: 33-е Архангельское и Апатитское Северного управления ГВФ.
Из них и Вологодского транспортного подразделения и была сформирована карело-финская особая авиагруппа, позже, в ноябре 1942 года, переименованная в 5-й отдельный авиаполк ГВФ. Командиром авиагруппы был назначен бывший командир Архангельского авиаподразделения ГВФ Николай Александрович Опришко, комиссаром — Григорий Матвеевич Поздняков.
Разве гражданский летчик, перевозивший на самолетах ПО-2, Ш-2, П-5, ЛИ-2 мирных пассажиров и грузы, летавший над колхозными полями, удобряя озимую рожь, мог думать, что он станет боевым пилотом, будет бомбить врага, летать к партизанам в глубокий тыл противника, доставлять на передовые боеприпасы, вывозить с поля боя раненых, производить воздушную разведку?
Война совершенно изменила характер деятельности гражданской авиации. Прежде транспортные самолеты летали лишь при дневном свете, посадка и взлет после захода солнца рассматривались как чрезвычайное происшествие.
Если и проводились отдельные полеты ночью на хорошо оборудованных самолетах, то взлет и посадка обычно обеспечивались светом прожекторных установок или ярким световым посадочным знаком.
В военное же время обслуживание фронтовых частей и партизанских отрядов выполнялось ночью: самолеты взлетали и садились при тускло мерцающих фонарях, кострах, карманных фонариках, а иногда и просто при лунном свете. Полеты в облаках стали правилом.
До войны «Наставлением по летной службе» был установлен определенный минимум высоты. Бреющий полет, за исключением выполнения отдельных видов работ в сельском хозяйстве, категорически запрещался. А в годы войны на самолетах всех типов он был положен в основу пилотирования в прифронтовой полосе и при полетах к партизанам.
Никогда еще так полно не использовалась грузоподъемность самолетов. Вместо одного-двух пассажиров на ПО-2 перевозили по пять-шесть человек. А количество грузов на тяжелых самолетах часто увеличивалось в полтора и два раза против установленной нормы.
Суровый Крайний Север Советского Союза с первого же дня Отечественной войны стал ареной ожесточенных боев. Враги стремились перерезать Кировскую железнодорожную магистраль и захватить Мурманск — самый северный незамерзающий порт, связывающий Советский Союз с Англией и Америкой.
Единственная железная дорога и малоразвитая сеть грунтовых дорог не могли удовлетворить всех нужд фронта. Вот почему буквально с первых же часов войны на летчиков гражданской авиации, включенных в состав действующей армии, легли ответственные задачи по организации связи, переброске военных грузов, бойцов, офицеров, вывозке раненых из полевых госпиталей.
Первые удары врага приняли на себя пограничники. На Мурманском направлении в районе Зашейка стойко дрался с врагом один из отрядов пограничных войск. Все наземные пути к Зашейку были отрезаны, а пограничники нуждались в боеприпасах и продовольствии.
Пилоты Апатитского подразделения С. Н. Березин, С. С. Скоренко, Г. М. Нарбут, Н. К. Мосин, В. М. Приказчиков и А. И. Иванов первыми открыли полеты за линию фронта. На транспортных гидросамолетах МБР-2 и Ш-2 они пробирались к пограничникам. На пути их встречали истребители и зенитки противника. Они летали на озеро, один берег которого был занят врагом, совершая посадки и взлеты под огнем финско-немецких автоматчиков. В отдельные дни летчики делали по шесть-семь рейсов и полностью обеспечивали пограничников боеприпасами и продовольствием.
Через несколько дней после начала военных действий кораблям Северного флота и самолетам Военно-воздушных сил срочно потребовались запасные части, материалы и оборудование. Решить эту задачу могла только авиация.
Кратчайший путь из Архангельска в Мурманск лежал через Белое море. До этого еще не было случая в Заполярье, чтобы сухопутный самолет пересекал водное пространство протяженностью в двести километров. 28 июня в первый рейс через Белое море пошел тяжелогруженый самолет ПС-84. Его вели командир Н. Опришко и пилот Е. Лахов. Они благополучно пересекли водное пространство, но недалеко от пункта посадки были подбиты противником. Экипажу удалось сделать посадку вблизи аэродрома, и ценный груз был доставлен в Мурманск.
Впоследствии трасса через Белое море была хорошо освоена пилотами. Самолеты ПС-84, ПС-7, а потом и П-5 совершали регулярные рейсы по этому маршруту.
Отряды работали в тяжелых условиях. В первые месяцы войны они несли потери материальной части, были убитые и раненые.