Кто и когда придумал напиток кока-колу – история создания компании

В мае 1886 года в одной из аптек Атланты в Америке был представлен шипучий напиток, вошедший в историю под названием «Кока-кола». Кокаин и кофеин, присутствующие в кока-коле, делали ее полезным тоником для мозга и использовались для лечения нервных расстройств и предотвращения депрессии. В какой-то момент в одном стакане кока-колы могло содержаться до девяти граммов кокаина, что в то время не было запрещено законом.

Биография Джона Пембертона

Джон Стит Пембертон, бывший офицер, увлекался проведением химических опытов и поэтому часто коротал время в лаборатории при своей фармацевтической фирме в Атланте. Однажды он придумал основную формулу вязкого и аппетитного сиропа.

Создателя кока-колы часто беспокоила старая травма, полученная им во время Гражданской войны в Америке, и он не мог придумать никакого решения для ее устранения. Кроме того, отставной военный стал зависим от морфия.

Джон много работал с кокой и винами, чтобы найти замену наркотику. В результате фармацевту удалось изготовить собственное Vin Mariani, включив в него экстракт дамианы.

Сироп кока-колы не только снимал боль, но и придавал человеку энергию и улучшал настроение. Позже, когда был введен запрет на алкоголь в США, Пембертону пришлось заменить алкогольные компоненты на приторный сироп, сделанный из карамелизированного сахара.

Бухгалтер Джона Ф.М.Робинсон восхитился эффектом от этого напитка. Впоследствии он придумал простое, но запоминающееся и узнаваемое название для продукта – Coca-Cola.

Формула сиропа кока-колы включала два основных компонента: листья коки, из которых получают наркотик кокаин, и кофеина, получаемого из орехов тропического дерева кола. Также в него входили некоторые другие нераскрытые до сих пор ингредиенты.

В то время кокаин не рассматривался как наркотик и был легко доступен. Люди иногда использовали его за основу для приготовления напитков вместо алкоголя, считая, что он способен улучшить физическое здоровье и принести радость.

История появления кока колы

8 мая 1886 года публика впервые попробовала кока-колу. Она продавалась в аптеке Jacob’s Pharmacy всего за пять центов. Тем не менее, в первые месяцы предприятие вовсе не было успешным. В течение первого года кока-кола продавалась в среднем только по девять стаканов в день.

придумал напиток кока-колу

Как только слух о вкусном напитке кока-кола распространился по всей Атланте, бухгалтер бизнесмена предложил Джону получить патент на рецепт как на средство от «нервных недугов». Ранее напиток кока-кола рекламировался как панацея от опиумной и морфийной зависимости.

Чтобы люди знали, где можно приобрести эту панацею, владельцы бизнеса прикрепили вывеску к боковой стенке своей аптеки. На ней крупными буквами, выведенными причудливым почерком Фрэнка, было написано «Coca-Cola».

Отличительные логотип, название компании Coca-Cola и сама надпись защищены законом, то есть только владельцы бренда могут их использовать. В результате бизнес вынужден был не раз обращаться в суд после случаев нарушения прав.

Интересно, что появление фирменного газированного напитка Coca-Cola было случайным открытием, сделанным продавцом В.Венаблем. У него закончилась вода для разбавления сиропа, и вместо этого он попробовал смешать кока-колу с содовой, что привело в восторг покупателя. С тех пор кока-колу подают только в виде фирменной шипучки.

Начало бизнеса

У Ф.Робинсона, бухгалтера Джона, возникла идея назвать напиток Coca-Cola. Он подумал, что две буквы «с» станут привлекать внимание потребителей в рекламе этого напитка. Поэтому он объединил два основных ингредиента – листья коки и кофеин из орехов колы – и так образовалась Coca-Cola.

Робинсон также проявлял большой интерес к каллиграфии. В то время шрифт Spencer был популярен для письма, и Фрэнк провел длительный период времени, пробуя различные его вариации. В конечном итоге Пембертон был впечатлен одной из форм, и владелец компании одобрил ее. В результате шрифт, созданный Робинсоном, остается одним из самых известных из существующих сегодня.

Появление компании

В 1888 году Д.С.Пембертон передал право собственности на кока-колу Азу Григгс Кендлеру и Ф.Робинсону за две тысячи долларов. К сожалению, Пембертон умер в том же году в возрасте пятидесяти семи лет в тотальной нищете. Согласно другим версиям, Аза получил формулу от вдовы Джона после его кончины.

придумал напиток кока-колу бутылки

Через четыре года, в 92-ом Аза основал The Coca-Cola Company и начал усиленно рекламировать кока-колу. Затем Аза и Фрэнк создали модифицированный рецепт на основе первоначального, чтобы кока-кола имела более длительный срок годности и насыщенный вкус. Более того, в смесь кока-колы больше не включали кокаин; вместо этого они добавили листья коки, из которых уже был удален наркотик.

Аза оказался чрезвычайно предприимчивым и изобретательным менеджером. Он всегда придумывал свежие подходы к рекламе Coca-Cola. Однажды он предложил предоставить аптеке два автомата с напитком кока-кола бесплатно; в свою очередь, он получил от владельца магазина данные о самых частых покупателях.

Потом Аза слал по почте таким покупателям бесплатные ваучеры, дающие право на один стакан кока-колы из аптеки. Напиток оказался настолько популярным, что покупатели продолжали возвращаться, и владелец магазина запросил у Азы дополнительные галлоны кока-колы. Кроме того, именно Азе пришла идея предлагать разнообразные продукты с логотипом компании «Кока-кола», чтобы повысить узнаваемость бренда.

Тайная формула – почему о ней не знают

В 1892 году А.Кендлер основал компанию «Кока-кола» и изменил рецепт, чтобы другие предприятия не смогли его скопировать. С тех пор компоненты формулы держатся в секрете.

В начале ХХ века все узнали, что свежие листья коки больше не используются при изготовлении кока-колы. Основная причина этого новшества не была связана с какими-либо медицинскими данными о вреде кокаина, а объяснялась расовыми предрассудками. В 1903 году в нью-йоркской газете появилась статья, в которой утверждалось, что чернокожее население употребляет кока-колу, а затем пускаются в преступную деятельность из-за употребления кокаина.

придумал напиток кока-колу фото

После пары-тройки судебных разбирательств первоначальный рецепт, в котором использовались свежие листья коки, был изменен, и вместо них стали использовать сушеные, таким образом, устранив весь кокаин. Одновременно с этим из маркетинговых материалов были удалены любые заявления о том, что кока-кола обладает лечебными свойствами. Теперь она рекламировалась просто как освежающий напиток.

По различным данным, экстракт листьев коки по-прежнему является ингредиентом в рецептуре напитка. Этот экстракт поставляется компанией «Стэфан Компани», расположенной в New Jersey. Только у них в США есть разрешение на извлечение кокаина из растений.

Представители компании отказываются раскрывать правду об этом, утверждая, что это секрет. Поговаривают, что FDA до сих пор анализирует случайные порции концентрата кока-кола на наличие следов кокаина.

В течение восьмидесяти шести лет оригинальный рецепт напитка хранился спрятанным в надежной банковской ячейке. Лишь в 2011 году он стал доступен общественности. Чтобы защитить свой секрет, компания в настоящее время присваивает номера от 1-9 всем использующимся ингредиентам. Сотрудникам говорят только, какие номера смешивать, но они сами не знают, что они соединяют. Кроме того, только два менеджера знают полную формулу, и каждый из них осведомлен лишь о половине ее. Прежде чем покинуть свою должность, менеджеры должны найти себе замену и передать свои знания.

В 2015 году ученые провели расследование и выяснили, что основополагающий вкус кока-колы состоит из ванили, корицы, мускатного ореха, апельсина и лимона.

Появление бутылок с колой

Однажды к Кендлеру пришли два юриста и предложили ему продать право смешивать сироп и содовую вместе и разливать напиток в бутылки. До этого люди могли пить колу только из автоматов в аптеках – никто не забирал ее с собой домой и уж точно не пил на ходу.

Аса так сильно сомневался в результативности этого начинания, что позволил адвокатам заняться «розливом». Они заключили сделку, по которой в качестве оплаты дали Кендлеру всего один доллар.

Таким образом, была создана The Coca-Cola System – инновационная сеть дистрибуции безалкогольных напитков. Заводы Coca-Cola производят концентрат сиропа, а затем распределяют его по заводам, занимающимся розливом по всему миру. В обязанности последних входит соединение концентрата с газированной водой и розлив в бутылки. На самом деле это была потрясающая идея, которая, как изначально считал Кендлер, не будет иметь успеха. Но то, сколько денег она в итоге принесла – потрясло весь мир.

Продажи концентрата ежегодно увеличивались и в итоге превысили миллион литров за календарный год. Кендлер построил заводы по производству сиропа в трех крупных штатах, что позволило распространить кока-колу по всей территории США, захватив еще и Канаду, а также Кубу и страны Европы.

Когда Кендлера избрали мэром родного штата, он отошел от управления компанией. В 1919 году Эрнест Вудрофф приобрел ее за цену в двадцать пять миллионов долларов.

Частые вопросы

В настоящее время основанная в далеком 1892 году компания предлагает около двухсот сортов напитков, включая не только кока-колу, но и Sprite, и Fanta. Например, в Японии производят бесцветную кока-колу. Кроме того, этот бренд, несомненно, является самым популярным во всем мире; его продукцию удастся найти больше чем в двухсот странах!

Удивительный факт: каждую секунду во всем мире потребляется восемь тысяч стаканов напитков кока-кола.

Почему цена не менялась

Соглашение, называемое «однодолларовым», содержало положение о том, что напиток не должен продаваться дороже 5-ти центов за бутылку. Кроме того, контракт не имел срока действия. Этот недосмотр привел к тому, что у кока-колы была фиксированная цена в 5 центов за бутылку по всему миру в течение семидесяти лет, с 89-го по 59-го год.

придумал напиток кока-колу

Компания постоянно пыталась поднять стоимость на дополнительные пять центов. Они даже придумали план: каждая 9-я бутылка в торговых аппаратах оставалась незаполненной. В 1953-ем г. новый владелец «Кока-колы» обратился в Минфин с просьбой выпустить монету в семь с половиной центов. Он предположил, что людям удобно платить за напиток всего одной монетой, потому все, что нужно сделать, это увеличить ее денежный номинал. Когда ему отказали, корпорация просто подняла цену до десяти центов за бутылку.

Сегодня, в каком бы штате США вы не находились, бутылку освежающего напитка удастся купить примерно за один доллар.

Почему кока-кола ассоциируется с рождеством

История Coca-Cola – это история постоянного успеха. На протяжении ста тридцати пяти лет компании удавалось сохранять отличительную особенность своего бренда. По словам Д.Батлера, начальника отдела по инновациям компании, для того, чтобы добиться успеха во всем мире, недостаточно выпускать только хороший продукт.

Компания предприняла пять основных шагов для рекламы напитка:

  • они сохранили одинаковое написание и шрифт;
  • создали стеклянные бутылки с логотипом напитка;
  • проинструктировали всех продавцов, что нужно подавать его при температуре не выше двух градусов по Цельсию;
  • с момента появления напитка выпускали различные предметы с его логотипом, такие как календари и часы;
  • реклама всегда содержала одну и ту же информацию, с самого основания компании – это утоляющий жажду освежающий напиток.

Маркетологи компании постоянно привлекают знаменитостей для рекламы напитка. Элвис Пресли, Мэрайя Кэри, Элтон Джон и другие – все они продвигали кока-колу.

В тридцатых годах «Кока-кола» начала праздничную рекламную кампанию с участием Санта-Клауса, красного грузовика и всем известной песни. Опросы показывают, что сейчас эти рекламные ролики считаются культовыми для многих американцев, именно они символизируют Рождество.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий