Культ говорящих крестов

maya cari

В Кинтана-Роо развивается новое действие той самой драмы, которую мы называем «войной рас». Это второе действие имеет, однако, свое самостоятельное название: «война говорящих крестов».

Воины «говорящих крестов» никогда не были побеждены. Потомки их живут на своей части территории Юкатана и в настоящее время.

По соседству с разрушающимися тулумскими дворцами древних доколумбовых майя здесь живет рыбак-индеец Хуан, один из тех, кого соседи называют крусобами. Это слово для меня в целом понятно. «Крус» — известное каждому испанское название креста: «об» — окончание множественного числа на Языке майя.

Santa_Cruz_MonumentКрусобы, таким образом,— это последователи креста, но не христианского, а собственного креста, который был символом борцов индейской войны в Кинтана-Роо.

В этой дикой глуши, на востоке Кинтана-Роо, местные индейцы жили так же, как и много столетий назад. До них не дошли ни креольский плантатор, ни христианский священник.

Они и теперь — спустя сотни лет после плавания Колумба — поклонялись своим древним богам майя и чтили их по-своему. По своим обычаям жили, по-своему одевались.

Охотники-уиты из джунглей Кинтана-Роо усилили отряды майя и вместе с ними построили потом на этой неприступной земле ее столицу и место паломничества — Чан-Санта-Крус.

 

Новая религия индейцев майя

Чан-Санта-Крус был основан на месте, где индейцы в глубокой пещере нашли небольшой крест из красного дерева. Этот крест обладал якобы одной поистине необыкновенной способностью: он умел говорить человеческим языком. И когда позднее креолы этим старинным крестом завладели, на том же месте были помещены три новых креста, но они теперь разговаривали не со всеми майя, а только с вождем их восстания и его самыми верными сподвижниками.

Культ этих говорящих крестов очень быстро вырос среди майя. На основе этого культа стало создаваться совершенно новое индейское общество, новая индейская религия. И рядом с тем святым местом скоро вырос большой город. Чан-Санта-Крус.

«Говорящие кресты» майя на самом деле не могли говорить, а тем более творить чудеса. Но они были своеобразным символом революционной армии майя. Эти удивительные кресты тем самым «идеологически вооружили» индейское войско. У белых теперь был один бог, а у индейцев — другой.

Flag_of_the_Chan_Santa_Cruz_Country

Устройство нового государства майя

Основав город, майя начали одновременно создавать и свое новое государство. Во главе его встал верховный жрец новой религии, являющийся и высшим военачальником говорящих крестов, Нохоч Пата (дословно — «Великий отец»).

Этот светский, религиозный и военный вождь крусоб был своеобразным далай-ламой майя. Он также передавал часть своей религиозной власти низшим священнослужителям, часть своих правомочий военачальника — низшим офицерам.

Кроме Великого отца, слушать кресты имели право еще два человека: Пата Полин (дословно — «Отец — толкователь воли крестов») и так называемый «Отец — слово божье». Последний «переводил» индейцам то, что ему кресты рассказали или приказали. Восставших майя, таким образом, вело не слово их вождей, а внеземное слово, воля их крестов.

Помимо высокопоставленных лиц — Великого отца и двух названных выше толкователей воли говорящих крестов, этому государству, которое юкатанцы стали также называть Крусоб, были необходимы хороший офицерский корпус и хорошая армия. Служба в индейском освободительном войске была первоочередной обязанностью жителей страны. Верховным главнокомандующим был, конечно, Нохоч Пата.

«Министром национальной обороны» восставших майя, человеком, который занимался только армией, ее подготовкой, боеготовностью, заботился о ее вооружении и снаряжении, был Пата Чикиук (дословно — «Отец площади»), Майя так странно называли его потому, что здание его «министерства» стояло на главной площади Чан-Санта-Крус, прямо напротив резиденции Нохоч Паты.

Для армии в стране, которая должна постоянно быть готовой к вражескому вторжению, естественно, огромное значение имеет хорошо действующая разведывательная служба. И она была постепенно создана. Во главе этой службы встал майя-крусоб, которого называли Тата Нохоч Сул («Великий отец-шпион»).

Тата Нохоч Сул посылал своих людей во все части Юкатана, чтобы они собирали сведения о военных планах креолов. Для разведчиков это было нетрудно.

razvedchiki maya

После стольких революций и переворотов на Юкатане вообще не существовало системы учета населения, не было известно, «кто есть кто». Так что майя из Чан-Санта-Круса, по внешнему виду ничем не отличающиеся от майя, живущих на территории юкатанского государства плантаторов, нанимались в качестве слуг, кучеров или конюхов в дома креольских генералов и политиков.

dogovorНа основе сообщений крусобских разведчиков верховное командование армии майя принимало решение, когда и где нанести удар креолам, когда и где готовить нападение.

Что касается военной организации этой единственной в своем роде индейской армии, то она опиралась на сотни. Более крупные соединения для такой войны в джунглях и не были нужны. Во главе сотен стояли сотники — на языке майя — «ночилы».

Такова была организация армии. Гражданским населением страны управляли местные «старосты». О духовной и «идеологической» подготовке индейцев крусобов заботились местные священнослужители — шаманы.

Шаманов назначал — опять-таки как и у христиан, епископ — Великий отец Нохоч Тата. Ну и, наконец, у свободных майя были и рабы. Как тут перевернулся мир! Рабами майя крусобов были белые пленники, мужчины и женщины. И чем более высоким их общественное положение было раньше, тем тяжелее оно становилось теперь. Бывшие плантаторы работали на полях майя; бывшие госпожи стирали белье в домах видных представителей майя крусобов. А некоторые даже служили в военных частях армии майя в качестве временных жен для солдат и офицеров.

Особой группой рабов майя были китайцы, которых удивительные повороты судьбы занесли с их родины сюда, на территорию крусобского государства. Вот как это произошло. Эти кули майя на своей родине завербовались для работы по добыче ценных древних пород древесины в соседней английской колонии — в Британском Гондурасе.

Однако, едва попав на место и увидев, для какой страшной самоубийственной работы были завербованы они (подавляющее большинство из них), бежали из-под контроля британских колониальных властей. Многие так и попали на территорию соседнего государства — индейской республики Крусоб. Здешние майя их не убивали и не наказывали. Они превратили их в своих рабов, особенно поваров. Так что индейская армия лакомилась вкусной китайской пищей!

Майя крусобы сумели сделать то, что не смогло ни одно другое восстание индейцев в Америке. Арауканы сопротивлялись много лет на собственной территории и так и не были побеждены. Крусобы уже сумели в середине девятнадцатого века, т. е. более чем через триста лет после прихода европейцев в Америку, создать на основе собственных представлений новое индейское общество и новое независимое индейское государство.

Армия крусобов смогла в пятидесятые годы добиться нескольких крупных побед. Наиболее значительной из них было взятие важной крепости и города Бакаларо, расположенного у берегов Карибского моря почти на границе с Британским Гондурасом.

Вторая победа — взятие в 1861 году города Тункас — изменила ситуацию настолько, что юкатанские правители наконец решились капитулировать, отказаться от восточной части своего полуострова, не нападать на государство Крусоб и защищать лишь собственные границы. «Говорящие кресты», их индейское государство и их индейская армия, таким образом, победили.

pobeda maya

 Заключение мира

Время от времени центральное правительство в городе Мехико стремилось поддерживать или даже организовывать новые походы против страны Крусоб. В частности тогда, когда власть в Мексике перешла к брату австрийского государя — императору Максимилиану. В то время были даже в качестве «специалистов» для борьбы с индейцами посланы на Юкатан славяне — чехи, словаки, поляки и украинцы из принадлежавшей тогда Австрии Галиции.

История нам, к сожалению, сохранила лишь имена некоторых из них, например, пана Болеслава Капустинского. Но эти «военные советники» с берегов Влтавы, Дуная и Вислы, в конце концов, могли давать советы, но не смогли покорить свободных майя.

Юкатанским индейцам помогала другая империя — Британия. Британия была заинтересована в существовании у северных границ своей центральноамериканской колонии независимого дружественного государства.

Вот почему в обмен на древесину красного и других пород деревьев, которые майя крусобы рубили в своих джунглях, торговцы из Британского Гондураса, с молчаливого согласия правительства Ее Величества, поставляли майя оружие и порох. Свободные индейцы были поэтому с течением времени вооружены лучше, чем сама юкатанская армия и помогавшие ей мексиканские полки.

И вот после более чем тридцати пяти лет вражды юкатанское правительство предложило мир. Он был заключен в 1884 году на нейтральной территории Британского Гондураса. Обе стороны взаимно признали свою независимость и приняли обязательство выдавать для наказания бежавших преступников.

mir

И хотя правящий тогда Великий отец Поорт, автор этого договора, был вскоре заменен новым Великим отцом Дзулом, мир на юкатанско-крусобских границах сохранялся до самого последнего столетия.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий