Каста неприкасаемых в Индии

Каста неприкасаемых в Индии

Неприкасаемые. Как жутко звучит это слово, и практически невозможно поверить, что где-то в мире существуют люди, которые носят это звание. Большая часть мира предполагает, что правительство Индии ( Великий Махатма Ганди, модернизация, прогрессивное законодательство) – решило эту древнюю индийскую проблему или свело ее к маргинальному и в большей степени историческому значению. Был достигнут определенный прогресс, но за последние несколько лет официальные данные о насильственных нападениях на неприкасаемых обычно превышали 10 000 случаев. Индийские правозащитники сообщают, что большинство случаев остаются незарегистрированными.

В условиях растущего недоверия и социальной дистанции между высшими кастами и далитами (неприкасаемыми) последние подвергаются постоянным преследованиям, им отказывают в работе, отказывают в продовольствии. В Центральном Гуджарате, в южной части района Мехасана и в районах вокруг Ахмедабада безземельные рабочие далитов заменяются другими местными индийскими племенами. Согласно официальной статистике, в прошлом году в Гуджарате в среднем каждые две недели убивали одного далита. Любой, кто знаком с сельским Гуджаратом, поймет, что это грубая недооценка, поскольку большинство убийств далитов домовладельцами высокой касты выдаются за “несчастные случаи”.

Уязвимое меньшинство

Существует более 100 миллионов неприкасаемых, это число в разы больше, чем все население Франции и Великобритании. В Индии, однако, они являются уязвимым меньшинством; 15% по всей стране, и только в нескольких районах эта цифра превышает 25 %. Они сами разделены кастой и многими языками Индии, что затрудняет их усилия и попытки по улучшению собственного положения. Некоторые из них выразили свой бунт против ценностей господствующего индуистского общества путем обращения в другие религии – Сикхскую, христианскую, буддистскую, мусульманскую, однако зачастую это не приносит ожидаемой радости и спокойствия. Ведь индуистская церковь (если так можно выразиться) по крайней мере обеспечивала далитам защиту.

Каста неприкасаемых в Индии

Неприкасаемость как религиозно узаконенная практика, связанная с определенными наследственными индийскими кастами, была установлена в 100 г. до н. э. Индуистские религиозные тексты провозгласили неприкасаемость, как следствие плохой кармы человека – он родился в данной касте из-за накопления отвратительных грехов в предыдущих рождениях.

Вообще согласно легендам, далиты – потомки коренных индийских племен, населявших страну еще до прихода ариев. Когда страна была покорена, завоеватели решили, что местное население нельзя пускать в их общество, нужно запретить им работать на приличных должностях, а отдавать лишь самую грязную и черную работу.

Статус неприкасаемых

Вера в законно низший статус неприкасаемых очень сильна, особенно среди сельского населения; иногда встречаются подобные отношения среди искушенных городских жителей. Во время недавних беспорядков против специальных правил доступа неприкасаемых к профессиональным школам ведущий социолог гневно писал о случаях, когда квалифицированным неприкасаемым кандидатам в медицинские школы было приказано вернуться к работе уборщиками.

Культурная клевета на неприкасаемых уже давно имеет важные экономические последствия. Неприкасаемость, как и расизм в западном мире, служит для рационализации и поддержания дешевой рабочей силы. Колониализм принес с собой ограниченное воздействие на касты, но с этим пришло и понимание, что неприкасаемые могут бороться за свои права наравне с остальными племенами. Реформаторское движение Махатмы Ганди, которое ввело термин Хариджан (дети Бога), является наиболее известным, но автономные движения самоуважения, которые развивались в Неприкасаемых сообществах, вполне могли иметь более длительное влияние. Конечно, изменение ценностей среди неприкасаемых намного опередило изменения в доминирующем обществе.

Основные структурные изменения в индийской экономике, такие как переход к наличным деньгам и контрактам, не уменьшили экономическую зависимость неприкасаемых, но они помогли подорвать культурные ценности, которые когда-то поддерживали эксплуататорские отношения.

Проблемы для неприкасаемых наиболее серьезны в сельских поселениях, где проживает 90% населения далитов. Географическое распределение делает их уязвимым меньшинством в большинстве деревень. Клеймо неприкасаемости затрудняет союз с другими, даже когда экономические проблемы, казалось бы, связывают их с остальными кастами. Ресурсы, доступные неприкасаемым, крайне ограничены. Только 20% сельских неприкасаемых мужчин грамотны, по сравнению с 34% других сельских жителей. По всей стране 52% всех “зарегистрированных каст” (неприкасаемых) работников являются безземельными сельскохозяйственными рабочими, по сравнению с 26% всех работников из других каст. Также периодически происходят перебои с выплатой зарплат далитам – в большинстве случаев каста постоянно в долгах.

Неприкасаемые в городах Индии по-прежнему имеют низкий социальный и экономический статус. Недавний опрос показывает, что 65% из этих людей, которые живут на улице в Дели, являются неприкасаемыми. На сегодняшний день индийская конституция не признает деления на касты, но большинство местных жителей все еще продолжает жить по старинным традициям. Оглядываясь на опыт предков. И если в крупных городах ситуация медленно начинает улучшаться, то про небольшие городки и села говорить не приходится-здесь далиты все еще остаются вне социума. Им нельзя ходить по тротуарам и брать воду из общественного колодца. Им также запрещается посещать храмы ( вернее, можно, но только несколько раз в год, и то потом жрецы проводят ритуалы освящения и очищения).

Неприкасаемые физически не отличаются друг от друга и от других каст, но доступ к дефицитным рабочим местам, жилью и другим услугам в Индии требует манипулирования социальными отношениями – до такой степени, что западным людям трудно понять, а высшие касты индийцев легко игнорировать. Сообщая об обзоре структуры занятости выпускников городских колледжей, одно исследование отметило: “выпускники из низших каст чаще являются безработными…Это справедливо даже тогда, когда выпускник из низшей касты имеет лучшую академическую квалификацию”. Специальные программы доступа к высшему образованию и рабочим местам в массовых бюрократических структурах и отраслях государственного сектора призваны противостоять такому сопротивлению, но им препятствуют враждебные администраторы.

Иногда в газетах попадаются страшные заголовки и истории, связанные с далитами. Был случай, когда поселение неприкасаемых брезгливые жители окрестных деревень обнесли каменной стеной высотой в три метра и ограждением под током. Далиты пошли в суд. По решению ограждение с напряжением убрали. Но стена осталась.

Другой вопиющий случай связан с личной неприязнью индийцев к далитам. Мужчина из высшей касты убил девочку только за то, что ее мать – далитка – случайно толкнула его на улице. Еще одна девочка-подросток 14 лет в течение месяца находилась в сексуальном рабстве у соседа. Когда она обратилась в суд, мужчине назначили лишь штраф, а сама жертва вскоре скончалась от полученных травм. И такие случаи не единичны. Их много. Правозащитные организации пытаются решить вопрос с уничтожением кастовой системы в стране, но пока в народе живет вера в традиции и обычаи предков, сделать это ох как нелегко.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Akmeis

    в российских деревнях ваще одни далиты живут они никуда не ездят в магазины не ходят для них нет они не лечатся работы нет денег они не могут учиться платить нечем в город их не пускают да и не поедут жить то негде если тока в канализации так в городе своих далитов хватает так что в россии одна каста это кто смог украсть стали социально приближенные к власти а кто не успел стали неприкасаемые-далиты

    Ответить
    1. Ник

      И тем не менее этих обезьян даже больше, чем китайцев.

      Ответить
  2. Vadik

    ‘🍂⬜🌷.’

    Ответить