Где и когда появился жанр опера и кто ее придумал – история возникновения

Опера представляет собой музыкально-драматическое произведение для театра, в котором вместо речи используется пение. Несмотря на широкое распространение этого жанра, далеко не каждый человек сможет сказать, где именно и когда появилась опера. Этот музыкальный жанр зародился в итальянском городе Флоренция в конце шестнадцатого века. Именно тогда Джованни Барди, который был весьма обеспеченным поклонником искусства, собрал у себя Флорентийскую камерату.

Что такое опера?

Этот термин обозначает музыкально-театральный жанр, который базируется на синтезе музыки, сценического действия и слов. В отличие от драматического театра, в котором музыка выполняет служебные функции, в оперных произведениях этот элемент считается главным носителем действия. В качестве литературной основы выступает либретто.

При этом само понятие появилось позже, чем была написана первая опера. Впервые его использовали в данном значении только в 1639 году. При этом термин стали широко применять лишь на стыке восемнадцатого-девятнадцатого веков.

История создания жанра «опера»

Далеко не каждому человеку известно, кто создал этот жанр. Также многих интересует, в какой стране он появился. На самом деле историю возникновения оперы связывают с итальянской Флоренцией.

Когда появилась первая опера?

Первой оперой в истории музыки считается несохранившееся произведение «Дафна» Якопо Пери. Оно было написано на либретто Оттавио Ринуччини и поставлено в 1598 году.

Опера

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Хотя местом появления оперных произведений считается Италия, своими корнями этот жанр уходит в Древнюю Грецию. Именно там стали впервые соединять сценическое искусство с вокальными партиями. Затем этот вид искусства получил распространение и в Древнем Риме.

Вторую жизнь опера получила в конце шестнадцатого века. Именно тогда была создана Флорентийская камерата, которая представляла собой содружество из музыкантов и поэтов. Они придумали новый жанр и дали ему название «драма через музыку».

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Драматический театр

Люди, которые входили во Флорентийскую камерату, могут считаться настоящими бунтарями своей эпохи. Они осмелились обратиться к греческим мифам и легендам и отреклись от общепринятых эстетических норм. Однако еще более новым решением стал драматический театр.

Этот вид искусства быстро стал необыкновенно популярным. Опера тоже стремительно развивалась. Однако настоящий расцвет этого жанра начался в Венеции. В 1637 году Бенедетто Феррари совместно с Франческо Манелли создал первый оперный театр. Он получил название «Сан-Кассиано». Этот позволило вывести оперные произведения на коммерческий уровень.

Драматический театр

Распространение за рубежом

В середине семнадцатого века появился новый жанр – оперное искусство. Благодаря труппам, которые странствовали по разным странам, этот вид представлений получил широкое распространение в Италии и начал выходить за ее пределы. Первой оперой, представленной за рубежом, была «Галатея». Спектакль поставили в 1628 году в Варшаве. Это было только началом распространения жанра в других странах.

Сериа и буффа

Опера-сериа, или «серьезная опера», переняла от венецианской школы мифологические сюжеты и сложную интригу. При этом в структуре таких произведений наблюдалось четкое разделение функций слов и музыкальных партий.

Некоторой отдушиной для итальянских композиторов была опера-буффа. Ее происхождение связывают с Неаполем. Сюжеты таких произведений были посвящены обыденным современным ситуациям и базировались на коротких комедийных сценках.

Сериа и буффа

Глюковская реформа

Оперная реформа Глюка считается кардинальным переосмыслением этого жанра. Этот процесс в восемнадцатом веке инициировал немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк, заручившись поддержкой драматурга Раньери де Кальцабиджи. Суть реформы заключалась в изменении стандартной для оперы-сериа структуры.

При этом реформаторская деятельность Глюка прошла в своем развитии 2 этапа:

  1. Венский реформаторский – длился с 1762 по 1770 годы. В то время были написаны 3 реформаторских оперных произведения «Альцеста», «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена». При этом Глюк не нашел поддержки среди венской публики и отправился в Париж.
  2. Парижский реформаторский – длится с 1773 по 1779 годы. На тот момент Париж был готов к новым веяниям.

Глюковская реформа

Из чего состоит любая опера

Каждое оперное произведение обладает четкой структурой. В него входят несколько ключевых элементов.

Начало

Произведение начинается с увертюры. Она представляет собой вступление, которое исполняет симфонический оркестр.

Чем продолжается

Затем начинается основная часть спектакля. Она представляет собой грандиозное действо, которое делится на акты. Между ними располагаются антракты, которые бывают длинными и короткими.

Ограниченность реформы Глюка

На чем заканчивается

В конце произведения находится эпилог. Он может подводить итоги, определять мораль или повествовать о последующей судьбе героев.

Самые известные оперные театры

Сложно сказать, какой из оперных театров считается наиболее известным. При этом больше всего прославились следующие:

  • Ла Скала, Милан;
  • Опера Гарнье, Париж;
  • Сиднейский оперный театр, Сидней;
  • Венская государственная опера, Вена;
  • Театр Сан-Карло, Неаполь.

Опера фото

Мировые шедевры русской оперы

За время своего существования русское оперное искусство успело прославиться на весь мир. При этом можно выделить несколько наиболее знаковых произведений в этом жанре.

«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»

Это произведение придумал Михаил Глинка. Впервые произведение было поставлено в 1836 году на сцене Большого театра, расположенного в Санкт-Петербурге. Первую редакцию либретто написал барон фон Розен.

«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»

«Борис Годунов»

Основой оперы Мусоргского стало произведение Александра Пушкина. Композитор сам написал либретто, изучая материалы историка Карамзина. На это ему потребовалось 5 лет. Путь произведения к сцене тоже оказался тернистым.

«Князь Игорь»

Это произведение Александра Бородина воплотило на сцене известное произведение «Слово о полку Игореве». Композитор писал оперу в течение 18 лет, однако ему так и не удалось ее закончить. По черновикам Бородина произведение завершали Глазунов и Римский-Корсаков.

«Каменный гость»

Эта опера создана Даргомыжским. Это произведение тоже было закончено после смерти автора. Композитор завещал продолжение работы Римскому-Корсакову и Кюи.

«Каменный гость»

«Золотой петушок»

В основу этой оперы Николая Римского-Корсакова легла знаменитая сказка Александра Пушкина. В своей работе композитор и создатель либретто Бельский использовали русский фольклор.

«Хованщина»

Эта опера Мусоргского служит воплощением старой и новой Руси. Композитор сам писал либретто, занимаясь изучением исторических документов семнадцатого века.

«Каменный гость»

«Война и мир»

Это произведение Прокофьева написано по знаменитому роману Льва Толстого. Опера создавалась на протяжении 12 лет.

Выводы

Опера – это очень интересный жанр искусства, который имеет богатую историю. Это направление появилось еще в шестнадцатом веке, и за годы своего существования претерпело много изменений.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Аноним

    ЭТО ЧАМС ЧИТАЕТСЯ

    Ответить