Грозная женщина-самурай Томоэ Годзэн

самурай Томоэ Годзэн

Как в современном, так и в древнем мире кровавое военное дело было в основном ремеслом мужчин. И всё же имеются исторические свидетельства о женщинах, которым удалось достичь высот в этом традиционно мужском занятии.

Женщины-воины прославились не только как грозные бойцы, но и как хитрые стратеги и вдохновляющие лидеры. В бою они были равны, мужчинам-воинам, а в некоторых случаях даже превосходили их в военном искусстве. К таким прославленным воительницам можно отнести Артемизию, королеву Галикарнаса, Боудику, королеву иценов и Зенобию, королеву Пальмиры.

Как и в других частях древнего мира, в Японии войной занимались преимущественно мужчины. Но и среди японских воинов-мужчин в те далёкие феодальные времена были женщины-воины. Самой известной японской воительницей является Томоэ Годзэн. В феодальной Японии женщины наравне с мужчинами обучались военному искусству, владению оружием. В XII-XIX веках в сословии самураев было принято обучать женщин обращаться с мечом, нагинатой (древковым оружием с изогнутым лезвием на одном конце), стрелять из лука.

Таких женщин-воительниц называли онна бугейша. Чаще всего их учили оборонительным приёмам боя, так как в то время были нередки нападения чужеземных захватчиков на дома. Японки должны были научиться защищать себя, свой дом, детей и стариков, находящихся на их попечении.

Но Томоэ не была из числа воинственных домохозяек, она участвовала в полномасштабных военных действиях, сражаясь наравне с самураями мужчинами. Томоэ Годзэн использовала наступательную тактику, а не оборонительную. Что интересно, «годзэн», это не фамилия воительницы, а уважительная приставка к её имени, которую используют по отношении к женщинам в Японии.

О Томоэ Годзэн можно узнать в основном из эпической литературы конца XII века, например, «Повести о доме Тайра». Других записей той поры о женщине-самурае, к сожалению, не сохранилось. Поэтому некоторые историки считают, Томоэ Годзэн – всего лишь вымышленный персонаж, созданный народом.

Однако позднее эта героиня появляется в «Сказке о Хэйке». В ней Томоэ описана, как женщина с длинными чёрными волосами и прекрасными чертами лица. Она была прекрасной наездницей, которая могла оседлать даже самую бешенную лошадь. Томоэ прекрасно владела холодным оружием и стреляла из лука без промаха. Она могла соперничать с тысячей воинов и не боялась встречи ни с богом, ни с дьяволом.

Воительница неоднократно выходила на поле боя, вооружённая до зубов, и одетая в боевую броню. Томоэ завоевала несравненную славу в сражениях с самыми храбрыми предводителями. В битве при Авадзу, произошедшей в 1184 году, когда все воины были убиты или сбежали, среди последних, оставшихся на поле боя была Томоэ Годзэн.

самурай Томоэ Годзэн

Сейчас мало что сохранилось о рождении и жизни легендарной женщине-воине. В «Сказке о Хэйке» говорится, что Томоэ была прислугой в доме самурая Минамото Ёсинаки. Но есть предположения, что между ними были отношения больше, чем отношения хозяина и простой служанки.

Существовала версия, что Томоэ Годзэн была либо супругой Ёсинаки, либо одной из его любовниц. Из текста «Сказки о Хэйке» видно, что она была храбрым воином ещё до битвы при Авазу, в которой произошёл бой между Ёсинакой и его двоюродным братом, Минамото Ёсицунэ. Это сражение стало трагическим для Ёсинаки. У противника было гораздо больше воинов. Согласно некоторым источникам, у Ёсинаки на момент сражения было 300 человек, которые сильно пострадали от воинов Ёсинунэ, численность которых составляла 6000. К концу сражения в живых осталось только 5 воинов Ёсинаки, включая Томоэ.

Понимая, что битва проиграна окончательно, Ёсинаки приказал Томоэ покинуть поле боя. Он сказал, что для женщины это не будет считаться позорным поступком, трусостью или предательством, та как война всё ещё оставалась прерогативой мужчин. Ёсинаки также не хотел провести свой последний бой бок о бок с женщиной. Он хотел умереть достойной смертью самурая.

С большой неохотой Томоэ была вынуждена подчиниться приказу своего командира. Но перед тем, как уйти, она срубила мечом голову у вражеского воина, перед этим стащив его с коня прямо на глазах Ёсинаки. После этого события о Томоэ Годзэн нет никаких исторических упоминаний. О её дальнейшей судьбе размышляли разные люди.

Имеется расширенная версия «Повести о доме Тайра», где говорится, что Томоэ разбили воины Вады Ёсимори. В результате поражения женщина-самурай вынуждена была стать наложницей победителя. Их другой легенды о Томоэ Годзэн мы можем узнать, что она стала монахиней в монастыре Этидзэн. В третьей версии говорилось, что Томоэ отомстила за гибель Ёсинаки его врагам, убив их. Затем она взяла с поля боя его голову и отправилась с ней в море. Она утопилась вместе с головой своего господина, не оставив её на поругание врагам. Имеются ещё источники, где описывается, что Томоэ Годзэн погибла в бою при Авадзу.

На протяжении многих столетий Томоэ Годзэн служила японцам иконой мужества, самоотверженности и преданности. В XV веке в Японии стали играть спектакли под названием «Томо». В XVIII веке появилась пьеса в театре Кабуки под названием «Онна Шибараку».

Также было изготовлено большое количество гравюр, выполненных на дереве, где были показаны славные подвиги Томоэ Годзэн на полях сражений. В современной Японии её образ всё ещё пользуется популярностью. Она появляется в средствах массовой информации, в аниме, манга, видео и компьютерных играх. Томоэ Годзэн стала подтверждением того, что в японской истории на самом деле существовали женщины-самураи, женщины-воины.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий