Под парусами в царства льдов

Экспедиция шарка

На протяжении всей своей истории парус исправно служил делу исследования нашей планеты. Но вплоть до XIX века все экспедиции, перед которыми ставились научно-исследовательские задачи, использовали обычные военные или торговые парусники. Только со второй половины XIX века суда для научных экспедиций стали проходить специальную модернизацию или даже строиться по специальным проектам.

К концу XIX века основные «белые пятна» «опустились» в глубины океанов или остались в полярных районах.

После шестого международного конгресса, состоявшегося в Лондоне в 1895 году, на котором была отмечена важность исследования северных и южных высокоширотных районов, усилилась активность в изучении арктических и антарктических областей.

Рядом государств были организованы крупные научно-исследовательские экспедиции в Арктику и Антарктику, и во всех случаях экспедиционными судами служили деревянные парусники со вспомогательными паровыми двигателями. Это не случайно.

Судостроение того времени не могло обеспечить такой прочности железных судов, какую имели деревянные, специально предназначенные для плавания во льдах. Корабли с паровыми двигателями из-за большого суточного расхода угля имели также ограниченный район автономного плавания. Паруса помогали экономить топливо, увеличивая автономность плавания, и всегда могли быть использованы в аварийных ситуациях, связанных с поломкой несовершенных паровых машин.

Шло время. Интерес к далекой Антарктиде не ослабевал. Включились в исследования и США. Технический прогресс позволил уже использовать авиацию. Но доставлялись самолеты в Антарктиду все же в основном деревянными парусно-моторными судами. Таким судном была и «Пенола», на борту которой прибыл в Антарктиду небольшой самолет.

Эта небольшая шхуна, построенная в 1908 году во Франции, сменила много владельцев и названий («Яхт-38», «Наваха», «Алкан», «Фишинг», «Весл»). В 1934 году она была приобретена для английской антарктической экспедиции под руководством Д. Римилла, намеревавшейся исследователь Землю Грейама (Антарктический полуостров).

Перед плаванием шхуна прошла капитальный ремонт, и на ней был установлен дизельный двигатель. Экспедиция взяла с собой, помимо самолета разведывательных полетов, 50 канадских лаек, на которых исследователи собирались совершать внутриконтинентальные поездки.

экспедиция арктическая

Плавание к берегам Антарктиды прошло без осложнений, и в январе 1935 года экспедиция высадилась на небольшой остров у западного побережья Земли Грейама. Здесь же на зимовку была оставлена и «Пенала». Весной экспедиция провела картографирование значительных участков прилегающей территории при помощи санных экспедиций, путь которым определялся с самолета.

Летом «Пенола» перевезла членов экспедиции на более южный остров и ушла на зимовку к Фолклендским островам. За время второй зимовки экспедицией была проделана большая работа по исследованию и картографированию ранее не известных обширных пространств Земли Грейама и впервые был пересечен полуостров на широте выше 70° южной широта. Во время санных походов была собрана богатая геологическая коллекция. В результате работы этой экспедиции стало ясно, что Земля Грейама является полуостровом Антарктиды, а не группой островков, как некоторые считали до этого времени.

В конце января «Пенола» подошла к базе и забрала всех участников зимовки. После благополучного возвращения на родину «Пенола» была продана и долгое время использовалась как грузовое и рыболовное судно, пока не затонула около берегов Англии после столкновения с пароходом.

Изображена «Пенола» на марках Зависимых территорий Фолклендских островов, Британской Антарктической территории и Австралийской антарктической

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий