Массовое самосожжение в Индии

Массовое самосожжение в Индии

Во время войн с давних времён страдают не только солдаты, но и мирные жители. Их судьба зачастую бывает тяжелее, чем у военных. Войны уносят жизни не только мужчин, но и женщин, и детей. В древние времена побеждённых мужчин убивали, а детей продавали в рабство.

Женщины проигравшей стороны часто подвергались сексуальному насилию, их убивали и забирали в качестве трофеев. Против такого ужасного исхода в Индии раджпутами была разработана не менее ужасная практика. Чтобы знатные женщины не попали в плен и не подверглись надругательствам врага был придуман обряд Джаухар.

Данный обряд был связан с давней индийской практикой Сати, когда вдова совершала самосожжение на погребальном костре своего мужа. Но между этими двумя обрядами есть некоторая разница. Джаухар проводится только во время войн, а самосожжению подвергаются не только женщины, но и дети. Муж в это время не обязательно должен быть мёртв. Этот обряд совершался только в том случае, если раджпуты считали войну проигранной.

Обычно священники-брамины Джаухар проводили ночью, они без остановки повторяли ведические мантры. В это же самое время женщины надевали свои свадебные наряды и брали с собой детей. Затем они бросались в огонь и сгорали заживо. Утром мужчины совершали омовение и выполняли обряд Саку. Они надевали шафрановую одежду и наносили на лбы прах своих жён и детей. После этого они зажимали в зубах лист тулси и отправлялись в лагерь врага, пытаясь его уничтожить или умереть с честью.

Не зафиксировано ни одного случая, чтобы обряды Джаухар и Сака были исполнены раджпутами во время войн с индуистами, такими как маратхи, так как они знали, что в случае поражения с побеждёнными обращались достойно. Были правда случаи, когда раджпуты воевали с Моголами и просили мира. Но когда воины со своими жёнами и детьми сдавались, Моголы их всех убивали.

Возможно такой обман со стороны врага-победителя и подтолкнул раджпутов к созданию ритуала Джаухара и Саку. Находясь лицом к лицу с более сильным соперником, раджпуты предпочитали совершать обряды Джаухара и Саку, чем отдать свои семьи на поругание врагу.

Самый известный случай массового Джаухара был совершён в Индии в 1303 году. Это произошло в крупнейшем индийском форте Читторгарх, который находился в северо-западной части страны. Эту крепость построил Морис в VII веке. Форт неоднократно менял хозяев, переходя из одних рук в другие в течение всей своей истории.

Приблизительно в XII или XIII веке он попал под управление династии Сисодия и стал относиться к княжеству Мевар. В 1303 году Читторгарх принадлежал монарху Рана Равала Ратана Сингха. Женой правителя была Рани Падмини. В тот же самый год султан Дели Ала-ад-Дин Хилджи положил глаз на Читторгарх.

Массовое самосожжение в Индии

Об этих событиях в XVI веке была написана эпическая поэма Падмават. В ней говорится, что до султана дошли слухи о невиданной красоте Рани Падмини. Он захотел заполучить её в свой гарем.

Это желание лишь подстёгивало его к взятию форта. Султан отправил к Рани послов, которые передали ей, что он пощадить Читторгарх, если женщина хотя бы мельком покажется ему. Но такое предложение конечно же не понравилось правителю Рана Равалу Ратану Сингху.

Он в категоричной форме отверг просьбу султана. Но потом Рана Сингх всё же согласился показать ему отражение Рани через несколько зеркал. Султан Ала-ад-Дин Хилджи зашёл на территорию форта, оставив оружие за пределами его стен. Он посмотрел на Рани через множество зеркал, и его желание обладать женщиной только усилилось. Тогда он с помощью коварства заманил Рана в ловушку, где прятались его люди. Солдаты султана схватили Рана прямо рядом с внешними воротами форта.

Известие о том, что Рана Равал Ратан Сингх предательски схвачен людьми незваного гостя, быстро достигло форта. Женщина решила вызволить из плена своего мужа, для этого она разработала специальный план. Рани отправила гонцов к Ала-ад-Дину Хилджи и предложила ему себя и ещё 700 женщин аристократического происхождения. Женщин перевозили в специальных паланкинах носильщики. По тайному приказу Рани в них вместе с женщинами были спрятаны вооружённые воины-раджпуты.

Военными также были и носильщики. Таким образом Рани удалось провести в стан врага не одну тысячу вооружённых людей. Рана Равал Ратан Сингх был освобождён. Однако подойдя к воротам форта, раджпутам пришлось схлестнуться с воинами султана. Завязался тяжёлый бой. В этом сражении Рана был убит, а вместе с ним погибли и его люди. После гибели мужа Рани Падмини не захотела сдаваться врагу. Она, а также все женщины и дети совершили обряд Джаухара. Следом за ними оставшиеся в живых мужчины на утро совершили обряд Саку. Всего после падения форта в 1568 году совершили самосожжение около 300 женщин и детей.

В следующие века обряд самосожжения проводился в крепости Читторгарх ещё дважды. Это было во время осады Бахадур-шахом в 1535 году и Акбаром в 1567-8 годах. Но только массовое самосожжение, произошедшее в 1303 году наиболее известно в истории. Джаухар отображает бесстрашие раджпутов, смекалку и храбрость Рани Падмини, а также предательство султана Ала-ад-Дина Хилджи.

В начале XIX века обычаи самосожжения, такие как Джаухар и Сати были официально запрещены правительством Индии. После этого вдов и жён уже почти нигде живьём не сжигали.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий