Почему не сработала теория Маркса?

Почему не сработала теория Маркса?

Карл Маркс не может считаться историком в узком смысле этого слова, но выработанная им философская система была ориентирована, прежде всего, на понимание исторических и общественных явлений. Она оказала большое влияние на развитие всех гуманитарных и общественных дисциплин. В том числе, истории.

Основой его концепции является формационная теория развития общества. Если говорить в самых общих чертах, то Маркс связывал историческое развитие общества с развитием производственной сферы, что само по себе весьма интересно. Производство – это та сфера, в которой процесс человечества шел более или менее поступательно, и очевиден при любом ракурсе рассмотрения.

Совершенствование производства заключается в развитии как производительных сил, так и производственных отношений. Результат – увеличение общего количества прибавочного продукта, и, как следствие совершенствование способов его узурпации «сильными» (эксплуататорами), отбирающего это продукт у «слабых» (эксплуатируемых).

Начальная стадия развития общества, при котором продукта было немного и он потреблялся целиком, виделась Марксу бесклассовой – это первобытнообщинная стадия. Но уже следующий шаг привел к появлению прибавочного продукта и появлению первого типа классового общества – рабовладельческого. В рабовладельческим обществе эксплуатация слабых сильными происходила в самой примитивной форме. Сильный владел слабым как вещью, и забирал все производимое слабым сверх того, что было необходимо для самого скудного пропитания.

Со временем уровень производства повышался – возникла возможность оставлять работнику чуть больше, чем кусок хлеба и обрывок грубой материи для прикрытия наготы. Сложился феодализм, при котором классами-антагонистами стали землевладельцы-феодалы, и жившие на их земле феодально-зависимые крестьяне. Крестьянин уже мог владеть домом, иметь семью и подсобное хозяйство. Но, тем не менее, феодал забирал у него существенную часть урожая, за пользование его, феодала, землей. Иногда это могло оформляться как «аренда», но не было арендой по сути, поскольку крестьянин не имел возможности отказаться от аренды и уйти от хозяина.

Феодал-рыцарь, грозя латной рукавицей, держал крестьянина в повиновении, вынуждая его делиться не только урожаем, но и всем, что было ценного: вплоть до права первой ночи с подданными невестами. При всем при том, эксплуатация зависимого крестьянина была в чем-то проще и совершеннее, чем эксплуатация раба. Рабу нечего было терять, и поэтому он в любо момент готов был на бунт и кровопролитие. Крестьянин в этом смысле был существенно более уязвим: у него была жена, были дети, было налаженное хозяйство – ему было, что терять. Рабовладение и феодализм роднит внеэкономическое принуждение, основанное на силе и власти над личностью эксплуатируемого.

Шло время, общество развивалось. И, в конце концов, пришло время капитализма – общества, современного Марксу. При капитализме никто не заставляет эксплуатируемого (в данном случае это пролетарий) работать при помощи физической силы. Для этого используются экономические рычаги. Капиталист располагает средствами производства: он владеет заводом, фабрикой или капиталом. Не владеющий такими активами человек поступает на фабрику рабочим, и вынужден продавать свою рабочую силу за неимением лучшего. Никто не держит рабочего на фабрике. Напротив, при всякой сложной ситуации капиталист норовит выгнать его.

Но нужда заставляет рабочего раз за разом возвращаться и продавать свою силу все дешевле и дешевле. Распределение происходит так, что хозяину, условно, из заработанной сотни достается пятьдесят (рублей, долларов, пиастров и т.д) А десять рабочих имеют по пятерке. Это в лучшем случае. А может быть и хуже: из заработанной на фабрике сотни капиталист возьмет себе семьдесят, а рабочим достанется по трояку. Из этого расклада Маркс предсказывал будущее развитие социально-экономической системы. Когда рабочим станет совсем невмоготу, когда они осознают бедственность и несправедливость своего положения, произойдет революция. Капиталисты будут свергнуты, заводы и фабрики станут общенародной собственностью. Заработная сотня будет делиться на всех рабочих – им достанется по десятке. Конечно, никто уж не будет жить так шикарно, как мог позволить себе жить капиталист. Но каждый рабочий будет иметь прочный достаток.

В теории эта концепция выглядело очень убедительно и привлекательно. Чувство справедливости заставляло людей становиться под знамена марксова учения и надеяться реализовать его на практике. Будущее виделось светлым и справедливым. Более того, в нашей стране в ходе революции победили большевики, теоретической базой которых был марксизм. Был проведен грандиозный «эксперимент» по проверке этой социальной теории на практике. Увы, жизнь показала, что стройная теоретическая система в реальной жизни не работает.

Почему не сработала теория Маркса?Почему не сработала теория Маркса? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не дано. Наиболее вероятная версия заключается в том, что главной помехой стало изначальное неравенство самих людей. Если вернуться к примеру тех гипотетических десяти рабочих, которые стали получать по десятке, то справедливость здесь оказалась мнимая. Ведь получали они все поровну, а работали в меру своих сил, которые у разных людей разные.

Любая попытка учитывать природное неравенство приводит к тому, что один человек неуклонно становится богаче, а другой – беднее. Эта тенденция имеет тенденцию к углублению. Если же равенство получаемой доли сохраняется вне зависимости от личного вклада, это приводит к тому, что лучшие работники теряют мотивацию к напряженному труду и начинают подравниваться под худших. Это ведет к коллапсу эконмическую систему в целом.

Как этого можно избежать? В советское время надежды возлагались на воспитание «нового коммунистического человека», который работал бы с полной выкладкой даже в том случае, если у него не было для этого материальной заинтересованности. Но, увы, такой человек выведен так и не был.

Трудолюбие (если это не трудоголизм) оказался тесно связан с личной заинтересованностью. Разнонаправленность миллионов частных интересов погубили коммунистическую систему на корню. Исторический прогноз Маркса не сбылся. Возможно, сбудется в будущем. Но пока оснований в это верить у нас не много.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Сандро

    Товарищ Маркс, всю свою жизнь, жил на деньги товарища Энгельса, это исторический факт! О чём ВООБЩЕ можно говорить в данном случае, если человек годами “извергает” ценные мысли, сводит с ума массы народу, но ест, пьёт и существует за счёт другого??? Паразит, не правда-ли?

    Ответить
    1. VLADIMIR

      Всякая технология, в том числе социальная технология перехода к новому укладу, нуждается в совершенствовании. Первый самолет не полетел. Полетел следующий. Это означает только то, что нужно не придумывать формулы успеха, а извлекать их из жизни общества. Наука ничего не придумывает, только открывает ранее не понятое. К сожалению, нет никого на горизонте отвечающего уровню Маркса.

      Ответить
    2. Андрей

      К Вашему сведению, эти деньги отец Энгельса давал Марксу (через сына, разумеется) не только по просьбе самого Энгельса, который считал Маркса своим лучшим другом, но и по собственному желанию. Ни в каких источниках не упоминается о факте спора отца с сыном по поводу “надо ли поддерживать этого пустозвона”. Не думаете ли Вы, что меценатство – это просто блажь богачей? Даже если это и так, то при чем тут тот, кому подают, если подают по своей доброй воле? И, подавая, еще и принимают активное участие в издательских проектах того, кому помогают?

      Ответить
  2. bayram

    Почему не сработала теория Маркса? При Сталинским режиме конечно ещё далеко до социализма, до теория Маркса. Более подобно думаю похожи социализма, возьмем Брежневский времена. Там, пионеры, комсомольцы, коммунисты. То, есть люди, которые воспитанные для коммунизма. Однако, то время никто не работал. Хотя планы выполняли на 200%. Организовали валютные магазины для работников ЦК. Появились подпольные миллионеры, у некоторых людей появились не заработанные деньги, или по понятием социализма не трудовые доходы. Хотя это по закону статья. Не трудовые доходы начали зарабатывать именно ЦК коммунистической партии, который вести народ по заветам Ленина к победе коммунистического труда.

    Ответить
  3. Николоай

    Всё очень просто: Тысячи лет были рабы и рабовладельцы, сотни лет были феодалы и крепостные, сотни лет предприниматели-работодатели во главе с олигархами. Все эти тысячелетия на земле правил и правит человеческий интерес неадекватного присвоения труда других, хуже того с помощью войн, которыми за тысячелетия было уничтожено миллиарды людей! Нет на земле дьявол ее- человеческого ИНТЕРЕСА неадекватного присвоения труда других, людьми с мозгами и сволочной наглостью. Статистика показывает 1,5% обладают властью и деньгами, 3,5% живут комфортно, 15% живут не плохо, 80% не хватает денег, есть нищие. И так тысячелетия. Тысячелетия показали, что человеческий ИНТЕРЕС был и остаётся сильнее СПРАВЕДЛИВОСТИ равноправного права для всех на земле. Маркс ошибся, что быстро может справедливость над интересом восторжествовать на земле. Идея Иисуса тоже не сработала за тысячелетия: Возлюби своего ближнего!

    Ответить
    1. Андрей

      Все так, но есть одно но. Уже неоднократно экспериментаторы, среди которых были и любопытные толстосумы (они и давали деньги на подобного рода эксперименты), тестировали создаваемые по репрезентативной выборке (ну и по желанию людей участвовать в эксперименте) небольшие сообщества (от нескольких десятков до нескольких сотен семей). Люди уезжали в специально построенные для эксперимента поселки, где им было предоставлено все необходимое для жизни и производства продуктов питания и других вещей. Они должны были сами организоваться, избрать начальников (или они должны были появиться стихийно в процессе жизни в поселке) и создать что-то типа мини-государства со своей внутренней валютой. Более того, для них толстосумы предоставляли возможность реализации производимых товаров и даже туристических услуг (экскурсия в такой поселок с обслуживанием), полная помощь в выводе на прилавок и т.д. Эксперименты длились от нескольких месяцев до нескольких лет. Ни разу эксперимент не был доведен до конца, то есть сообщества распадались задолго до планируемого срока окончания эксперимента. В итоге пришли к выводу, что в таких проектах хотят участвовать люди со странностями и не нашедшие интереса либо не добившиеся успеха в обществе, в котором они жили. А те, кто действительно обладает ценными умениями или организаторскими способностями, к таким проектам интереса не проявляют (им некогда и незачем). Эксперименты такого рода объявили блажью, не ведущему к научно обоснованным результатам. Однако и они показывают, что понятие справедливости у каждого свое. И оно зависит почти полностью от коэффициента ценности человека в конкретном обществе. Как правило, действительно ценные люди (т.е. способные находить выход из экстремальной ситуации) достаточно легко выживают в одиночестве и даже вне общества (своего рода робинзоны). И они подобны горьковскому Данко, только другие люди, пользуясь результатами труда робинзонов, уверены, что все зависит от них, а не от тех, кто от природы живуч и хороший организатор. Вся справедливость в итоге сводится к эксплуатации умных и предприимчивых людей всеми остальными, которые без этих эксплуатируемых быстро роняют все достижения предков в пропасть забвения. Конечно, люди – это капитал. Но никакой капитал ничего не даст для жизни людей, если им плохо управлять. И те же работяги всегда против уравниловки.

      Ответить
  4. Андрей Юрьевич

    Последователи Маркса упорно не хотят вспоминать слова вождя мировой революции Ульянова: “социализм победит капитализм по росту производительности труда”. А вот этого ни в одной стране, шедшей по такого пути, достичь так и не удалось. Причем, все страны были разные по менталитету и историческому пути. Т.е. изначально здесь заложена ошибка – ну кто будет трудится за себя и “за того парня” только ради германской идеи о равенстве. Никогда его не было, нет и не будет! Один быстро думает, а другой быстро бегает – а оклад одинаковый ? Шишеньки вам и фигушки, а кто не согласен – пожалуйста пробуйте такие идейки на своей собственной шейке и за свой счет. Посмотрим, кто будет лучше жить.
    Ну и последнее – как следует из марксизма, при социализме не станет антагонистических противоречий . Но без антагонизма нет прогресса – это тоже его фраза. А раз так, то социализм не будет развиваться. Это подобно двум электрическим зарядам. Есть плюс и минус – идет ток, нет – значит нет.

    Ответить
  5. Геннадий

    Марксизм не догма, а руководство к действию.
    Мораль Элиты вновь побита
    Один конец, – всех их расстрел
    И честь и совесть в нас убита
    Ты сер, а я сед, постарел.

    В природе родятся волчата
    Родит в природе человек
    И жизнь природы на проклята
    Для всех путей здесь нужен чек!

    Ответить
  6. Виталий

    Основой всей теории Маркса является учение о прибавочной стоимости – из него он выводит всё остальное. Само по себе это учение вполне логично и стройно, нету в нём никаких внутренних изъянов. Точно так же нету особых внутренних изъянов и в теории, объясняющей исторические процессы конфликтом производительных сил с производственными отношениями, выявляющимся в классовой борьбе. Всё опять таки вполне логично и стройно.
    Но на практике обе эти теории работают, мягко говоря, очень плохо. Не потому, что в них самих что-то не так. А потому, что построены они на основе модели, плохо отражающей реальность. Собственно любая теория всегда строится на основе какой-то модели действительности, ибо отразить абсолютно все аспекты реальности принципиально невозможно. И успех теории зависит не только от того, насколько сама теория логична и непротиворечива, но главным образом от того, насколько хорошо выбрана модель, то есть действительно ли те аспекты реальности, которыми она неизбежно пренебрегает, являются несущественными. Вот тут-то и кроются проблемы с теорией Маркса: он выбрал предельно простую, но не вполне адекватную реальности модель.

    Ответить