Вот она, преступная Германия

танки вов
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

12—15 января началась Висло-Одерская стратегическая операция.

29 января войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г. К. Жукова перешли границу Германии, а 8—10 февраля вышли на реку Одер в районе Кюстрина, захватили плацдарм на левом берегу у Зееловских высот.

Итак, до Берлина оставалось 60—70 километров, но тылы наших войск отстали, в боевых частях почти не осталось боеприпасов, железнодорожные пути и мосты были разрушены, подвоз осуществлялся только автотранспортом. Наступила вынужденная передышка, а точнее сказать — началась серьезнейшая подготовка к последнему, завершающему этапу войны.

Артиллерия должна была сыграть в последнем штурме решающую роль.

Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов лично возглавил большую группу офицеров ГУКАРТа, которая выехала на 1-й Белорусский и 1-й Украинский фронты для оказания помощи в подготовке артиллерии к завершающим боям. В этой группе был и я.

Переехали на западный берег Вислы и ужаснулись. Почти вся Варшава лежала в руинах, по многим улицам невозможно проехать. Даже костелы в большинстве были, взорваны отступавшими фашистами.

Миновали Польшу и остановились у границы с Германией. На краю автострады Варшава — Берлин на высоких столбах висел длинный деревянный щит с надписью: «Вот она, преступная Германия».

Мы вышли из машин и замерли. Так много было пролито крови, потеряно друзей, проведено бессонных ночей и горьких до отчаяния дней, и наконец-то вот она, граница фашистской Германии. Стояли и молчали, невольно вспоминая прошедшие дни и погибших товарищей.

Нас разместили на окраине Ландсберга. Здесь же я встретил своего однокашника по академии подполковника Бориса Ивановича Наварного, который занимался аналогичными вопросами в масштабе фронта.

На следующий день командующий артиллерией фронта генерал-полковник В. И. Казаков и его заместитель по ПВО генерал-майор В. Г. Поздняков приняли нашу комиссию и довольно подробно рассказали о плане и сроках всех проводимых подготовительных мероприятий, в частности о состоянии противовоздушной обороны войск фронта и о том, какой помощи они ждут от нас.

После этого мы по 2—3 человека разъехались по зенитным артиллерийским частям, в первую очередь находившимся на Кюстринском плацдарме.

Мне, согласно плану, надлежало начать работу с проверки технической готовности радиолокационных станций и радиопрожекторов РАП-150.

Затем совместно с Б. И. Наварным решили очень сложный вопрос по организации взаимодействия между частями ПВО и 16-й воздушной армии.

3188 боевых самолетов 16-й воздушной базировались на 160 аэродромах. Управлять этой армадой оказалось весьма сложно. Но тем приятнее было слышать к концу Берлинской операции от офицеров-наведенцев, что радиолокационные станции сыграли в деле большую и очень нужную роль.

Пополнения на фронт все прибывали, и, к нашему удивлению, прибыл даже прожекторный батальон, а не радиопрожекторный, как ожидалось. Причем поступил он не в распоряжение командующего артиллерией фронта, а был направлен по одной роте в каждую армию на Кюстринский плацдарм. Ночью при налетах вражеской авиации эти прожекторы не включались. Нам, конечно, очень хотелось узнать, какие цели поставлены перед батальоном, но кроме его номера (26-й прожбат), мы до начала операции ничего не ведали.

У всех москвичей, офицеров отдела ПВО фронта, дел оказалось невпроворот. На сон еле выкраивали по 4—5 часов и устраивались спать в той части, где заставала ночь. Первый месяц пребывания на фронте не прошел, а пролетел в сплошных разъездах по частям и в решении великого множества вопросов.

…Гитлер уверял, что он сделает все необходимое, чтобы русские не вошли в Берлин. Действительно, немецкое командование предпринимало чрезвычайные меры и по созданию новых укрепленных рубежей от Одера до Берлина, и по переброске войск с запада на Восточный фронт, проводило тотальную мобилизацию в возрасте от 17 до 60 лет, создало даже женский ударный корпус, превратило каждый дом в крепость и т. д.

Фашистское командование на защиту Берлина и подступов к нему сосредоточило 85 дивизий, 10 400 орудий и минометов, 1500 танков, 3300 боевых самолетов. Всего на защите Берлина было более миллиона немецких солдат и офицеров.

На направлении главных ударов войск создавалась наибольшая плотность зенитных орудий на 1 километр фронта. Так, на 1-м Белорусском вместо обычных 6—8 орудий находилось 30.

В границах 1-го Белорусского фронта через реку Одер было наведено к началу операции 25 понтонных переправ. Для уничтожения переправ фашисты использовали, в частности, двухэтажный самолет, или «спарку». На обычном бомбардировщике Ю-88 помещался истребитель ФВ-190. Моторы обоих самолетов работали на полную мощность. Не долетая до переправы, «спарка» начинала планировать, снижаясь до высоты 800— 1000 метров, после чего истребитель отделялся от бомбардировщика, резко поворачивал и начинал набирать высоту, удирая на запад, а Ю-88, напичканный взрывчаткой, продолжал полет под заданным углом, врезался в землю и взрывался, разрушая все в радиусе до 150 метров.

Хотя «спарки» применялись около 20 раз, значительного вреда переправам они не причинили. Нам с Б. И. Наварным однажды довелось наблюдать одну из них.

Переправа через Одер 1945

Для уничтожения переправ фашисты использовали еще одну новинку. Появлялся самолет с крупной бомбой под фюзеляжем. Он снижался на 3—4 километра, затем сбрасывал бомбу, управляя ею по радио. Это были авиабомбы «фриц-Х» (предвестники появления или прототип современных ракет класса «воздух — земля»). Но эти средства не достигали цели. Только 2 раза были повреждены переправы: однажды взрывной волной бомбы сорвало несколько метров настила, а второй раз подбитый зенитчиками самолет упал на переправу и частично ее разрушил.

Использовать для уничтожения переправ реактивные снаряды ФАУ-2 гитлеровское командование не решилось, потому что они были рассчитаны на дальний перелет и плохо управлялись в полете.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *