Кто и в каком году создал Москву – история возникновения города

Каждый российский школьник знает, что Москва основана Юрием Долгоруким в 1147 году. Именно с этого года в летописных источниках Москва стала именоваться городом. Однако археологи, проводящие раскопки в границах города, и строители, роющие котлованы, в большом количестве находят артефакты и остатки сооружений, свидетельствующие о том, что столица России древнее, чем думается. В этом случае остается открытым вопрос, кто в действительности создал Москву.

Когда люди заселили Москву

Когда в 1969 году на территории, где находился кремлевский Вознесенский монастырь, устроили археологические раскопки, то тогда удалось раскопать удивительный предмет, «ломающий» всю прежде принятую историю Москвы. Найден был боевой топор, относящийся к бронзовому веку. Так стало очевидно, что на территории Москвы задолго до официальной даты основания города жили племена.

Эти племена звались фатьяновцами. Это были язычники, принадлежавшие культуре шнуровой керамики. Они предпочитали жить тихо, использовали оружие только для защиты племени, селились в укромных лесных угодьях близ рек. Причем из-за крайней своей осторожности, а также из-за сезонных изменений они периодически меняли стоянки. Места захоронений они делали у водоемов, однако обнаружить их сегодня археологам удается редко, так как это были обычные ямы, прикрытые бревнами и берестой.

Удалось выяснить, что на территории Москвы племена возрастом не меньше XII века до н.э. селились там, где сейчас находится Царицыно. Именно на территории исторического заповедника найдено наибольшее количество артефактов, относящихся к культуре бронзового века, — свыше 6000 экземпляров. Также предметы бронзового века найдены на территории Софийской набережной, Воробьевых гор, Андронникова монастыря, переулка Сивцев Вражек. Остальную территорию Москвы в то далекое время покрывал лес.

В I тысячелетии до н.э. культура фатьяновцев на берегах реки Москвы сменилась финно-угорской культурой дьяковцев. Сначала эти племена уживались, несмотря на неприязнь, но дьяковцам удалось взять верх, когда они научились получать железо. Начался железный век, дьяковская культура отличалась аграрной направленностью. Новые поселенцы берегов Москвы основывали городища, активно распахивали земли. Причем они не основывали новые поселения, а занимали покинутые фатьяновцами, основательно их укрепляя. В каждом городище проживало около сотни человек.

Как и предшествующие племена, дьяковцы селились там, где сейчас находится Кремль и Царицыно. Во II веке до н.э. финно-угорские племена смешались с балтскими переселенцами с запада. Межплеменных конфликтов не было. Наоборот, балты и финно-угры все теснее сливались в культурном и социальном плане, превращаясь в один народ.

Созданная дьяковцами аграрная культура существовала аж до VIII века н.э. К сожалению, период ее существования закончился до начала письменной истории, поэтому достоверными летописными источниками ученые не располагают. У археологов есть лишь множество специфичных и непонятных артефактов. Например, массово находимые усеченные конусы неясного назначения. Фактически дьяковская культура превратилась в миф, о ней остались лишь затертые временем воспоминания.

кто создал москву

Некоторую информацию об особенностях дьяковской культуры можно почерпнуть из народных сказок. Так, знаменитая избушка на курьих ножках — образ погребальных сооружений в лесной чаще.

Почему дьяковская культура пришла в VIII веке в упадок, для ученых загадка. Это явно не было связано с вражеским насилием, так как в археологических пластах остались бы следы. Возможно, это были климатические изменения, эпидемии, сложности с торговлей. С VI века на территории Москвы селились балты. Правда, это были незначительные поселения. А основная территория Москвы в течение нескольких веков зарастала лесом.

Потом настал период славянских племен вятичей, тоже выбравших для заселения благодатную территорию Царицыно. Существует предположение, что славяне появились на территории Москвы еще раньше — в IV веке н.э., просто смешались с дьяковским населением, возможно даже «поглотили» его.

Археологи нашли на территории Москвы множество сооружений, городских укреплений, захоронений, относящихся к IX-XII векам. Среди прочего, были найдены серебряные монеты, датируемые 860-ми годами. Это говорит о том, что уже в то время в здешнем поселении процветали ремесло и торговля. Вероятно, это был крупный и постоянно разрастающийся славянский поселок, постепенно превращающийся в город. Из этого следует, что Юрий Долгорукий вовсе не основал Москву, а просто возвеличил то, что уже было построено.

Исторические записи

Официально Москва на 665 лет младше Киева, основанного в 482 году. Да и сам Юрий Долгорукий — выходец из Киева. Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи. Там рассказывается о том, как встретились князь Юрий Долгорукий и его союзники, руководимые князем Святославом Ольговичем. Случилось это в Москве 5 апреля 1147 года.

кто создал москву фото

Вот только эта дата не означает, что никакого поселения до встречи князей не существовало. Они же встретились не в диком лесу. Да и сама по себе встреча ничего примечательного не представляет, организовать ее для князей могли в любом крупном поселении того времени. Более того, в летописной истории за 1147 год и в последующих записях Москва указывается не как город, а как поселение.

Князья Рюриковичи в лице Юрия Долгорукого, бывшего первым правителем самостоятельного приволжского государства, решили колонизировать московские земли в XII веке. Князь затеял усилить границы на берегах реки Москвы, ведь там пересекались княжества Рязани, Смоленска и Чернигова. Однако, прибыв к берегам Москвы в 1147 году с целью построить кремль, Юрий Долгорукий выяснил, что стратегически важная территория уже занята поселением.

Согласно Новгородской берестяной грамоте, на месте Москвы в то время находилось поселение Кучково. Оно охватывало оба берега реки Москвы и принадлежало боярину Спепану Кучке. Этот знатный человек владел не только селом Кучково, но и несколькими другими поселениями вдоль русла Москвы: Сущево, Кудрино, Воробьево, Кулишки, Высоцкое. Названия знакомы москвичам, теперь это Воробьевы горы, Кудринская площадь, Сущевский вал, урочище Кулишки в восточной части Белого города.

Сохранилась в московских топонимах и память о Степане Кучке. Имя боярина носит Кучково поле, расположенное в центре столицы у Лубянской площади и Сретенских ворот.

Владения боярина понравились Долгорукому. Он захотел построить здесь большой город. Вот только Степан Кучка оказался несговорчивым, он стал буянить и творить бесчинства на своей земле. Разозлившийся князь приказал казнить бунтующего боярина, а его семью перевезти ко двору своего сына Андрея. Позже выросшие дети казненного боярина отомстили, убив Андрея Боголюбского.

В Тверской летописи указано, что Юрий Долгорукий начал строить Москву в 1156 году в устье русла Неглинной, но историки упорно отметают эту более позднюю дату, как и то, что на этом месте уже существовало поселение. А вообще вся эта информация требует тщательной проверки, высока вероятность искажения летописных сведений, поскольку князья Долгорукие наверняка хотели остаться в глазах истории основателями столицы государства.

кто создал москву

Неподтвержденные источники и легенды

Поскольку исторические сведения о появлении Москвы отрывочные и малодостоверные, возникло множество более-менее правдоподобных версий возникновения нынешней столицы.

В конце XVII века появился сборник «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии». В этом произведении фигурирует некий князь Даниил Иванович, ставший основателем города. По сюжету, однажды князь заметил в лесу странного трехголового зверя с пятнистой шкурой. Советник князя отметил, что встреча со зверем не случайна, посоветовал основать на этом месте город. Советник предрек, что город будет с тремя углами, а населять его будут люди самых разных народностей. Князь заложил город в 1212 году.

Хотя это произведение вымышленное, основано оно, видимо, на реальной истории о том, как московский князь Даниил в XIII веке основал Крутицкий монастырь.

Второе произведение, предлагающее свою легенду образования столицы России, — «Предание об основании Москвы Олегом», датируемое концом XVII века. Князь Олег — военачальник войска Рюрика. Согласно этому источнику, Москва была основана в 880 году. Владеть этими землями в последующем стал князь Игорь Рюрикович. В этом произведении есть примечательный момент: князь Игорь — якобы потомок римского кесаря Августа. То есть это явный намек, что Москва — наследница Римской империи.

В XVI веке западноевропейские исследователи предположили совсем уж фантастическую версию о том, что основателем Москвы был Мосох — внук Ноя, того самого, что соорудил ковчег в библейской истории. Якобы Мосох стал зачинателем целой народности мосхитов. Поначалу этот народ проживал в кавказском регионе, затем перекочевал в нынешний Краснодарский край. Оттуда расселился по всем землям Руси. Позднее название «московиты» — это трансформированное слово «мосхиты». Но большинство историков отвергает эту версию как нелепую.

кто создал москву фото

Спорные моменты

Таким образом историки продолжают спорить, когда все-таки основана Москва: в 880, 1147 или 1156 году. В старых письменных источниках найдены и другие предположительные даты появления города: 1117 и 1140. Особенно яростно историки дискутировали на эту тему перед празднованием 700-летия столицы.

Так, Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» упорно настаивал на 1147-ом, беря за основу Ипатьевскую летопись. Он даже отметил, что князья встретились 28 марта в день Похвалы Богоматери. Эту дату опротестовал профессор истории Иван Снегирев, он назвал дату 5 апреля. Споры историков прервал Николай I, назначивший празднование на 1 января 1847 года.

Историк XIX века Петр Хавский в своих работах настаивал на том, что основателем Москвы в 880 году был все-таки князь Олег. А Юрий Долгорукий лишь укрепил город.

Известный философ-славянист Валерий Чудинов вообще называет Москву древнейшим городом Руси. Якобы город появился во времена Рюрика, это примерно 850-ые, и был значимым ритуальным центром, где обитали славянские жрецы. А название «Москва» по Чудинову произошло от слова «маска», которую носили жрецы во время церемоний.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий