История создания картины Малевича Черный квадрат, ее описание и смысл

Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича – это одна из самых известных работ в истории искусства. Сама идея создания картины вызывает множество вопросов: как такой простой и минималистический образ мог стать настолько значимым? Каковы были мотивы художника? И, конечно же, как это произведение искусства стало настолько ценным и знаменитым? Попробуем разобраться в истории создания «Черного квадрата» и рассмотрим символическое значение картины Малевича.

Описание картины

«Черный квадрат» на самом деле не черный, а также не является идеальным квадратом: ни одна из сторон четырехугольника не находится на одной линии друг с другом или с любой из сторон квадратной рамки, которая его окружает. Темный цвет был создан Казимиром Малевичем путем смешивания различных красок, ни одна из которых не была черной. Есть предположение, что это было сделано намеренно, чтобы создать активную, меняющуюся форму.

Есть ли скрытый смысл

Казимир Малевич утверждал, что это произведение искусства было вдохновлено бессознательным, своего рода «космическим сознанием». Некоторые считают, что только люди с неразвитым воображением могут разглядеть квадрат в «Черном квадрате». Но если человек посмотрит за пределы видимого и воспримет его по-другому, то поймет, что вместо черного квадрата картина на самом деле состоит из множества цветов, образующих куб.

Скрытое значение «Черного квадрата» можно сформулировать так: то, что изначально кажется двухмерным, монохроматическим миром, на самом деле гораздо сложнее. Как только человек изучит окружающую среду во всей ее глубине и живости, в его жизни произойдут радикальные перемены. Миллионы людей, испытавших врожденное восхищение картиной, бессознательно ощущали трехмерную природу и живость «Черного квадрата».

Биография автора

Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году, 23 февраля в Киеве в семье мещанина и домохозяйки. У него было польское происхождение, хотя он идентифицировал себя как украинец, и годы его становления прошли в сельской местности Украины. По его словам, народная культура этой местности оказала огромное влияние на творчество. Он завороженно наблюдал за тем, как местные жители расписывают печи, посуду и вышивают геометрические узоры на рубашках.

Малевич часто отображал детские воспоминания в своих работах. Именно в детстве он получил вдохновение для начала карьеры в искусстве. Во время поездки в Киев со своим отцом, заглядывая в витрины магазинов, он увидел полотно, на котором была изображена молодая женщина, чистящая картофель. Малевича потрясла точность, с которой были изображены картофельные очистки.

Когда ему было пятнадцать лет, мать подарила ему краски, а в шестнадцать лет он закончил свою первую картину: сцену с лодкой, рекой и луной на заднем плане. Приятель художника принес холст в магазин, где его продали за пять рублей – столько же, сколько средний рабочий зарабатывает за два дня. Местонахождение этой картины сейчас неизвестно.

история создания черного квадрата малевича

Дальнейшая жизнь Малевича была наполнена захватывающими событиями: он делал чертежи на заказ, безуспешно пытался поступить в Академию художеств, выставлял свое искусство в галереях, преподавал в университете и был неодобрительно встречен советским правительством. Но больше всего любителей искусства интересует всего одна его картина.

Творческая деятельность

Малевич создал «алогизм», который был новым типом живописи, противоречащим традиционной логике. Он оторвался от условностей академического искусства и любого общепринятого мышления. Искусство всегда создавалось с определенными правилами: музыка имела определенную форму, поэзия использовала привычные ритмы, а в живописи картины писались так, как учили старые мастера.

Казимир Малевич объединил в картине «Корова и скрипка» два, казалось бы, несопоставимых предмета: скрипку, традиционный предмет классического искусства, которому отдавал предпочтение Пикассо, и корову, которая была взята с вывески мясного магазина. На обороте картины он написал, что это «нелогичное сопоставление» было попыткой бросить вызов логике, естественности, буржуазным ценностям и предвзятым представлениям. Он добавил год – «1911», чтобы было понятно, кто первым задумал такую алогичную идею.

Впоследствии художник развил эту идею в своей работе «Композиция с Джокондой», где он наложил рекламу о продаже квартиры поверх знаменитой картины Леонардо да Винчи и перечеркнул ее. Известен его перформанс на Кузнецком мосту, популярном месте среди современной обеспеченной молодежи: он прошел по нему с деревянной ложкой, приколотой к лацкану пиджака, что стало обязательным аксессуаром для многих авангардных художников в тот период.

Казимира Малевича считают создателем алогизма, однако он практиковал его лишь недолго. К 1915 году он уже перешел к своему культовому черному квадрату и увлекся супрематизмом.

История создания квадрата

Малевич использовал эту картину, чтобы выразить протест против общепринятого искусства. Она была создана в 1913 году, когда он испытывал финансовые трудности в Москве; поэтому он взял полки от шкафа и написал на них три работы. На них даже остались отверстия, чтобы их можно было прикрепить к бокам шкафа. Вот почему у полотен такие необычные размеры.

история создания черного квадрата малевича фото

Картина обладает загадочным свойством, как с точки зрения ее происхождения, так и с точки зрения ее интерпретации. Вопреки названию, черный квадрат Малевича на самом деле не является квадратом – ни одна из сторон не создана параллельной, при этом ни другой стороне, ни картинной раме; скорее, это просто прямоугольник, который издалека кажется квадратом. Для этой работы художник использовал нетрадиционную смесь красок, в которой не было ни одного черного цвета, поэтому название несколько вводит в заблуждение.

Изначально картина была создана в 1915-ом г. Для открытия галереи, но сам Малевич датировал ее «1913» на обороте. Это может быть связано с тем, что он разработал декорации и костюмы для оперы 1913 года под названием «Победа над солнцем». Это была нетрадиционная постановка, в которой присутствовали непонятные диалоги, ультрасовременные наряды и необычные декорации. Самое примечательное, что черный квадрат служил фоном, заслоняющим свет солнца.

Для выставки Малевич должен был создать несколько картин, но у него было мало времени, и он либо не успел их закончить, либо не был доволен результатом, поэтому поспешно замазал их черным квадратом. В этот момент в студию зашел один из его друзей и, увидев это, воскликнул «Гениально!», что побудило Малевича найти глубокое значение для «Черного квадрата». Это объясняет, почему на поверхности есть трещины в краске; это было не намеренно, а скорее просто результат неудачного творчества.

Трудно точно определить, что стремился сказать этим Малевич. Исторически сложилось так, что художники пытались воспроизвести реальность в своих работах. Древний человек изображал сцены охоты в своих наскальных рисунках, в то время как поздние художники начали придавать смысл своему искусству, включая в него объекты, которые символизировали чувства или идеи. Например, белая лилия символизирует чистоту, а черная собака использовалась для представления неверия и язычества в христианской культуре.

В то время, когда жил Малевич, кубизм был модным, при этом художники не пытались реалистично изобразить форму чего-либо, а выражали его суть через геометрические формы и линии. Казимир пошел еще дальше, полностью отказавшись от формы и изобразив отсутствие всех форм – квадрат.

Казимир Малевич был родоначальником нового художественного стиля, известного как супрематизм. Он рассматривал его как самую значительную форму живописи и обозначил черный квадрат как первую «букву его алфавита»; он использовался для создания его произведений искусства. Малевич считал супрематизм религией и относился к квадрату с большим уважением, подобно тому, как православные почитают иконы в своих домах. По этой причине на одной из выставок его картина была выставлена в углу, называемом «красным углом» в христианстве, именно там обычно висят иконы в домах.

Дополняя «Черный квадрат», на презентации были еще круг и крест, также черного цвета. Эти три работы вместе образовывали триптих, единое целое, которое служило основой для полотен в стиле супрематизма. Если «Черный квадрат» был как первая буква в художественном алфавите, то две другие были второй и третьей.

история создания черного квадрата малевича фото

Малевич выставил картину в галерее Берлина, но вынужден был внезапно уехать. Он доверил свою работу архитектору Х.Горингу, но для автора полотно оказалось потерянным навсегда, ведь нацисты пришли к власти и объявили все его творения «искусством дегенератов». К счастью, друг художника смог спасти более ста его работ.

Затем правоприемники архитектора продали их музею в Недерландах, в котором прошло несколько крупнейших выставок картин Малевича в Европе. В конце концов, его родственники подали в суд на музей за право владения полотнами, и семнадцать лет спустя некоторые из них были возвращены обратно в законные руки.

В 2008-ом г. эта картина была куплена за шестьдесят пять миллионов американских долларов и стала самым ценным произведением искусства среди работ русских художников на тот момент. Спустя десятилетие «Супрематическая композиция» побила предыдущий рекорд, ведь анонимный покупатель заплатил за нее на аукционе на двадцать миллионов больше.

Сколько квадратов написал Малевич

Задокументированы четыре разновидности черного квадрата, нарисованного Малевичем. Первый и третий находятся в Третьяковской галерее, а второй – в Русском музее в Санкт-Петербурге. Новости о четвертом черном квадрате стали достоянием общественности в 1993 году, когда один кредитор использовал его в качестве залога для получения ссуды в банке, но так и не истребовал его после банкротства. Затем он был куплен российским миллиардером за 1 млн. долларов и передан в дар Эрмитажу.

В 2015 году работники Третьяковской галереи обнаружили скрытые под первым черным квадратом Малевича замысловатые геометрические узоры и формы. Эксперты считают, что под квадратом присутствуют картины, причем не одна, а две. Кроме того, они обнаружили еще одну надпись, которая гласила: «Битва темнокожих в темной пещере». Это отсылка к художникам девятнадцатого века, которые создавали свои собственные версии черных прямоугольников и присваивали им похожие названия. Таким образом, произведения искусства Малевича содержат еще много тайн, которые еще предстоит раскрыть.

история создания черного квадрата малевича фото

Малевич развил идею беспредметного искусства, создав белый квадрат, также известный как «Белое на белом». Он считал, что если супрематизм выше других форм искусства, то белый квадрат стоит на пике всего. Что может быть абстрактнее белого «ничто» на чистом фоне? Нет ничего более беспредметного, чем это.

Согласно легенде, после написания картины художник внес дополнительные коррективы в границы фигуры и провел затенение фона. В таком виде полотно и было представлено зрителям.

Супрематисты рассматривали белый цвет как сигнификатор пространства. Малевич же рассматривал белизну как высшую форму созерцания. По его мнению, человек мог потеряться в цвете, словно в трансе. Художник был безмерно доволен своим произведением; он отметил, что прорвался сквозь границы цвета. После завершения работы над картиной Малевич чувствовал себя подавленным, потому что не мог придумать ничего более впечатляющего.

Впервые картину увидели на выставке в столице России в 1919-ом г. Позже она была представлена на выставке в Берлине и больше никогда не появлялась в родной стране. В настоящее время она находится в Museum of Modern Art в Нью-Йорке, и это одна из немногих картин, доступных иностранным ценителям эивописи. В Советской России белый квадрат имел сильную связь с белым движением, возможно, поэтому в нашей стране он не так известен, как в других странах. В Америке его известность сравнима с известностью черного квадрата среди россиян.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий