Брендом называют комплекс представлений, мнений, ассоциаций и ценностных параметров продуктов и услуг, который позволяет отделить их от конкурентов. При этом данное понятие считается весьма абстрактным. Его физическими составляющими является комплекс элементов фирменного стиля – название, логотип, оттенки, графика, фразы, звуки и многое другое. Несмотря на широкое применение этого маркетингового понятия, с историей создания бренда знакомы не все.
Зарождение брендинга
Само понятие обладает древненорвежским происхождением. Древние викинги пользовались глаголом «brandr» для обозначения клейма скота и бытовых предметов. Оно подтверждало право их собственности. По сей день встречаются регионы, где это слово применяется для обозначения символа, которым люди клеймят своих животных.
На протяжении долгого периода развития культуры происходило формирование функций и места брендинга в социуме. Ряд элементов будущих обозначений товаров появился еще во времена первобытного строя. В качестве первых примеров наглядных символов стоит привести татуировки, вышивки, орнаменты и амулеты. Всевозможные знаки и символы свидетельствовали о социальном статусе членов племени.
В античные времена мастера пользовались специальными обозначениями для фиксации имен изготовителей изделий. В Древней Греции гончары оставляли на глиняной посуде отпечаток пальца или помечали ее своими инициалами. Похожие знаки ученые нашли на кирпичах, датированных временами Древнего Рима. Также они встречались на старинном китайском фарфоре.
В начале тринадцатого века в европейских странах начали применять купеческие знаки, которые служили подтверждением качества товаров. В 1266 году английский король Генрих III отдал пекарям приказ клеймить хлебобулочные изделия. Впоследствии это требование затронуло стеклодувов и прочих ремесленников. Аналогичные законы принимали и в других странах Европы.
В Средневековье обозначения товаров стали совершенствоваться. Они начали отображать характеристики коммерческих взаимоотношений. Ассоциации мастеров применяли клеймо гильдии или цеха. Это позволяло подтвердить уровень цен, качество товара и прочие характеристики.
В Российской империи пользоваться этим инструментом начали значительно позже. Первый документ на этот счет издал царь Алексей Михайлович. Это случилось в 1667 году. Бумага называлась «Новоторговый устав». В соответствии с ней клеймо требовалось ставить на таможне. Оно было подтверждением уплаты пошлины.
По мере развития фирм суть товарного обозначения претерпела изменения. Знаки превратились в значимые для потребителей символы. Само понятие «брендинг» появилось лишь в конце девятнадцатого века. Оно было связано с работой компании Procter&Gamble.
Революция XVIII-XIX веков
Период восемнадцатого-девятнадцатого веков ознаменовался переходом на новые производственные процессы. В это время появилось массовое изготовление товаров. Это было связано с внедрением современных технологий на фабриках и увеличением эффективности сотрудников.
Увеличение количества товаров обусловило разнообразие выбора для потребителей. Жесткая конкуренция привела к потребности выделяться на фоне остальных предприятий. В результате возникли товарные знаки. Они представляли собой совокупность слов, символов, графических обозначений и цветов, которые использовались для обозначения того или иного товара.
Регистрировать товарные знаки начали в 1870 году. При этом первый закон об этих обозначениях был принят в США в 1881 году. Это превратило бренд в интеллектуальную собственность.
Влияние эры изобретений на брендинг (XIX-XX век)
На рубеже двадцатого века состоялся настоящий технологический прорыв. Именно тогда новые изобретения стали все чаще внедряться в повседневную жизнь. Как следствие, у людей появились некоторые представления о будущем.
В период с конца девятнадцатого по начало двадцатого века появилось много знаковых предприятий, которые со временем превратились в мировые бренды. В 1886 году была создана компания Coca-Cola, в 1873 году – Colgate, в 1903 – Ford Motor Company. Они считаются настоящими пионерами брендинга. Эти компании предлагали нечто новое, что позволило им занять лидирующие позиции в своей отрасли.
В тот период реклама товаров преимущественно располагалась в газетах и журналах. Там бренды могли печатать различные слова, картинки и логотипы. Это давало им возможность выделяться на фоне другой информации.
Радио, ТВ и их влияние на брендинг
В начале двадцатого века многими радиостанциями владели производители радиооборудования. При этом они преимущественно пользовались этим ресурсом для продвижения своего бизнеса.
В двадцатые годы прошлого века популярность радио значительно увеличилась. Как следствие, обладатели станций начали воспринимать продажу эфирного времени как способ повысить устойчивость своего бизнеса. Для продвижения своих товаров компании стали применять запоминающиеся фразы, целевые сообщения и необычные джинглы. В 1930 году почти 90 % радиостанций США занимались трансляцией рекламных роликов.
Вслед за радио рекламой стало заниматься и телевидение. В июле 1941 года фирма Bulova Watches показала по телевизору первый рекламный ролик. Он был запущен перед трансляцией бейсбольного матча, который проходил в Нью-Йорке. Видео длилось 10 секунд, и его посмотрело только несколько тысяч людей.
Подобно радио, телевидение стремительно наращивало свою популярность. Потому компании начали активно пользоваться новой средой для спонсирования телепрограмм и создания рекламных роликов. В результате бренды стали пользоваться визуальными эффектами, привлекать актеров, создавать музыкальное сопровождение для продвижения своих товаров.
Последующая эволюция
После окончания Второй мировой войны произошло много изменений в производственных процессах и культуре потребления товаров. Благодаря распространению автомобилей, увеличению доли среднего класса и наращиванию популярности телевидения у компаний стало появляться все больше возможностей для привлечения новых потребителей.
В 1953 году бренды стали неотъемлемой частью жизни обывателей. Этого удалось добиться благодаря масштабным вывескам и архитектурным формам магазинов, использованию графического оформления придорожных рекламных щитов, применению новых подходов к упаковке и созданию цветного телевидения.
Возникновение большого количества компаний-конкурентов привело к созданию нового направления, которое получило название «бренд-менеджмент». Его задача заключалась в создании уникальной идентичности товаров для отделения от конкурирующих фирм. Путем выбора определенных сообщений и создания визуальных образов маркетологам удалось сформировать эмоциональную связь между товарами и потребителями. Таким образом произошла трансформация брендинга из информационного в эмоциональный.
Как выглядит брендинг сегодня
Сегодня бренды продвигают различными способами. К тому же конкуренция достигла очень высокого уровня. Потому выделять новый бренд на рынке стало непросто.
С появлением цифровых технологий в брендинге стали появляться все новые и новые методы. Теперь телевизионная реклама товаров стала превосходить печатную. Более того, на первый план вышло продвижение в социальных сетях и на других интернет-площадках.
Брендинг представляет собой важную составляющую продвижения товаров и услуг на рынке. Этот способ появился еще в древние времена, но с течением времени количество доступных инструментов все больше увеличивается.