История крушения лайнера «Титаник» интересует многих людей. Это одна из наиболее громких и известных катастроф прошлого века. Она случилась в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года вследствие столкновения с ледяной глыбой в Северной Атлантике. Кораблекрушение забрало жизни множества людей. По разным оценкам, число погибших составило от 1495 до 1635 людей. Крушение состоялось во время первого рейса парохода, который следовал из Саутгемптона в Нью-Йорк.
Почему «Титаник» считали непотопляемым
Строительство «Титаника» продолжалось примерно 3 года на верфи Harland and Wolff, расположенной в ирландском городе Белфаст. Это судно было одним из серии трех трансатлантических пароходов класса «Олимпик». Оно создавалось на заказ британской компанией White Star Line.
Стоит отметить, что младший брат знаменитого лайнера «Британник» тоже затонул. Он подорвался на мине в 1916 году. Удачной судьба была только у старшего «Олимпика». Он был спущен на воду в 1910 году. В течение 25 лет судно успешно курсировало между Саутгемптоном и Нью-Йорком. В 1935 году пароход сняли с эксплуатации и отправили в лом.
До того как «Титаник» был спущен на воду в 1911 году, наиболее крупными лайнерами были «Мавритания» и «Лузитания», которые изготавливались в Великобритании. Предполагалось, что серия «Олимпик» станет прямым конкурентом судам Curand Line. По длине палуба «Титаника» достигала 269 метров. По тем временам лайнер был настоящим гигантом. Каждый человек мечтал добраться на этом судне до Нью-Йорка. Сегодня этот пароход можно сопоставить с двумя пассажирскими лайнерами класса «Оазис».
Помимо огромных размеров, «Титаник» считался непотопляемым в силу особенностей строения. Он мог оставаться на воде даже в том случае, если все четыре отсека были затоплены. Также судно вошло в историю благодаря шикарным интерьерам и апартаментам, которые предлагались пассажирам первого класса. Мебель и стены были сделаны из дорогих материалов разных стилей – от классического до модерна. Стоимость самых дорогих номеров люкс первого класса составляла 100 тысяч долларов.
Также на борту парохода присутствовали кафе, ресторан, бассейн. Помимо этого, пассажиры могли посещать тренажерный зал, хамам, библиотеку. Были на борту судна и салоны для курения.
История крушения
Крушение «Титаника» стало самой громкой катастрофой прошлого века. При этом она забрала жизни больше тысячи человек.
Откуда и куда направлялся пароход
«Титаник» плыл по довольно сложному маршруту. Судно следовало из британского Саутгемптона в американский Нью-Йорк. На его пути предполагались остановки во французском городе Шербуре и ирландском Куинстауне. Первое и последнее путешествие «Титаника» стартовало 10 апреля 1912 года. Крушение судна состоялось в 600 километрах к юго-востоку от канадского Ньюфаундленда.
Столкновение с айсбергом
Перед гибелью «Титаника» на борту лайнера царила спокойная атмосфера. В небе светили звезды, ощущался свежий ветерок с океана и звучал оркестр. Никому не было известно, что в ту безмятежную ночь случится нечто катастрофическое – трагедия, которая поменяет жизни тысяч пассажиров.
Примерно в половине двенадцатого ночи вдали появилась легкая дымка, на которую никто не обратил особого внимания. Спустя 9 минут Флит, который дежурил в ту ночь, заметил прямо перед судном айсберг. Таким образом шикарный пароход, который позиционировался как непотопляемый, столкнулся с гигантской ледяной глыбой. Спустя 2,5 часа судно затонуло. Это случилось в 2.20.
По рассказам очевидцев, корабль был поистине роскошным. Это делало крушение еще более ужасным. «Титаник» стоял посреди океана с горящими лампами, а море казалось спокойным и безмятежным. До самого погружения оркестр исполнял музыкальные произведения, чтобы успокоить панику. Вначале люди не выказывали беспокойства. Но когда выяснилось, что шлюпок больше нет, начался настоящий хаос.
Люди, которым удалось спастись, видели, как лайнер раскололся на 2 части. Нос стал опускаться вниз, а корма – подниматься кверху. Корабль на пару секунд застыл в воздухе, а затем начал тонуть. В этот момент с судна стали раздаваться крики людей, которые тонули. Они кричали, плакали и звали на помощь. Многие женщины в лодках смотрели на затихающих людей, понимая, что там остается все самое дорогое. Однако сделать ничего не могли.
Отдельные пассажиры просили экипажи шлюпок вернуться. После этого корабль просто скрылся под водой, и наступила гнетущая тишина. Люди находились в шлюпках, а рядом плавали айсберги. Казалось, что трагедии и не было.
После того, как новость о катастрофе с «Титаником» стала известна на суше, люди начали возмущаться. Почти сразу после крушения судна стало появляться большое количество легенд о выживших и погибших. Также ходило много слухов о причинах гибели судна. Всех интересовал вопрос, как огромный и, казалось, надежный лайнер с идеальными техническими характеристиками потерпел крушение в первом же рейсе.
Непосредственно после гибели «Титаника» стартовало расследование причин катастрофы. При этом завели одновременно два дела. Одно расследование проводил Сенат США, а второе – Британская торговая палата. Американским делом руководил Уильям Смит, а британским – лорд Мерси. Члены экипажа и пассажиры судна, которые сумели выжить, представили свои варианты кораблекрушения. Сбор и исследование подробностей катастрофы заняли не один месяц.
После окончания расследования удалось установить, что многие меры безопасности и нормы международного морского судоходства устарели, а потому нуждались в повторном рассмотрении. При этом судно не отвечало ряду стандартов.
Климатические условия в Северной Атлантике были таковы, что риск встречи с айсбергом был очень высоким – прежде всего, в месте трагедии. Впоследствии было установлено, что на лайнер поступило не меньше 6 сообщений от остальных судов в этом месте. Они предупреждали о дрейфующей льдине. Однако в силу лишней самоуверенности капитан не обратил внимания на эти уведомления.
Определенную роль в случившемся сыграл и радист «Титаника». Примерно за час до трагедии он отклонил важное сообщение об айсберге, поступившее с близлежащего судна в Калифорнии. Он посчитал это уведомление несрочным, поскольку корабль позиционировался как непотопляемый.
После трагедии многие подвергли критике высокую скорость судна. Нельзя было поддерживать такой темп в водах со льдом. Сообщения показали, что за несколько минут до столкновения судно передвигалось со скоростью примерно 40 километров в час.
Несмотря на то, что лайнер был сооружен с использованием всех средств технического прогресса, он имел ряд щелей. Стальные листы, из которых был изготовлен корпус, делали из конкретной марки материала. На морозе он становился очень хрупким и легко покрывался трещинами даже при небольшом контакте с любой поверхностью. В этом случае ею стал айсберг.
Что было после столкновения
События, которые последовали после столкновения судна с ледяной глыбой, удалось восстановить буквально поминутно:
- 00 – после детального осмотра судна его создатель Томас Эндрюс вышел на мостик и известил о том, что корабль ожидает крушение. Судно уже существенно накренилось на нос. Капитан отдал приказ собрать пассажиров «Титаника» и подготовить шлюпки к эвакуации. На судне подали сигнал СОС.
- 25 – сигнал был послан на английский корабль «Карпатия». Он находился в 58 морских милях. Судно поменяло курс и направилось спасать «Титаник». Чтобы добиться максимальной скорости, Ронстон отдал приказ выключить все приборы и отопление на борту.
- 30 – капитан «Титаника» отдал приказ о приоритетной эвакуации женщин и детей. При этом мужчин планировалось спасать в последнюю очередь. Тем не менее, на правом борту старпом Мердок пропускал и мужчин, если в очереди перед ними не было детей.
- 15 – судно сильно накренилось в носовой части и подалось вперед. При этом палубу накрыла сильная волна. В результате часть пассажиров оказалась в море.
- 20 – за 5 минут судно ушло под воду и начало тонуть.
- 00 – до зоны бедствия добралось судно «Карпатия». На борт этого корабля удалось поднять 712 пассажиров. Они смогли спастись.
Кто был на борту
В трагическом путешествии в корабельную команду входило большое количество людей, которые не проходили специальной подготовки. Это были кочегары, штивщики, стюарды, коки. При этом опытных и профессиональных моряков на борту «Титаника» было не так много – буквально 7 офицеров и 39 матросов. При этом некоторые из них даже не имели возможности изучить устройство судна, поскольку поступили на службу всего за несколько дней от рейса.
Несколько слов стоит сказать и о пассажирах «Титаника». Публика на борту судна была достаточно разноплановой – от нищих эмигрантов, которые искали лучшей жизни в Новом Свете, до потомственных миллионеров.
В зависимости от стоимости купленных билетов существовало деление на несколько классов. У людей, которые плыли в первом классе, был доступ к бассейну, залу для физических нагрузок, бане. Они могли посещать корт для сквоша и пользоваться электрованной. К тому же на борту судна были специальные комнаты для курения и ресторан.
Примечательно, что сервис третьего класса тоже был весьма достойным и превосходил все существующие на тот момент аналоги. Каюты были светлыми, чистыми и уютными. В обеденном зале подавали, может и не слишком изысканные, но достаточно вкусные блюда. Также для пассажиров была выделена отдельная палуба для прогулок.
Помещения судна были четко разделены по классам. Потому людям, которые путешествовали третьим классам, было запрещено посещать палубу первого.
Вследствие катастрофы судна, по разным оценкам, погибло 1495 до 1635 людей. По статистике, удалось выжить 60 % пассажиров первого класса, 44 % – второго и 25 % – третьего. До настоящего момента не дожил ни один очевидец кораблекрушения. Последней выжившей стала Миллвина Дин. На момент катастрофы ей было всего 9 недель. Женщина скончалась 31 мая 2009 года. На тот момент ей было 97 лет. Ее прах развеяли над морем в порту Саутгемптона. Оттуда началось первое и последнее плавание «Титаника».
Обнаружение останков корабля
Прежде чем удалось найти затонувшее судно, оно пробыло на дне Атлантического океана 73 года. Его отыскала команда водолазов, которой руководил Роберт Баллард. Это случилось в 1985 году. Под мощным давлением воды судно распалось на 3 фрагмента. Обломки корабля распространились по площади, радиус которой составил 1,6 километра.
В 2004 году к судну прибыла одна из наиболее знаменитых экспедиций. Стоит отметить, что информация о состоянии «Титаника», полученная в тот момент, до настоящего времени считается наиболее полной и актуальной.
Обломки лайнера находятся на глубине 3750 метров. Возле больших фрагментов судна находятся тысячи более мелких – части мебели и корпуса. Во время падения лайнера на дно океана его корпус претерпел серьезную деформацию. При этом обшивка полностью отвалилась.
На первый взгляд может показаться, что останки судна покрыты приличным слоем грязи. Но на самом деле это не так. Фрагменты судна все время чистятся мощными подводными течениями. На обломках находятся ржавчина, бактериальные микроорганизмы и отходы их жизнедеятельности. В месте гибели «Титаника» давно накопилось множество организмов, которые поедают дерево и металл. Это привело к исчезновению отдельных фрагментов корабля. По мнению исследователей, в 2032 году уникальный корабль попросту исчезнет.
Память о трагедии
Страшные события, которые произошли с «Титаником» в 1912 году, легли в основу множества литературных произведений, кинофильмов, картин и песен. Впервые книгу об этом судне, как это ни странно, написали еще до его гибели.
Не слишком известный американский литератор Морган Робертсон издал повесть «Тщетность, или гибель Титана». Это случилось еще в 1898 году. Там рассказывалось о непотопляемом корабле «Титане», который потерпел катастрофу апрельской ночью – после встречи с огромным куском льда. Шлюпок на борту судна было мало, что привело к гибели большого количества пассажиров.
Повесть, посвященная гибели судна, вначале распространялась не слишком активно. Однако после событий 1912 года интерес к произведению резко увеличился. Дело в том, что между событиями, которые описаны в произведении, и реальным крушением оказалось много общего. К тому же технические параметры придуманного «Титана» действительно совпадали с характеристиками настоящего «Титаника».
Первый фильм о трагедии появился в мае 1912 года. Он получил название «Спасшаяся с Титаника». Его продолжительность составляла 10 минут. Эта картина была черно-белой и немой. Главную роль в нем исполнила Дороти Гибсон. В роковую ночь актриса была на борту и спаслась в шлюпке №7.
В 1953 году тематику катастрофы судна использовал в своем творчестве режиссер Жан Негулеско. В основу сюжета его работы легла история семьи, состоящей из мужа, жены и их двоих детей. Они постоянно ссорились. Однако затем их отношения вроде бы начали улучшаться. Однако тут произошло столкновение лайнера с айсбергом, после чего он начал тонуть. Семье приходится расстаться. Жена и дочь садятся в лодку, а отец с сыном – остаются на борту тонущего лайнера. В том же 1953 году фильм получил высшую кинонаграду – «Оскар».
Однако самым знаменитым фильмом, посвященным гибели лайнера, стал «Титаник» Джеймса Кэмерона. Он вышел в прокат в 1997 году. Эта работа получила целых 11 премий «Оскар» и длительное время считалась наиболее кассовым фильмом в истории кинематографа.
В написании сценария и изготовлении декораций участвовали авторитетные специалисты, которые занимались исследованием гибели «Титаника». Среди них стоит выделить мариниста Кена Маршалла и историка Дона Линча.
Благодаря сотрудничеству с известными исследователями режиссеру удалось весьма подробно осветить детали крушения. «Титаник» Кэмерона вызвал новый виток интереса к истории судна. После выхода картины в прокат спрос на произведения и выставки на эту тему значительно возрос.
Крушение «Титаника» стало одной из наиболее известных катастроф двадцатого века. Несмотря на легенды, которые ходили о непотопляемости лайнера, столкновение с ледяной глыбой стало для него роковым. Эта трагедия унесла жизни большого количества людей и навсегда вошла в историю как символ самонадеянности и некомпетентности.