Название кунг-фу означает «достижение благодаря огромным усилиям». В него входит целая группа китайских боевых искусств. Они включают в себя резкие удары руками и ногами. Слово кунг – это что-то вроде достижения или заслуги, а фу – человека.
Движения Хуа То
Многие люди думают, что кунг-фу появилась в Шаолине. Но они ошибаются. Китайские боевые искусства были уже развиты, когда появился храм Шаолинь. Его построили в III веке. Есть некоторые старинные документы, в которых имеются упоминания о враче Хуа То. Он применял для лечения людей и укрепления физической их силы упражнения, которые копировали движения животных. Это было намного раньше появления храма Шаолинь.
Этот человек жил ещё до времён Трёх Царств, примерно в 220 – 265 годах. Хуа То разработал целую систему упражнений, основанных на движениях тигра, медведя, обезьяны, аиста, панды. Движения в кунг-фу очень похожи на танец. Даже в наше время группа китайских боевых искусств построена на движениях животных.
Храм Шаолинь
Позднее Шаолинь стал центром развития кунг-фу и других боевых искусств. Это продолжалось больше тысячи лет. Но правящая династия Цин распустила монахов в XVIII веке. Но народ стал создавать тайные общества по обучению кунг-фу. Храм Шаолинь был построен около горы Суншань в провинции Хэнань. Но позднее в Китае появились ещё несколько храмов Шаолинь. Причина их возникновения неизвестна. Возможно, они были построены, как конкуренты храма в Суншане, а может быть, это было расширение первого храма.
Монах Дамо
В 527 году в храме Шаолинь появился индийский монах Дамо (Бодхидхарма). Местом его рождения считается Канчипурама, которая находилась возле Мадраса. Сначала он отправился в Куанг, современный Кантон. Там он получил аудиенцию у императора Ву Ти (династия Лян). После этого по приказу императора было дано указание перевода буддийских текстов с санскрита на китайский язык. Это было сделано для того, чтобы китайцы могли исповедовать буддизм.
Дамо совершил тур по монастырям. Последним в его поездке был храм Шаолинь. Сначала монахи Шаолиня отказались принимать гостя. Возможно, это было потому, что они считали его иностранцем. Монахи не принимали чужеземцев. Тогда Дамо пошёл в грот около монастыря и стал там медитировать. Он занимался медитацией в течение девяти лет. После этого монахи оценили религиозное рвение Дамо и приняли его. По легенде, ему удалось пробить отверстие в стене пещеры взглядом. Но настоящая история признания монахов так и осталась неизвестной. Также существует ещё одна легенда о монахах и Дамо. В ней говорится, что, увидев мастерство чужеземца, один их монахов отрезал себе руку.
Дамо был слегка разочарован, что китайские монахи недостаточно сильны духом и физически, чтобы практиковать длительную медитацию. Они, по его мнению, были не готовы к просветлению. Дамо заложил основы чань-буддизма, у японцев его называют дзен-буддизм. Он решил заняться физической подготовкой монахов. Дамо создал целую систему упражнений для укрепления духа и тела. Упражнения сочетали движения и дыхание. Таким образом стал укрепляться разум учеников. Это позволило им идти по духовному пути с большей силой.
Дамо принадлежал касте воинов кшатриев. Поэтому некоторые приёмы были заимствованы из индийских боевых искусств. Таким образом, первый вариант кунг-фу был направлен на улучшение здоровья и оттачивания ума. Это способствовало на лучшее восприятие природы Будды. Такие упражнения дошли и до наших дней. Они называются цигун И Цзинь Цзин. Его вклад в развитие монастыря Шаолинь неоценим.
Симе Кунг является медитативной практикой. Она включает в себя стационарные или двигательные упражнения. Они учат человека лучше контролировать свои действия. Между Индией и Китаем всегда существовали перемещения. Монахи, торговцы, паломники часто путешествовали из одной страны в другую. Для этих людей требовалась охрана или умение защитить себя. Скорее всего китайские боевые искусства стали результатом такого тесного взаимного общения. Этому способствовало и появление в монастыре Шаолинь Дамо. Результатом всего этого стало боевое искусство кунг-фу. Пик его развития был во время правления династии Сун и Юань с X по XIII век. А во время правления династии Мин в кунг-фу появилось несколько стилей.
Техника кунг-фу применяется на полях сражений. В Китае часто проводились соревнования по боевым искусствам. Постепенно стали развиваться техники изготовления холодного оружия. Поэтому начали отрабатываться и приёмы владения мечами. В Китае кунг-фу стало очень популярным. Особенно китайцы полюбили танец с мечами Сян Чжуан. Изучению кунг-фу придаётся большое значение. Чем дальше стали развиваться боевые искусства, тем больше появилось и различий между ними. Одни были направлены на владение своим телом, а другие – на поражение противника, в том числе и оружием.
Современное кунг-фу сочетает в себе элементы практики и теории. Вся его техника направлена для самозащиты и укрепления здоровья. Всё больше это боевое искусство приобретает художественные формы. Оно проникло во многие страны Юго-Восточной Азии. Карате, кикбоксинг, айкидо, дзюдо взяли своё начало от кунг-фу. Сейчас эти виды боевых искусств входят в программу Олимпийских игр. Но шаолиньская традиция кунг-фу не относится к боевым искусствам. В Шаолине никогда не готовили воинов для армии. В основе его всегда была медитация. Монахи учат использовать внутреннюю духовную энергию в достижении цели без применения физической силы. Их приёмы, кажущиеся простыми, сложны в изучении. Это требует от учеников терпения и практики. Настоящее кунг-фу – это безоружное искусство. Шаолинь и его искусство кунг-фу привлекают людей всего мира.