Рацион пиратов и мореплавателей прошлого

Рацион пиратов и мореплавателей прошлого

Исторически сложилось так, что пиратская жизнь – забудьте о великолепном бесшабашном Джонни Деппе в “Пиратах Карибского моря” – была жестокой, неприятной и короткой. Даже в так называемый Золотой век пиратов — короткий отрезок времени в конце 1600-х и начале 1700-х годов, когда такие пиратские суперзвезды, как Черная Борода и капитан Кидд бродили по морям — большинство пиратов жили в тесных жалких кварталах и страдали от изнурительных болезней. Большинство из них, вероятно, не доживали и до тридцати, а многие и вовсе закончили свою карьеру на виселице. Это разочаровывающе неромантичная, не похожая на Джека Воробья картина. И вдобавок ко всему, пираты ели скудную и зачастую вредную пищу.

Недавнее исследование, опубликованное в American Journal of Physical Anthropology, основанное на анализе изотопов азота и углерода, извлеченных из костей 80 британских моряков 18-го века, показывает, что они ели только то, что продовольственный Совет Королевского флота заказал в качестве официального пайка: хлеб, говядину, ложку масла, кусок сыра и галлон пива в день. Это было хуже, чем кажется. Корабельная еда была обязательно ограничена тем, что сохранится в ходе длительных путешествий. Хлеб подавали в виде сухарей или корабельных галет — пугающе прочных квадратов теста из муки и воды, которые после нескольких недель в море неизбежно становились жилищами микробов-долгоносиков. Говядина была соленой или сушеной.

Пиво, эль и ром были предпочтительны для питья, так как все они хранились лучше, чем свежая вода, которая быстро портилась. Пираты, судя по всему, чтобы восполнить недостаток пищи, сходили с ума от алкоголя. Капитан Натаниэль Ринг, который потерпел кораблекрушение в Карибском море в 1720-х годах и провел четыре месяца с анклавом пиратов, описал их как грубую пьяную команду.

Рацион пиратов и мореплавателей прошлого

Черная Борода утверждал, что крепкий напиток был единственным, что удерживало его людей от мятежа; и пират Калико Джек Рэкхем был в конечном счете захвачен, потому что он и его команда были слишком пьяны, чтобы бежать или бороться. Бартоломью Робертс или Черный Барт, которого считают самым успешным пиратом Золотого века (на его счету 470 захваченных кораблей),отличался тем, что он пил только чай.

Иногда пиратская еда была намного хуже, и многое зависело от ситуации

Пират Генри Морган и его команда, оказавшиеся на мели в 1670 году, были вынуждены есть кожаные ранцы (измельченные и жареные). Пиратская команда капитана Шарлотты де Берри, потерпевшая кораблекрушение и находящаяся в отчаянном положении, обратилась к каннибализму, съев двух рабов и мужа Шарлотты.

К 19 веку, с помощью лорда Байрона, сэра Вальтера Скотта и Роберта Льюиса Стивенсона, который в 1883 году опубликовал книгу Treasure Island, The ultimate pirate book, пираты взяли на себя романтические и в значительной степени воображаемые ореолы, которые с тех пор соблазнили поколения десятилетних детей убежать в море. Мудро, что нет большого литературного акцента на еде — хотя на Острове Сокровищ Испаньола, кажется, была лучше снабжена, чем большинство. На борту была бочка с яблоками, и, по словам Стивенсона, каждый получал двойной грог на день рождения.

Кроме галет и соленой говядины, самое близкое, что мы можем получить от настоящего пиратского блюда сегодня, — это салмагунди, свободно описываемый как “салат” и состоящий из случайной мешанины ингредиентов, как правило, «яичницы» из мяса, рыбы, овощей и фруктов.

Морякам-работягам в 17 веке также пришлось несладко

В течение нескольких месяцев они находились в море, поддерживая себя на неустойчивой диете, которая включала соленую говядину, грязную воду и жесткие крекеры, известные как корабельные бисквиты. Зачастую морская болезнь наступала от пищи, а не от качки.

Несколько поваренных книг и судовых журналов подробно описывают отвратительные запахи и вкусы корабельной еды 17-го века. Но мы можем только представить себе разлагающуюся пищу и ее влияние на здоровье моряков. Команда аспирантки Грейс Цай провела небольшой эксперимент с приготовлением пищи по рецептам того времени.

В августе команда установила свои бочки с корабельной едой, которая включала соленую говядину, корабельные бисквиты, горох и пиво, на борту корабля “Элиссы”. Их моделью был английский галеон “Уорик”, корабль, потопленный ураганом в гавани замка Бермудских островов в 1619 году. Команда археологов начала раскопки в 2010 году. Среди обломков они обнаружили осколки стекла, содержащие пиво и вино, а также коровьи кости.

Всего через неделю ураган Харви опустошил Техас, где стояла «Элисса», поставив их работу под серьезную угрозу. Что будет с соленой треской, погребенной под фунтами соли, которую они добыли из французского залива? Неужели вино, которое они топтали собственными ногами, будет уничтожено? Удивительно, но ничего особенного не произошло. — Как ни странно … корабль совсем не пострадал, – говорит Цай. Единственное существенное отличие заключалось в цвете соленой говядины: рассол в бочке таинственным образом становился глубоким, ярко-красным.

Каждые 10 дней команда поднималась на борт “Элиссы”. Они проверяли бочки с мясом на предмет протечек, наполнили их сверху рассолом и смоделировали, как моряки управляются с говядиной. “Мы хотели бы, чтобы тот, кто прикасался к мясу, носил перчатки… [и] не просто надевал перчатки и касался мяса, но касался некоторых такелажей на корабле”, – говорит Цай. – Потому что они не моют руки, прежде чем прикоснуться к мясу”.

Через два месяца соленая говядина сильно пахла и не выглядела свежей, но и не была совсем гнилой. – Пахло очень плохо, – смеется Цай. Несмотря на непрезентабельный внешний вид, мясо было довольно съедобным. Тем не менее, исследователи были удивлены, обнаружив, что из всех товаров на борту, корабельное печенье выжило лучше всего — даже среди жары и влажности в конце лета в Техасе. Корабельный бисквит, в просторечии известный как хардтэк, оправдал свое название.

Согласно исследованиям команды, традиционная мудрость о кипячении не прошла бы проверку в 1600-х гг. В то время как мы считаем, что бурлящий кипяток достаточно хорош, чтобы убить все, мясу с корабля-эксперимента требовалось от тридцати до сорока минут в кипящей воде, чтобы добиться начала снижения количества микробов. Но наши моряки-предшественники не всегда были хуже — предварительные результаты команды показывают, что хорошие бактерии росли среди плохих на судовой пище. “Их желудочно-кишечные системы получали действительно хорошие и действительно плохие вещи”, – говорит Цай. Их тошнотворные продукты, возможно, помогли им создать иммунитет к микробам.

Завершая статью, отметим — наука шагнула вперед очень здорово. И то, что нам кажется дикостью сейчас — отсутствие санитарии, холодильников на кораблях — в то время было нормой. Тогда люди еще не знали этих новшеств и выживали как могли. А моряки тем более — в море по несколько месяцев, а то и лет. Нужна была такая пища, которую можно перевозить без опаски отравиться. Все-таки и так работа опасная.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий