Историей возникновения музыки интересуются многие люди. Этот жанр искусства зародился примерно 50 тысяч лет назад. Именно тогда он вошел в культуру и стал неотъемлемой частью жизни общества. Начиная с доисторического периода, музыка постоянно развивалась и совершенствовалась. Для каждого из этапов характерны определенные особенности и свои выдающиеся деятели, которые работали в этом направлении.
Доисторический период
Предположительно, современный человек появился примерно 160 тысяч лет назад в Африке. При этом 50 тысяч лет назад люди расселились по всем континентам, которые пригодны для жизни. Все люди, в том числе и самые изолированные племена, обладают своими формами музыки. Потому историки считают, что музыка появилась еще у первых африканцев. Это произошло до их расселения по Земле. Ученые выдвигают предположение, что музыка существует как минимум 50 тысяч лет. Постепенно она стала неотъемлемой частью жизни всех людей.
В доисторические времена существовала устная музыкальная традиция. Сегодня музыка аборигенов Австралии и Америки тоже называется доисторической. Но это понятие в большинстве случаев используется для обозначения музыки стран Европы. Для доисторического искусства остальных континентов обычно применяют такие понятия, как народная, фолк-, традиционная музыка.
Самым древним музыкальным инструментом, который был зафиксирован учеными, считается флейта. Ее древний экземпляр был найден возле скульптур, которые датируются 35-40 тысячами лет до нашей эры.
Музыка в древнем мире
После того как закончилась доисторическая эра, люди перешли на письменные музыкальные традиции. Самая древняя песня, которая была записана на клинописной таблице, была обнаружена во время раскопок Ниппура. Эта находка датируется 2000 годом до нашей эры. Записи удалось расшифровать профессору Килмеру из университета Беркли. Ему удалось установить, эта песня записана в виде терций. К тому же в ней использовался пифагоров строй.
Древние греки использовали двойные трубы, что указывает на применение полифонии в музыке. Об этом же свидетельствуют древние волынки и письменность, в которой описывается музыкальная техника того периода. При этом в качестве фона использовалась одна трубка в авлосе, а вторая – помогала проигрывать мелодичные пассажи. Древние цивилизации у долины Инда пользовались разными видами струнных инструментов. Также историкам удалось найти флейту, которая имела 7 отверстий.
Священные писания Веда содержат упоминания об индийской классической музыке, которая называется марга. Сама-веда детально описывает этот вид искусства. Еще одним центром развития музыки стал Иран. Изобретение этого вида искусства приписывают знаменитому царю Джамшиду.
Существуют отдельные документальные источники, которые доказывают, что персы обладали хорошо развитой музыкальной культурой. В частности, в сасанидский период существовала оживленная музыкальная жизнь в Персии. При этом до наших дней дошли имена наиболее известных музыкантов. Среди них стоит выделить Рамтина, Накиссу, Барбода. Также сохранились названия их некоторых работ.
На древних папирусах и на стенах пирамид остались строчки религиозных гимнов. Они же зафиксированы в «Книге мертвых» и в «Текстах пирамид». Помимо этого, существовали так называемые страсти и мистерии. Одним из наиболее востребованных сюжетов были страсти Осириса. Он каждый год умирал и воскресал. Также существовали песни-плачи женщин над мертвым Осирисом. Исполнение песен часто дополняли драматические сцены.
Одними из наиболее древних музыкальных инструментов в Древнем Египте были арфа и флейта. Во времена Нового царства жители этой страны играли на барабанах, лирах, колоколах. Музыкальные инструменты они привозили из Азии. Знать проводила приемы, на которые приглашали профессиональных музыкантов.
Бытует мнение, что максимального расцвета музыка в древний период достигла в Греции. Само понятие тоже обладает греческим происхождением. В этой стране людям удалось впервые увидеть связь между высотой звука и числом. Ее открытие приписывается Пифагору.
Развитие полисов, в которых проводились крупнейшие гражданские и культовые мероприятия, привело к появлению хорового пения. В качестве аккомпанемента применяли духовые инструменты. Помимо авлоса, древние люди пользовались металлической трубой.
Те времена отметились постоянными войнами. Это привело к активному развитию военной музыки. Одновременно с этим наблюдалось развитие лирической поэзии. Ей аккомпанировали музыкальные инструменты. Одними из известнейших авторов песен были Сапфо, Архилох, Алкей.
Отдельно стоит упомянуть поэта и музыканта Пиндара, который считается классиком хоровой лирики. Он написал большое количество гимнов, победных од, застольных песен. Произведения этого автора отличались многообразием форм. Они обладали причудливыми и богатыми ритмами. На основе произведений Пиндара началось развитие дифирамбов, которые исполнялись на дионисийских праздниках, датированных 600 годом до нашей эры.
Музыка считалась важной составляющей театральных спектаклей. В трагедиях сочеталась музыка, драма и танец. К наиболее известным авторам трагедий относятся Еврипид, Софокл, Эсхил. Как и древнегреческие поэты, они создавали музыку. Со временем в эти произведения добавлялись музыкальные партии актеров.
В своих работах Еврипид ограничил использование хоровых партий. При этом ключевое внимание в музыке он сконцентрировал на сольных партиях корифеев и актеров. Они были более подвижными, эмоциональными и виртуозными. Создатели древнегреческих комедий нередко применяли кифары, которые сопровождали литературный текст. Также они добавляли в постановки народные песни.
Средневековая музыка
Существует много документов, которые подтверждают, что ранний период Средневековья имел богатую музыкальную культуру. Тем не менее, в истории сохранилась преимущественно литургическая музыка, которая была характерна для римско-католической церкви. При этом ее большая часть отводится григорианскому хоралу, который получил название в честь Папы Григория I. Сегодняшние ученые считают доказательства того, что Григорий изобрел этот жанр, вымыслом. Авторство большинства работ григорианского хорала осталось неизвестным.
На протяжении девятого века случился ряд важнейших событий, которые повлияли на музыку Средневековья. Прежде всего, католическая церковь начала прилагать много усилий, чтобы унифицировать разные течения григорианского хорала и привести к канонам григорианской литургии.
Еще одним важнейшим событием в музыке стало возникновение ранней полифонии. Если в древности люди применяли октавное удвоение, то в Средневековье они начали сопровождать церковную мелодию вторым голосом. Он формировал интервалы от унисона до кварты.
Следующим важнейшим этапом в музыке стало воссоздание музыкальной нотации. Такие попытки были предприняты через 500 лет перерыва. Для записи нот в музыке начали применять линии. Также использовались первые 7 или 15 букв латиницы. Создателем сегодняшней нотации является Гвидо Аретинский. Именно он свел нотописание в единую систему.
После 1100 года появился ряд школ многоголосной музыки:
- Нотр-Дам – эта школа дала людям высочайшие образцы многоголосия. Она стала первым направлением европейской хоровой полифонии в музыке.
- При монастыре Сен-Марсьяль – отличалась наличием единой основной устойчивой темы. При этом для нее был характерен быстро движущийся второй голос в виде двухголосного органума.
- Английская – ее музыка сегодня представлена в Рукописи Олда Холла. Также это направление отражено в документе, который называется «Вустерские фрагменты».
- Города Сантьяго-де-Компостела – располагалась в провинции Галисия, которая привлекала паломников и была местом сосредоточения множества композиторов.
Помимо перечисленных школ, были и светские направления развития в музыке. Они нашли отображение во множестве произведений трубадуров, миннезингеров и труверов. Идеи и формы музыкантов того периода легли в основу развития искусстве раннего Возрождения. При этом само течение менестрелей в основном уничтожили в период Альбигойского крестового похода, который произошел в первой половине тринадцатого века.
Эпоха возрождения
Развитие музыки эпохи Возрождения считается важнейшим этапом развития этого жанра искусства на Земле. Он датируется периодом примерно между 1400 и 1600 годами.
В 1534-1600 годами в Венеции наиболее значимым событием в музыке был polychoral, который отличался развитым стилем. Он дал европейским странам одни из наиболее звучных мелодий. Тут использовались разные хоры исполнителей, струнные и латунные инструменты.
Основой римской школы была группа композиторов, которые в основном специализировались на церковной музыке. Самым известным представителем этого направления стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Это имя вызывает стойкие ассоциации с полифоническим совершенством.
Пик расцвета музыки пришелся на период 1588-1627 году. Именно тогда появились английские мадригалы. Этим термином называли капеллу, которая была копией или прямым переводом итальянских моделей. Многие из таких ансамблей включали 3-6 голосов.
В Италии и на юге Германии существовала Musica reservata. Она представляла собой капеллу вокальной музыки. При этом исполнители пели тексты. Основной чертой этого направления было интенсивное выражение эмоций.
На протяжении первой половины семнадцатого века многие композиторы демонстрировали деление между музыкой в стиле полифонического ренессанса и новым направлением.
Эпоха барокко
Появление нового направления в музыке датируется 1600-1750 годами. В этот период наиболее активно стали развиваться теория музыки, имитационный контрапункт. Также в это время появилась диатоническая тональность. Музыкальный орнамент этого периода стал более совершенным. Также претерпела изменения музыкальная нотация и появились различные способы игры на музыкальных инструментах. Этот период отмечен расширением границ жанров музыки. Исполнение музыкальных произведений в этот период стал намного сложнее. К тому же именно в эпоху барокко появилась опера.
Знаковым моментом перехода музыки от эпохи ренессанса к барокко стоит считать создание Клаудио Монтеверди речитативного стиля. Также этот период отмечен поэтапным развитием итальянской оперы. В Риме и в Венеции появились оперные спектакли, после чего новый жанр распространился по стране.
Важным этапом в развитии музыкального мышления стало возникновение фигурного баса. Полифония и гармония напоминали две стороны единого замысла создания благозвучной музыки. При ее написании гармоническим секвенциям придавали то же значение, что и тритонам, которые использовались для диссонанса.
Именно Италия стала центральным местом появления нового стиля. Папство имело значительные финансовые ресурсы, которые пополнялись благодаря военным походам Габсбургов. Для расширения влияния католической веры активно использовалось распространение культурного влияния, и музыка не была исключением.
Раннее
Важной фигурой этого периода стал Джованни Габриэли. Его работы выполнены в стиле, который назывался «Высоким возрождением». При этом творец первым стал использовать необычные решения в области инструментовки. Это говорит о том, что он оказал значительное влияние на формирование нового стиля.
При этом церковь требовала от сочинителей духовной музыки, чтобы работы с вокальными партиями были разборчивыми. Потому композиторам пришлось отойти от полифонии и внедрить в музыку приемы, в которых текст выходил на первый план. При этом вокальные партии стали более сложными и витиеватыми. Таким образом стала развиваться гомофония.
Самым знаменитым музыкантом, который ощутил влияние светской музыки на указанные процессы, стал Монтеверди. В 1607 году он написал оперу «Орфей», которая оказалась важным этапом в развитии музыки. В этом произведении использовалось много приемов и техник. В дальнейшем они начали вызывать ассоциации с новой школой композиторов. Она получила название seconda pratica. Его работы в новом стиле помогли открыть большое количество приемов, которые были типичными даже во времена поздней барокко.
Немаловажное влияние на развитие новых техник оказал и Генрих Шюц – немецкий композитор который учился в Венеции. В своих работах он пользовался новыми приемами. Это датируется периодом его службы хормейстером в Дрездене.
Зрелое
В этот период широко распространился новый стиль, и усилилось деление музыкальных форм – прежде всего, в опере. Благодаря появлению потоковой печати удалось расширить аудиторию и усилить взаимообмен между центральными элементами музыкальной культуры.
Что касается теории музыки, композиторы фокусировались на гармонии. Они пытались создавать стройные обучающие системы. Впоследствии это легло в основу появления большого количества теоретических работ. В качестве значимого примера такой активности стоит привести «Gradus ad Parnassum». В 1725 году работу напечатал Иоганн Йозеф Фукс. Этот труд австрийского композитора помог систематизировать теорию контрапункта в музыке.
Известнейшим придворным композитором этого периода считается Джованни Баттиста Люлли. Творчество мастера имело тесную взаимосвязь с театром. Помимо создания придворной камерной музыки, он открыл балетную. Однако главным достижением Люлли было создание опер. Примечательно, что этот композитор написал завершенный вид французской оперы, которая представляла собой так называемую лирическую трагедию. Важным моментом его творчества был акцент на солирующем инструменте и гармонии.
Еще одним ярким представителем этого периода был Арканджело Корелли. Он прославился благодаря развитию нового направления – кончерто гроссо. Произведения этого автора исполнялись во всех европейских странах. Жанр, придуманный композитором, строился на выраженных контрастах. При этом инструменты делились на тех, что принимали участие в звучании полноценного оркестра, и на солирующую группу, которая отличалась меньшим размером.
Музыкальные партии строились на внезапных переходах от громких фрагментов к тихим. При этом быстрые пассажи контрастировали с медленными. Одним из наиболее известных последователей мастера стал Антонио Вивальди. Впоследствии он написал много произведений, которые базировались на любимых приемах Корелли.
Позднее
Довольно часто возникает вопрос, когда появилось позднее барокко. Это произошло в период с 1680 по 1720 годы. Характерной особенностью этого периода в музыке считается главенство тональности. Именно она стала структурирующим принципом написания музыки. Особенно ярко это проявилось в теоретических произведениях Жана Филиппа Рамо.
Формы, которые были придуманы ранее, достигли максимальной зрелости и стали более вариативными. Музыкальные произведения этого периода уже не обладали явно выраженными национальными чертами.
Самым известным представителем этого периода стал Антонио Вивальди. Славу ему принесли концентры, скрипичные сонаты и трио-сонаты. Впервые их опубликовали в Амстердаме. Однако в скором времени эти работы широко распространились в странах Европы. В общей сложности Вивальди сочинил больше 500 концертов. Своим работам композитор часто давал программные названия. Наиболее известной из них считаются «Времена года».
Еще одним ярким представителем позднего барокко стал Доменико Скарлатти. В начале карьеры знаменитый мастер был придворным композитором. Изначально он писал оперу и церковную музыку. Однако наибольшую известность Скарлатти принесли работы для клавишных инструментов.
При этом наиболее известным придворным композитором был Гендель. В 1711 году он переехал в Лондон, и именно там стартовала головокружительная карьера оперного композитора, который писал для знати на заказ. Гендель отличался необыкновенной энергией. Он перерабатывал материалы других авторов и постоянно переписывал свои работы. Известную ораторию «Мессия» он перерабатывал столько раз, что невозможно найти аутентичную версию.
Генделя признали ведущим композитором Европы уже после смерти. Его творчество детально изучали музыканты периода классицизма. В произведениях Генделя соединялись интересные приемы контрапункта и импровизации. Важной особенностью работ этого композитора было применение музыкальных украшений.
Среди французских композиторов стоит выделить Оттетера, который издал известный трактат об игре на флейте. Также он написал работы об импровизации и игре на мюзетте. Наиболее известными произведениями этого автора считаются сюиты и пьесы для флейты.
Также период позднего барокко отмечен творчеством Иоганна Себастьяна Баха. В течение жизни он создал больше 1000 произведений в различных жанрах, за исключением оперы. Но при жизни Баху не удалось добиться ощутимого успеха. Композитор много раз переезжал и менял одну невысокую должность на другую. В конце жизни Баха и в первое время после смерти его считали старомодным композитором. Только исполнение Мендельсоном «Страстей по Матфею» через 79 лет после кончины знаменитого музыканта пробудило интерес к его творчеству. Сегодня Бах считается одним из популярнейших композиторов всех времен.
Период классицизма
Этот период датируется 1730-1820 годами. Эта эпоха отмечена произведениями Моцарта и Гайдна. Ярким представителем эпохи классицизма считается и Бетховен. Этих творцов называли венскими классиками. Именно эти композиторы оказали значительное влияние на последующее развитие музыки.
В это время завершила свое формирование сонатная форма. В ее основу легло создание и противопоставление двух контрастных тем. При этом установилась классическая структура симфонии и сонаты.
Времена классицизма отмечены появлением струнного квартета, в которых входило 2 скрипки, альт и виолончель. Эти инструменты существенно расширили структуру оркестра.
Эпоха романтизма
Этот период начался в 1820 году и продолжался до первой половины прошлого века. Важной чертой этого направления стал резкий контраст между мечтой и обыденной жизнью. Изначально романтизм был антагонистом классицизма. При этом идеалам Античности противопоставлялось искусство Средневековья или дальних экзотических стран. Благодаря появлению романтизма были открыты достижения народа, заключенные в сказках, песнях и легендах.
Тем не менее, противопоставление романтизма и классицизма все же считается не вполне реальным. Дело в том, что романтики использовали в качестве основы и продолжали развивать достижения классиков. На большую часть мастеров этого периода значительно повлияло творчество Бетховена.
При этом черты романтизма присутствуют в творчестве композиторов различных стран. В качестве примера стоит привести Вебера, Берлиоза, Шумана. Также сюда стоит включить Листа, Вагнера, Шопена, Верди.
Для представителей этого направления в музыке на первое место выходит процесс. Он является более важным, чем результат. С одной стороны, романтиков привлекала миниатюра, а с другой – они писали свободные композиции. Романтики считаются создателями нового жанра, который получил название симфонической поэмы. Также они оказали значительное влияние на развитие оперы и симфонии. Этот период отметился и формированием балетного искусства.
Во второй половине девятнадцатого века и начале двадцатого столетия появились композиторы, романтические традиции которых обеспечивали утверждение гуманистических идей. К ним относятся Малер, Штраус, Григ. Также стоит назвать Дворжака, Брукнера и Брамса.
В России значительное влияние на развитие романтизма оказал Глинка – в первую очередь, в опере «Руслан и Людмила». Важную роль в формировании этого музыкального направления сыграли Чайковский и Римский-Корсаков. Также дух романтизма характерен для работ Скрябина и Рахманинова.
Музыкальное искусство XX века
Музыка двадцатого века – это единое название направления направлений в искусстве. Прежде всего, это касается модернизма, который выступал под лозунгом современности.
Модернизм
Технологии двадцатого века в буквальном смысле изменили мир. Музыка стала важной частью жизни и тоже столкнулась со значительными переменами. Композиторы этого периода сумели найти новые и смелые темы. К тому же они внесли коррективы в методы их выражения.
Одним из наиболее важных композиторов этого периода стал Арнольд Шенберг. Он решил, что тональная музыка уже изжила себя. На смену ей творец предложил атональное направление. Также он считается создателем 12-тоновой системы композиции. В результате музыка потеряла мелодичность и гармонию, потому далеко не все композиторы отнеслись к таким идеям с пониманием.
Экспрессионизм
Это направление появилось в первом десятилетии прошлого века. Ряд составляющих этого жанра появился в последних работах Малера и операх Штрауса. Но больше экспрессионизм характерен для работ композиторов так называемой новой венской школы. Это касается Шенберга, Берга и Веберна.
Вначале Шенберг пользовался идеями позднего романтизма. Однако впоследствии композитор отверг идеалы этого направления. На смену им пришли настроения тревоги и пессимизма. Приверженцы этого течения создали особенные способы музыкальной выразительности. На смену напевной мелодике пришел принцип атональности. Он выражал душевные метания и беспокойство.
Большинство работ этого периода отличаются лаконичностью. В них присутствуют намеки на определенные образы или душевные переживания. Работы, которые были реализованы в додекафонной технике, базируются на разных повторениях. Одним из характерных образцов этого периода считается монодрама Шенберга, которая получила название «Ожидание».
В работах Веберна экспрессионизм приобрел другую стилистическую формацию, в которой доминирует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Потому этот композитор считается родоначальником авангардизма в музыке.
Важным элементом этого направления стало появление атональной музыки. Этот термин применяется для обозначения музыки, которая не имеет тональной организации звучания. Это направление появилось в начале 1900 годов. Его связывают с работами мастеров новой венской школы. Для этого жанра характерен диссонантный уровень звучания, распад структуры гармонии и аморфность музыкального звучания.
В 1922 году Шенберг придумал особый метод композиции, который впоследствии стал называться додекафонией. Его целью стало внесение в атональную музыку четкого порядка. Техники этого направления встречаются у мастеров разных жанров. Это, в частности, касается работ Онеггера и Бриттена.
Конструктивизм
Это направление нашло проявление в сочетании жестких созвучий, которые резко диссонируют друг с другом. В этом жанре музыки часто используются джазовые звучания. Это экстремальное течение в искусстве получило широкое распространение после Первой мировой войны.
Для конструктивизма характерно возведение машин в культ. Он обезличивает людей и вообще отвергает эмоциональную суть искусства. Что касается развития музыки, творчество сводится к строительству звуковых форм.
Неоклассицизм
Это направление стремится воссоединить художественные образы и стилистические решения музыки периода классицизма. В итоге неоклассицизм стал настоящим трендом прошлого столетия. Особую актуальность он приобрел в период между мировыми войнами. В этот период композиторы пытались вернуться к эстетике в музыке.
Что касается формы, такая музыка часто использовала в качестве источника вдохновения произведения восемнадцатого века. При этом неоклассицизм характеризуется двумя национальными направлениями развития. На него оказали влияние французский и немецкий языки. Представителями первой линии были Эрик Сати и Игорь Стравинский, а приверженцами второй – Ферруччо Бузони и Пауль Хиндемит.
Развитие музыки стартовало еще в доисторические времена и прошло целый ряд значимых этапов. На это оказало влияние множество факторов. Нужно сказать, что это направление искусства во все времена оказывало значительное влияние на жизнь людей.