Ошейник раба – символ вечного рабства в Римской империи

Ошейник раба

Рабство в Римской империи играло очень важную роль. Постоянные военные экспансии в дополнение к захваченным богатствам обеспечивали постоянный приток пленников. И, конечно же, с захваченными в плен людьми обращались зачастую довольно плохо, о чём имеются неоспоримые доказательства. И это не только записи древних авторов.

Во время археологических раскопок были обнаружены 45 римских ошейников с надписями. На этих символах рабства сохранились надписи с предупреждением о том, что раб склонен к побегу и имя его хозяина. Но на «воротниках» не было никакой информации, как обращались с рабом.

Самым хорошо сохранившимся ошейником раба был «Зонинус». На нём латинскими буквами было написано: «Я сбежал. Поймай меня. Если ты вернёшь меня господину Зонинусу, то тебе заплатят 1 солид». В Римской империи в IV веке солид был золотой монетой. Так вот такое предупреждение ясно сообщало, что раб, носящий данный ошейник или убегал раньше, или имеет склонность к побегу. Плата одного золотого за возвращённого раба показывает его ценность для граждан Рима. По нему можно судить о характере римского общества, где люди, с большей степенью вероятности, возвращали собственность хозяину и получали за это вознаграждение.

Сейчас поподробнее поговорим об ошейнике Зонинус. Этот «воротник раба» является единственным прекрасно сохранившимся ошейником с биркой, прикреплённой железной проволокой. Его можно считать показательным примером существования городского рабства во времена христианской Римской империи.

Все детали этого ошейника дают важный ключ к пониманию жизни человека в римском рабстве. Зонинус изготовлен из бронзы и железа. Ошейники рабов имели разные размеры, но сидели они на шее довольно плотно. Бирки обычно ковали из бронзы. Форма их была округлой, чтобы не поранить носившего ошейник раба. Ошейник представлял собой кольцо из железной проволоки, сделанное таким образом, чтобы его невозможно было снять. Раб должен был носить его в течение всей своей жизни. Этот воротник был тяжёлым и жёстким, что было довольно жестоко по отношению к пленнику.

Ошейник Зонинус довольно уникален тем, что на нём имеется надпись, предлагающая награду за возврат сбежавшего раба. По мнению историков, подобные ошейники надевали не всем рабам. Их носили только те, кто пытался бежать, сбежал и был пойман. На некоторых «воротниках рабов» были надписи, где невольник отказывался от непослушания и уклонения от обязанностей. Часто на ошейниках была просьба вернуть раба хозяину, например, «Верни меня».

Сбежавших рабов ждало наказание не только в виде ошейника. Большинству из них делали татуировки на лице. Это было знаком для будущих рабовладельцев, что раб склонен к побегу и уклонению от выполнения возложенных на него обязанностей. Таким образом владельцы беглых рабов пытались деморализовать других невольников, подавив их желание обрести свободу путём бегства.

Также это служило предупреждением, что раб является всего лишь собственностью и не более того. Как и на Зонинусе, имя владельца часто фигурировало на ошейнике, как и его адрес. Это помогало вернуть сбежавшего раба рабовладельцу. Римляне считали рабов неграмотными, поэтому неспособными распознать опасность исходящей информации, размещённой на их шее.

Ошейник раба

Зонинус был довольно строгим ошейником, однако не все ошейники были такими. При раскопках римских свалок и канализаций археологи обнаружили большое количество примеров ошейников рабов. Кроме тяжёлых несъёмных ошейников были и такие, которые можно было снимать. Некоторые из них были сломаны, скорее всего это сделали рабы, достигшие свободы. Несъёмные тяжёлые ошейники были предупреждением для всех, кто покупал такого непокорного раба и для пленника, носившего его. Ошейник раба был символом вечного рабства в христианской Римской империи IV века.

Из «воротников рабов» современные учёные смогли понять, как римские граждане относились к людям, которых они держали в неволе. Любое римское домохозяйство имело рабов, которых было в несколько раз больше, чем хозяев. Поэтому, чтобы держать их в повиновении, рабовладельцы принимали такие жёсткие меры. Хозяева всё время находились в напряжении, что рабы могут выступить против них. Зонинус и подобные ему ошейники – яркое напоминание жестокой реальности жизни в Римской империи. Государство не только зависело, но и боялось своих рабов. Чтобы выжить, Рим делал всё возможное, чтобы сохранить рабовладельческий строй, держа своих пленников в жёсткой узде.

Согласно некоторым историческим источникам, около трети всех жителей Рима были рабами. Невольники составляли главную рабочую силу, которая приносила прибыль в торговле, развлекала и обслуживала римлян, занималась ремеслом и строительством, обрабатывала поля и наполняла публичные дома. Римляне считали, что без рабов не было бы и империи. Но с таким положением дел не хотели мириться сами рабы. Зачастую они устраивали восстания. До наших дней дошли сведения о трёх крупных восстаниях римских рабов, первым из которых была война Евна.

Это восстание проходило в 135 – 132 годах до нашей эры. Второй мятеж поднял Сальвия Трифон в 104 – 100 годах до нашей эры. Третья, самая известная война рабов в Риме проходила в 73 -71 годах до нашей эры под предводительством Спартака. Все три восстания были жестоко подавлены Римом. Все мятежи организовывали сбежавшие от своих владельцев рабы.

В Римской империи бегство рабов было обычным делом, поэтому ношение ошейников, подобных Зонинусу, никого не удивляло. Хозяин должен был размещать информацию на своём живом имуществе, где указывался характер раба и его склонность к побегам. Согласно римскому праву, покупку можно было считать недействительной, если продавец не указал особенности раба. Бегство невольников создавало проблемы для крупных землевладельцев и хозяев предприятий.

Поэтому были созданы целые структуры по поиску и возвращению рабов. Этим занимались даже маги, продающие заклинания как хозяевам рабов, так и самим беглым рабам. Рабы покупали свинцовые амулеты, где были написаны тексты от их обнаружения.

Хотя ошейники рабов были довольно грубыми и тяжёлыми, это было не самым суровым наказанием для беглецов. Пойманных рабов часто пороли и избивали публично, а также клеймили калёным железом.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Берендей Костромской

    Никакой Римской Империи Не Было Никогда

    Ответить