Подводные асы кригсмарине

Подводные асы кригсмарине

Свое первое морское образование Леманн-Вилленброк получил в юно-шеской школе кригсмарине «Horst Wessel». Весной 1939 года он продолжил учебу на офицерских курсах. В том же году, после непродолжительной службы на лодке U-8 Леманн- Вилленброк был переведен командиром на субмарину U-5. На этой лодке он выполнил свой первый боевой поход к берегам Норвегии в рамках операции «Хартмут» (часть стратегической операции по захвату Норвегии весной 1940 года).

14 декабря 1940г. капитан-лейтенант Леманн-Вилленброк принял командование лодкой U-96. В восьми следующих боевых походах он потопил 25 судов общим водоизмещением 183253брт. Особенно удачным для U-96 выдался третий боевой поход к побережью Америки, за время которого было потоплено 7 судов водоизмещением 49490брт).

В марте 1942 года корветтен-капитан Леманн-Вилленброк принял командование 9.U флотилией, базирующейся на Брест, и командовал ею до августа 1944 года. За три дня до того, как союзники заняли Брест, Леманн-Вилленброк на поврежденной лодке U-256 ушел в Норвегию, в Берген, где спустя 2 месяца возглавил 11.U флотилию, которой руководил вплоть до конца войны.

Подводные асы кригсмарине

Когда закончилась война Леманн-Вилленброк вместе с Карлом-Фридрихом Мертеном занимался судоподъемом. В 1948 году с тремя товарищами построил парусную яхту «Magellan», а потом втроем отправились через океан в Буэнос-Айрес, Аргентина, где они стартовали в большой регате. Позже Леманн-Вилленброк служил капитаном на нескольких коммерческих судах и на немецком экспериментальном атомном исследовательском корабле «Otto Hahn»

Генрих Либе один из командиров кригсмарине со значительным довоенным стажем службы на подводных лодках. Он представлял «прием 27». Первые боевые выходы его U-38 были не столь блестящие, как у остальных немецких субмарин.

Первого успеха Либе добился 6 сентября 1939 г. – пароход «Мапааг» (7242брт) был торпедирован U-38 у португальского побережья на широте Лиссабона. В спасении экипажа приняли участие случайно оказавшийся поблизости голландский транспорт «Mars» и португальский трамп. В эти дни многие известные асы германского подводного флота быстро наращивали счет потопленным судам. Либе не хватало военной лихости, куража, но зато он сохранил свой корабль и постепенно, за 8 походов, все-таки потопил 23 судна. Громкий успех пришел к Либе только в последнем, девятом выходе в воды Фритауна (Африка), когда U-38 потопила за один поход 8 судов общим водоизмещением 47279брт. Этот результат поднял Либе в списках наиболее успешных командиров субмарин, поскольку его общий боевой счет достиг 31 судна (167886брт).

По возвращении Либе был переведен с действующего флота в ОКМ (Oberkommando der Kriegsmarine – верховное командование германских ВМФ).

Хартманн начал службу в рейхсмарине в 1919 году и стал со временем одним из первых немецких командиров-подводников. Начало своей морской карьеры Хартманн провел в качестве командира торпедного катера, сначала – «Seeadler», потом – «Albatros». В 1935 году он перешел в подводный флот. В мае 1936 года он принял командование над лодкой U-26 (серия IA), на которую вскоре вторым помощником был взят Г. Прин, тогда еще молодой подводник, но вскоре – крупнейшая фигура германских кригсмарине.

На U-26 Хартманн осуществлял боевое патрулирование в испанских водах в годы гражданской войны в Испании в 1937-38 годах. В августе 1938-го Хартманн был переведен на U-37 (серия IXA) из флотилии 6.U Hundius и выполнил на ней ряд боевых походов.

В начале войны Вернер Хартманн одновременно был командиром лодки U-37 и возглавлял 2.U флотилию. В октябре 1939 года он был одним из первых, кто на практике попробовал осуществить тактику «волчьих стай». Стаей руководил Хартманн, но лодок было мало и действовали они несогласованно, так что решено было пока направлять их в море индивидуально.

За первые три похода Хартманн заслужил Рыцарский крест. Потом на 6 месяцев он был переведен в штаб подводных сил, на должность первого заместителя начальника оперативного штаба. В ноябре 1940 года Хартманн возглавил 2 ULD (учебную флотилию 2-го факультета морской академии), а годом позже – 27.U флотилию в Готенхафене.

В ноябре 1942 года Хартманн был назначен командиром на одну из крупнейших лодок IXD2 серии – U-198, на которой он совершил третий по длительности поход в истории германского подводного флота – 200 дней. В 1944 г. Хартманн возглавил «FdU Mittelmeer» (штаб на средиземноморском театре), за активные действия на этом посту он получил дубовые листья к Рыцарскому кресту. После потери последних баз на Средиземном море флотилии для Хартманна не нашлось. 14 февраля 1945 г. он был назначен командиром 6-го полка подводников в составе 2-й морской дивизии. Дивизия прикрывала подходы к Северо-балтийскому каналу, пока отступающие немецкие силы откаты-вались на Запад. После войны Хартманн несколько лет служил в бундесмарине.

Рейнхард Хардеген начал свою службу в военном флоте в апреле 1933 года. После двух лет морской службы, как и многие другие лотские офицеры он сменил свой профиль и перешел в Marineflieger (морскую авиацию), представлявшую подразделение кригсмарине (а отнюдь не ведомство Геринга). Здесь он стал летчиком-наблюдателем, а после прошел и летную подготовку. Но после авиакатастрофы Хардеген провел полгода в госпитале, с мечтой о небе было покончено.

Первый боевой подводный опыт Хардеген получил на борту U-124 под командованием капитан-лейтенанта Шульца. 11.12.40 он принял командование лодкой U-147. В своем первом боевом походе Хардеген потопил в марте 1941 года норвежский пароход «Augvald» (4811брт).

16 мая 1941 года в Лорьяне Хардеген принял у капитан-лейтенанта Мо- эля (Karl-Heine Moehle) лодку U-123, числившуюся среди самых результативных. В своем первом же боевом походе на новом корабле летом 1941 года в западно-африканских водах Рейнгард Хардеген потопил 5 судов общим водоизмещением (21507брт). За день до Рождества 1941 года U-123 покинула Лорьян в охранении специального конвоя: она в группе из пяти лодок направлялась к берегам Америки, по сути открывая новый район боевых действий в Атлантике. Операция была названа «Paukenschlag» («удар в литавры»).

Хардеген раньше других прибыл в оперативный район и еще за 2 дня до официального начала операции 12.01.42 потопил британский транспорт «Cyclops» в канадских водах. Следующие две недели были очень успешными для U-123: она потопила 9 судов суммарным водоизмещением 53173брт.

20 января Дениц направил Хардегену радиограмму следующего содержания: «Главному барабанщику Хардегену. Браво! Хорошие удары. Дениц». Спустя три дня по радио Хардегену передали о награждении его Рыцарским крестом. Потопив за все походы 23 судна общим водоизмещением 119405брт.

31 июля 1942 года покинул службу в море и перешел командиром в 27.U флотилии в Готенхафене. С марта 1943 года капитан-лейтенант Хардеген возглавил подводный факультет в торпедной школе в Мюрвике. После войны Рейнгард Хардеген провел больше года в британском плену, домой он вернулся в ноябре 1946 года. Потом он успешно занимался сбытом нефтепродуктов, и еще 32 года он был членом городского совета его родного города Бремен

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Валерий К

    Валерий К
    А скажите, почему в статье об известном подводнике Леманн-Вилленброке (кстати, он – прототип Старика, героя фильма Подводная лодка) использована фотография совершенно другого человека, не менее известного аса-подводника Эриха Топпа?

    Ответить