Плачевное состояние люфтваффе уже к концу 1941 года

люфтваффе

Успехи Красной Армии в боях за Москву заставили германское руководство принимать ответные меры.

На центральном направлении в конце 1941 г. действовали не полноценные эскадры, что наблюдалось летом и осенью, а разрозненные группы, отряды и даже звенья. Прибывшие на пополнение из ты-ла группы II эскадр KG3, 4, 30 и 76 не имели штатной численности в 36 машин. Так, перебазировавшаяся из Проверена (Восточная Пруссия) в Сещу авиагруппа II/KG4, возглавляемая подполковником В.Готтлибом (W.Gottlieb), насчитывала 29 бомбардировщиков Не111, из которых 19 были готовы к немедленным боевым вылетам. Правда, сражавшиеся на фронте части находились в гораздо худшем положении: в той же Сеще группа II/KG100 (до 15 декабря она называлась III/KG26) располагала шестью — семью исправными Не111.

В плачевном состоянии были части ближнеразведывательной авиации, подчиненные главному командованию сухопутных сил. Немецкий историк О. Грелер приводит такие цифры: «Восточный поход» начинали 347 самолетов, предназначенных для взаимодействия с наземными войсками, прежде всего танкистами, а потери за пол года войны составили 490 машин, из которых 259 утрачены безвозвратно».

люфтваффе

Вопрос будущего ближних разведчиков рассматривался в Генеральном штабе сухопутных войск, и по предложению генерала Богача было решено перестроить работу частей: отряды разведчиков следует объединить в бое-вые группы (NAGr) (аналогично группам бомбардировщиков или штурмовиков), а задания в интересах различных инстанций сухопутных войск они будут выполнять по системе «таттерзаль», т. е. «выдачи самолетов напрокат».

И хотя командование сухопутных сил лишалось авиации в своем подчинении, оно приняло предложенную реорганизацию в надежде на сокращение потерь. Одновременно шло перевооружение разведывательных отрядов с Hs126 на более современные FW189 и намечалось пополнить самолетами слабые отряды, насчитывавшие в декабре 1941 г. по три — четыре машины.

По отчету генерал-квартирмейстера люфтваффе, в 1941 г. среднемесячные потери отрядов дальних разведчиков составляли на Восточном фронте 54 самолета и 31 экипаж. Слабость этого рода авиации, в частности, не позволила немецкому командованию получить исчерпывающую информацию о подтягивании стратегических резервов Красной Армии в конце ноября — начале декабря 1941 г. Теперь Генеральный штаб люфтваффе прекратил выводить отряды дальних разведчиков в Германию, пополняя их в армейском тылу.

Для повышения боеспособности подразделений их стали укрупнять. Например, во второй половине декабря отряды дальних разведчиков 4(F)/11 и 3(F)/33 слили в один под командованием капитана В.Тиель-Зилинга (W.Thiel-Siling). В объединенном подразделении насчитывалось 20 Ju88; «безлошадные» экипажи отправили в Германию, а оставшийся наземный персонал определили в пехоту. Вскоре после окончания Московской битвы начнется создание групп дальних разведчиков, (FAGr).

Усиление истребительной авиации в зоне действий группы армий «Центр» шло за счет тяжелых истребителей. Поскольку в штабы еще осенью поступили многочисленные донесения об авариях и поломках Bf109, не приспособленных для работы с неровных полевых площадок в условиях ненастной погоды, то командование люфтваффе решило временно сделать ставку на двухмоторные   «мессершмитты».

Согласно плану Министерства авиации Германии, в середине 1941 г. на сборочных линиях вместо Bf 110 должен был появиться Ме210 и с конца года ежемесячно намечалось выпускать по 90 — 95 новейших «мессершмиттов». «Сто десятые» практически перестали производиться, но их замены не произошло, поскольку у Ме210 были обнаружены серьезные конструктивные дефекты. В ноябре 1941 г. в действующие части передали одиннадцать Bf110 в варианте двухмоторного истребителя, а в декабре — еще один.

На всех фронтах имелось 48 «мессеров» (в группах II, III/ZG26 и II/SKG210), из которых 21 исправный. Эскадры ночных истребителей также понесли потери. Пришлось командиру NJG4 полковнику Штолтенхофу (Stoltenhoff) формировать группу для Восточного фронта из остатков летного и технического состава I/ZG26 и машин учебных подразделений.

Если численность боевой авиации была далека от той, что имели нацисты под Москвой накануне второго наступления на русскую столицу (не говоря уже о первом), то силы транспортной авиации оказались беспрецедентны для Восточного фронта — в течение нескольких недель они выросли примерно вдвое и насчитывали более 400 Ju52.

По воспоминаниям известного в Германии планериста и летчика «Люфтганзы» Ф.Морцика (F.Morzik), вскоре после рассматриваемых событий возглавившего транспортную авиацию люфтваффе, незадолго до Рождества начались срочная подготовка и вооружение транспортных самолетов. Мобилизации подлежали все исправные Ju52. Согласно полученному приказу, подчеркивал Морцик, требовалось, во-первых, подготовить транспортные машины насколько можно быстрее и, во-вторых, переоборудовать их как можно больше.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий