Гжель представляет собой народный промысел, который подразумевает изготовлений фарфоровых изделий с характерной росписью. Отличительной чертой подобных предметов считается рисунок кобальтом на белом фоне. При этом далеко на каждый знаком с историей возникновения такого промысла, как гжель. Свое название он получил от одноименного села в Московской области, где и появился.
Когда и как появился промысел
В 60 километрах от Москвы находится Раменский район. В его состав входит 27 деревень, которые образуют единый гжельский культурный район. Тут находится деревня, которая так и называется – Гжель. Предприятие, которое тут располагается, носит такое же название. Благодаря ему гжельская роспись не только сохранилась, но и развивается по сей день.
При этом все началось много лет назад. История этого вида народного искусства отсчитывается с 1339 года. В письменных источниках этого периода встречаются первые сведения о гжели. В грамоте Ивана Калиты сказано, что Гжель представляла собой прибыльную волость, которой обладали высшие чины. Также ученым удалось установить, что гжельские поселки были созданы еще в одиннадцатом веке, и местное население занималось ремеслом.
Таким образом доподлинно установить возраст промысла невозможно. Но минимум семь столетий гжельские умельцы создают керамическую посуду и предметы интерьера. Работа проводится исключительно вручную. Машинная роспись при этом не используется.
Последующее развитие
После своего появления народный промысел активно развивался. При этом он прошел несколько этапов.
До 17 века
В период с одиннадцатого по тринадцатый века в старинном подмосковном поселке под названием Гжель местные жители никак не могли успешно заниматься земледелием. Пахари неустанно трудились, однако это не давало ощутимых результатов. Это было связано с тем, что в данном районе вместо чернозема присутствовали скопления качественной белой глины. Месторождением стали пользоваться аптекари. Посуду, изготовленную из уникального материала, начали применять в медицинских целях.
В начале четырнадцатого столетия умельцы, которые населяли район реки Гжелки, стали осваивать гончарное ремесло. Конечно, на тот момент гжель еще не появилась. Однако изделия, которые изготавливались в этом регионе, получили известность на всю округу.
С 18 века
Гжель, которая известна сегодня, зародилась только в восемнадцатом веке. Мастера того периода производили достаточно много различных изделий – посуду, изразцы, кирпич, детские игрушки. Своей продукцией регион снабжал Москву.
Для каждого мастера была характерна уникальная манера росписи. При этом его изделия отражали представления об окружающем мире. Развитие промысла сильно зависело от предпочтений потребителей. В середине восемнадцатого века гончарное производство в России получило стремительное развитие. Однако никому не удавалось конкурировать с мастерами из Гжели.
Максимального расцвета промысел достиг к концу восемнадцатого столетия. В тот период особенного мастерства удалось достичь умельцам, которые занимались изготовлением квасников, кумганов и кувшинов. Мастеру требовалось иметь много терпения и владеть особыми навыками. Дело в том, что расписывались еще не обожженные изделия, покрытые эмалью белого цвета.
Кроме игрушек и посуды, в этом районе изготавливали майоликовую пластику. В большинстве случаев сюда входили бытовые сцены. При этом мастера изображали мужчин и женщин, которые занимались своими делами. Изделия изготавливались в максимально простой форме, однако они отличались высокой степенью выразительности.
В течение нескольких десятков лет гжельские умельцы также занимались изготовлением изразцов. Их изделия по сей день хранятся в известных музеях Москвы и Петербурга.
Кухонную утварь мастера расписывали самыми разными рисунками. Там можно встретить деревья, цветы, птиц, архитектурные сооружения. Рисунки прекрасно отражают понимание декоративного назначения того или иного предмета. Роспись выполнялась в синей, желтой, зеленой гамме. При этом мастера использовали коричневые контуры. Посуду, которая расписывалась гжельскими умельцами, непременно украшали фигурки людей и животных.
В 1802 году около села Минино отыскали залежи светлой глины. После чего в регионе стали производить полуфаянс. Его использовали для изготовления квасников и кувшинов. Но эти предметы выглядели грубо и отличались недолговечностью, поскольку материал был очень хрупким. В конце двадцатых годов девятнадцатого века в гжельской росписи стали доминировать синие оттенки.
В начале девятнадцатого века в Бронницком уезде удалось найти белую глину, которая подходила для производства фарфора. В результате в селе Володино открыли первый фарфоровый завод. Его основателем стал Павел Куликов. Секреты изготовления изделий из этого материала он узнавал на заводе, расположенном в деревне Перово. Чтобы не выдать секреты технологии, Куликов сам занимался производственным процессом. В этом ему помогали только два гончара и один рабочий. С этого маленького завода и началось развитие изготовления фарфора в Гжели.
В 1812 году количество предприятий, занимающихся выпуском фарфоровой посуды, достигло 25. Со временем спрос на такие изделия стал увеличиваться. Это обеспечивало рост производства. При этом изготовление традиционной майолики начало уменьшаться. В результате фарфор и фаянс стали основой промысла в регионе. После чего начался период экономического подъема Гжели. При этом небольшие мастерские превратились в заводы.
К тому же стал увеличиваться ассортимент производимой продукции. Помимо кувшинов, блюд, кумганов, стали выпускать чашки, чайники, молочники и многое другое. Все предметы дополняли разноцветной росписью. Несмотря на высокую конкуренцию, гжельская продукция пользовалась спросом благодаря тому, что в ней сохранялся народный характер искусства.
Со второй половины девятнадцатого века гжельская роспись стала более лаконичной. В это время для нее стали применять исключительно синий кобальт. Сочетание синего рисунка, белого фона и золотистых контуров стало новым этапом развития искусства. Максимальный расцвет гжельского промысла пришелся на конец девятнадцатого века. В этот период технология производства фарфора и фаянса была усовершенствована.
В середине девятнадцатого века изготовлением фарфора в Гжели стали заниматься братья Кузнецовы. С установлением советской власти производства национализировали. После чего они пришли в упадок. Восстанавливать гжельский промысел стали лишь в середине прошлого века.
Современная гжельская роспись
В конце сороковых годов прошлого века два подвижника, Салтыков и Бессарабов, взяли в качестве основы старые образцы и сумели возродить приемы росписи, которые считались потерянными. Вот откуда берет начало современная гжельская роспись. Вслед за ними за возрождение промысла взялись другие известные художники – Дунашова, Окулова, Азарова.
Сегодня производством таких изделий занимается Гжельский фарфоровый завод. Тут изготавливают подсвечники, вазы, посуду, камины и многое другое.
Гжельская роспись – уникальный вид искусства, который зародился много столетий назад. Он проходил в своем развитии самые разные этапы. Однако этот вид творчества не утрачен и сегодня. Это стало возможным благодаря стараниям целой плеяды известных художников.