Гарлемский Ренессанс был развитием района Гарлем в Нью-Йорке как культурной Мекки афроамериканцев в начале XX века. Гарлемское Возрождение стало социальным и художественным взрывом. Этот период продолжался примерно с 1910 до середины 1930-х годов, став золотым веком афроамериканской культуры, проявляющимся в литературе, музыке, театральной и кино деятельности.
Как всё начиналось
В 1880-х годах район Гарлема на Манхеттене строился для высшего белого сословия. Застройка велась стремительно, что привело к большому количеству пустующих зданий и отчаянью домовладельцев, стремящихся заполнить их. В начале 1900-х годов несколько зажиточных семей из района Чёрная Богемия купили квартиры в Гарлеме. Вслед за ними и другие афроамериканцы стали приобретать там жильё. Сначала местное белое население боролось за то, чтобы не пускать чернокожих в свой район.
Но белые потерпели неудачу. Не желая жить рядом с чернокожими, они покинули Гарлем. Эти факторы привели к демографическому буму во второе десятилетие XX века. Началась большая миграция с юга на север. Уэб Дюбуа и другие известные личности возглавили то, что сейчас называют Великим переселением. К 1920 году около 300 тысяч афроамериканцев переехали с юга на север. Гарлем был самым популярным местом для них.
Такая миграция населения произвела значительный сдвиг, приведший к движению Black Pride. Его лидером стал Дюбуа. Он работал над тем, чтобы чернокожие американцы получили заслуженное признание в культурных сферах жизни. Два больших прорыва произошли в поэзии. Это были сборник Клода Маккея «Тени Гарлема», написанный в 1922 году и «Трость Жана Тумера» в 1923 году. «Автобиография бывшего цветного человека в 1912 году», которую написал активист за гражданские права Джеймс Уэлдон Джонсон последовала за «Тромбоны Божьи» в 1927 году.
Они оставили большой след в мире художественной литературы. Романист Джесси Редмонд Фосет, протеже Дюбуа, в 1924 году написала роман «Есть путаница». В нём автор исследовала идею о том, что афроамериканцы обретают культурную идентичность в Манхэттене, где доминируют белые. Фосе работала литературным редактором журнала «Кризис», она же совместно с Дюбуа разработала журнал для чернокожих детей.
Большую роль в формировании литературной театральной сцены Гарлема сыграл социолог Чарльз Сперджен Джонсон, первый президент негритянского университета в США. Для этого он воспользовался дебютной вечеринкой для There is Confusion для создания журнала Национальной городской лиги. Он сам редактировал его, дав старт таким писателям, как Лэнгстон Хьюз. Поэт был на том мероприятии с другими афроамериканскими писателями и редакторами, среди которых также были и белые издатели Нью-Йорка.
Очень скоро произведения многих авторов стали появляться в популярных изданиях. В то же самое время покровитель писателей Гарлема Карл Ван Вехтен в своём журнале экзотировал жизнь обитателей Гарлема. Его литература вызывала интерес белых читателей к посещению Гарлема и знакомству с его культурной и ночной жизнью. Но Дюбуа осуждал такой подход, хотя многие это.
Одним из знаменитых поэтов Гарлема был Каунти Каллен. Он переехал в Гарлем в возрасте 15 лет в 1918 году и жил в доме преподобного Фредерика А. Каллена, пастора крупнейшей местной общины. Окружающая жизнь сильно повлияла на его поэзию. Каунти Каллен был студентом колледжа Нью-Йоркского университета.
Он получал призы, участвуя в разных поэтических конкурсах, а потом поступил на магистерскую программу Гарварда. Первым томом его стихов был «Цвет», а затем «Медное солнце», «Баллада о коричневой девушке». Темнокожий автор писал пьесы и детские книги. Каллен стал мужем дочери Уэба Дюбуа. Это бракосочетание стало крупным светским событием Гарлема.
Музыка, мигрировавшая в Гарлем вместе с чернокожими, быстро распространилась и в других местах. В 1920-х годах джаз звучал во всех питейных заведениях. Эта музыка привлекала не только афроамериканцев, но и белую публику. Очень много знаменитых имён вышли из Гарлема. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бесси Смит, Фэтс Уоллер и Кэб Кэллоуэй. Их выступления были тщательно продуманными. Популярны были и чечеточники, такие как Джон Бабблз и Билл «Боджанглс» Робинсон.
Ночная жизнь Гарлема с новаторской музыкой проходила в зале «Савой». Там постоянно звучал джаз и отбивалась чечётка. Мероприятия продолжались далеко заполночь. Сражающиеся группы возглавляли Флетчер Хендерсон, Джимми Лансфорд и Кинг Оливер. В 1920-х годах стало модно посещать ночные клубы Гарлема. Предприниматели увидели, что многие белые хотят приобщиться к чёрной культуре, не общаясь с афроамериканцами. Они стали создавать клубы для удовлетворения их потребностей. В эти клубы стали приглашать чернокожих исполнителей. Афроамериканская культура стала завоёвывать признание.
Во времена Гарлемского Ренессанса на сцену вышли и чернокожие актёры. Они получили возможность сценической работы, в которой им раньше отказывали. До этого они появлялись лишь в мюзиклах в ролях второго плана или статистов. В центре этой революции был разносторонний Поль Робсон, актёр, певец, писатель, общественный деятель.
Он появился в Гарлеме в 1919 году. Он стал там вдохновляющей и доступной фигурой. Робсон считал, что искусство – лучший способ преодоления расизма. Постепенно гарлемская культура переместилась на Бродвей, расширяясь на весь белый мир. Тогда началась карьера темнокожей актрисы Жозефины Бейкер. В 1929 году на Бродвее были разыграны пьесы чернокожих авторов. Они стали серьёзным шансом для афроамериканских актёров, получавшим большие роли.
До Гарлемского Ренессанса работы чернокожих художников и скульпторов почти нигде не выставлялись. Скульптору Мета Уоррик Фуллер удалось повлиять на Дюбуа, после чего стали выставляться работы афроамериканцев в галереях. Одним из самых известных художников Гарлема был Аарон Дуглас, которого считают отцом чёрного американского искусства.
Он адаптировал африканские методы для создания картин и фресок. Художник также занимался иллюстрацией книг. Огаста Сэвидж в 1923 году сделала бюст Дюбуа. Также она создавала маленькие глиняные портреты обычных афроамериканцев. Она же позднее привлекла чернокожих авторов в Федеральный художественный проект. Знаменитый фотограф Джеймс Ван Дер Зее запечатлел в своих снимках повседневную жизнь Гарлема. Его работы были полны оптимизма.
Лидер движения панафриканизма Маркус Гарви в 1918 году стал издателем влиятельной газетыNegro World. Его судоходная компания наладила торговлю между афроамериканцами в Америке и странах Карибского бассейна, Южной и Центральной Америки, Канады и Африки. Он создал Всемирную ассоциацию улучшения положения негров, которая выступала за отдельный, но равный статус для лиц африканского происхождения. Но его взгляды часто расходились с мнением Дюбуа.