Кто обеспечивал телефонами фронт

Кто обеспечивал телефонами фронт

Суровое военное время наряду с перестройкой работы промышленности на военный лад требовало и осуществления высокими темпами капитального строительства. Методом народной стройки было начато строительство первой крупной гидроэлектростанции на реке Терек. Орджоникидзевский завод «Метлит» был переоборудован в новый мотороремонтный завод. В г. Орджоникидзе были построены мощные авторемонтные мастерские. На ОВРЗ им. С. М. Кирова был оборудован литейный цех, который выпускал в большом количестве различные вагонные детали для обеспечения ими Орджоникидзевской и соседних железных дорог. На БМК им. А. И. Микояна был оборудован и вступил в строй новый сахарный цех, работавший преимущественно на мест больше, чем вдвое.

По заданию Наркомата цветной металлургии СССР в июне 1941 г. на высоте 2100 м. над уровнем моря началось строительство Згидского рудника, имевшего большое оборонное значение. Строительство рудника закончилось к концу года. Ввод его в эксплуатацию увеличил производственную мощность по выработке свинца и цинка по республике больше чем вдвое.

Садонский полиметаллический комбинат начал добычу гремучей ртути из местного сырья. Она предназначалась для начинки мин и гранат. Построенный в первые месяцы войны химико-металлургический цех 14 декабря 1941 г. выдал первую продукцию. В IV квартале 1942 г. комбинат выпустил для нужд Красной Армии и партизан более 526 гранат Ф—1, 20 200 кг аммония, около 15 тыс. кг аммотола, более 2400 шт. 200-граммовых и 1000 400-граммовых подрывных шашек, около 4,5 тыс. шт. противотанковых мин и 248 кг металлической ртути. За тот же квартал по заказу фронта на комбинате было отремонтировано 124 автомашины. Всего за годы войны коллектив предприятия отремонтировал для фронта автомашины и выдал военной продукции на сумму в 1 млн. 107 тыс. руб.

Орджоникидзевский вагоноремонтный завод им. С. М. Кирова включил в действие эвакуированное из Украины оборудование. Кировцы наладили выпуск и обработку мин, новых минометов и мин к ним. В начальный период войны в республику прибыло немало промышленного оборудования и рабочей силы из прифронтовых районов. Необходимо было срочно разместить это оборудование и задействовать его в интересах фронта. Так, в декабре 1941 г. по решению СНК Северной Осетии на базе эвакуированного в Северную Осетию Харьковского протезного завода был создан литейно-механический завод, коллектив которого получил задание Орджоникидзевского комитета обороны организовать выпуск гранат РГД-33 и прицелов для минометов М—50.

Перестраивая промышленное производство на военный лад, рабочий класс Северной Осетии только в течение первого года войны дал фронту 117 тыс. минометов, 50 тыс. мин, 114 тыс. гранат РГД-33, 164 тыс. артиллерийских снарядов, 69 тыс. кавалерийских шашек, 42 тыс. седел казачьего типа, более 400 повозок ПХ-40, свыше 107 тыс. кг войлока, 153 тыс. ватных телогреек, 118 тыс. ватных шаровар, 106 тыс. хлопчатобумажных гимнастерок, более 109 тыс. термосов, 13,5 тыс. полушубков, 26 тыс. шапок-ушанок, 6 тыс. шинелей и многое другое.

Существенно была перестроена работа железнодорожного транспорта. Значительно были сокращены перевозки, не имеющие оборонного значения. В первоочередном порядке осуществлялись перевозки ‘воинских грузов, промышленного оборудования и людей, следующих в глубокий тыл. Работники Орджоникидзевской железной дороги показали образцы стойкости, неся свою трудовую вахту под артиллерийским огнем и ударами вражеской авиации.

Сложные и трудные задачи перед железнодорожниками встали к осени 1941 г., хотя кавказские железные дороги работали круглосуточно и четко по графику, они были перегружены составами эвакуируемых промышленных предприятий и рабочих с запада на восток, эшелонами с другими народнохозяйственными грузами, санитарными поездами, а также следующими на фронт эшелонами с войсками, вооружением, боеприпасами, продовольствием и снаряжением.

После захвата гитлеровцами Тихорецка в начале августа 1942 г. железнодорожная связь с остальными районами страны прервалась. Тысячи паровозов и вагонов скопилось на Кавказе, а восточные районы страны испытывали в них острую нужду.

Кто обеспечивал телефонами фронт

В то же время с Кавказа надо было вывозить вооружение и товары, поступавшие по лендлизу через Иран, а также нефтепродукты, в которых остро нуждался фронт. В соответствии с решением Совнаркома СССР в IV квартале 1941 г. методом народной стройки началось сооружение железнодорожной магистрали Кизляр — Астрахань протяженностью в 348,6 км. Здесь трудилось 20 тыс. человек. Магистраль вступила в строй в рекордно короткий срок — 4 августа 1942 г. и сыграла огромную роль в ходе битвы за Кавказ.

Летом 1942 г. в исключительно тяжелых условиях началось строительство телеграфно-телефонной линии связи между городами Орджоникидзе, Тбилиси, Кутаиси по Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогам и Дигорскому ущелью. Северо-Осетинским управлением связи была сооружена обходная линия связи, соединившая города Орджоникидзе и Нальчик через селения Чикола и Лескен. Были построены кольцевые линии связи вокруг города Орджоникидзе общей протяженностью в 39 км.

Благодаря героическим усилиям работников Управления связи Северной Осетии были телефонизированы огневые точки, командные и наблюдательные пункты в городе и его окрестностях, правительственный командный пункт, радиофицированы КП ПВО, МГ1ВО Городского комитета обороны. Для обеспечения беспроводной связи с горными районами республики бесперебойно работали радиостанции в селении Зарамаг. Была проведена линия связи Садон — Галиат, Салон — Карца — Кобан, Кобан-Верхний — Саниба — Чмю. Ларс с выходом на магистраль Военно-Грузинской дороги. Перевезены и построены в Зарамаге передаточные особые группы для дальней радиотелеграфной и радиотелефонной связи с центром страны. В Садонском районе был установлен аппарат Бодо. В горные районы доставлено 20 радиоприемников. 2 резервных радиоузла и 110 телефонных аппаратов.

Все эти меры сыграли существенную роль в укреплении обороны Орджоникидзе и способствовали разгрому гизельской группировки немецко-фашистских войск.

В связи с переводом народного хозяйства на военный лад обеспечение предприятий промышленности и транспорта рабочими кадрами стало наиглавнейшей проблемой. С первых дней войны она была в центре внимания партийных, советских и комсомольских организаций. Значительное число мужчин наиболее дееспособных возрастов ушло на фронт. Производство испытывало острую нужду в кадрах. Кем заменить квалифицированных рабочих, специалистов, кого поставить в цеха, где нужны не только опытные и умелые руки, но и крепкие мускулы? Источник пополнения кадров был один — женщины, подростки, пенсионеры. Именно им выпала доля взять на себя ношу мужчин.

К ноябрю 1941 г. на швейную фабрику им. С. М. Кирова пришли 732 женщины. С июня 1941 г. по июль 1942 г. на Орджоникидзевский кожевенный завод было принято 664 женщины, более 100 из них перевыполняли нормы выработки96. Женщин выдвигали и на должности руководящих работников. Рядовая работница Орджоникидзевского пищекомбината О. Н. Быловицкая была назначена начальником смены, Н. А. Цакулова, М. А. Литвиненко и В. X. Филинова — мастерами.

В годы войны удельный вес женщин и подростков в составе рабочих кадров промышленных предприятий республики резко возрос. Так, если на БМК в 1940 г. насчитывалось 28,7% женщин-работниц, то к концу 1942 г. их было уже около 68 %97. На Орджоникидзевской железной дороге, по данным на 1 января 1942 г, женщины составляли 22,6% от общего количества рабочих, а к 1 июня 1942 г. — уже 38,4%. Только 2,9% мужчин трудилось в 1942 г. в составе коллектива рабочих и служащих швейной фабрики им. С. М. Кирова.

И все же, несмотря на огромный патриотический порыв гражданского населения страны помочь фронту своим активным участием на производстве, необходимы были экстраординарные меры со стороны правительства, чтобы все производственные мощности работали с максимальной отдачей. Суровое время требовало суровых решений. Фронту нужны были пушки, танки, снаряды, продовольствие. И он должен был получить их в нужном количестве. Тыл тоже становился фронтом.

Важную роль в использовании рабочей силы на предприятиях страны сыграли Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому директорам предприятий давалось право устанавливать для всех рабочих и служащих, начальников цехов, участков и бригад обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день99, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве.

Практическое осуществление этих двух государственно правовых решений на заводе «Стеклотара» позволило, например, в течение 1942 г. частично возместить недостаток рабочей силы за счет совместительства профессий и сверхурочной работы. Немалую роль в обеспечении предприятий рабочими кадрами сыграл массовый переход служащих административно-управленческого аппарата на должности рабочих. Основным источником пополнения состава рабочего класса Северной Осетии в первый период войны были горожане, а дополнительным — эвакуированное и сельское население.

Из числа трудоспособного эвакуированного населения на промышленные предприятия было направлено 7 тыс. человек. С начала войны по 1 июня 1942 г. промышленные предприятия и Орджоникидзевская железная дорога приняли на работу более 4 тыс. рабочих, эвакуированных в основном из Украинской ССР и Ростовской области.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Рассказ про работу тыла СССР, а фотографии в статье не работников тыла СССР, а вермахта. Почему?

    Ответить