Кто и в каком году придумал первую зажигалку – история создания

первая зажигалка

Зажигалка представляет собой компактное приспособление для получения огня. С учетом топлива, которое применяется, такие устройства бывают бензиновыми или газовыми. К тому же в них применяют разные виды поджига – кремневый, пьезоэлектрический и другие. Появление первой зажигалки было связано с распространением моды на курение. При этом настоящую популярность это изделие приобрело в 1932 году, когда была придумана бензиновая модель марки Zippo.

Кто и когда придумал зажигалку в мире?

Впервые газовую модель зажигалки изобрел Иоганн Вольфганг Деберейнер. Это произошло в 1823 году. Основой устройства был водород, который получали химическим путем. Его поджигали на платине, используя каталитический способ. Устройство подразумевало применение едкой кислоты и могло взрываться. Тем не менее, его выпускали до 1880 года.

Также использовались механические огнива, которые делали на базе оружейных кремниевых замков. На их основе бренд Cartier создал зажигалку и запатентовал ее. Она появилась в 1867 году. Однако крупные размеры стандартного огнива не позволяли изготовить небольшое изделие.

Такое положение вещей поменялось в 1903 году, когда был создан идеальный сплав железа и церия. Он подходил для изготовления кремней для зажигалок. Этот материал изобрел химик из Австрии Вельсбах. Именно с этого начался важный этап в истории зажигалок. Они стали более удобными, компактными и безопасными.

Конструкция

Для зажигалок характерны определенные конструктивные особенности. При этом они могут отличаться в зависимости от модели.

первая зажигалка

Топливные зажигалки

Большая часть таких устройств функционирует по принципу поджига особого топлива, которое легко воспламеняется и заправляется в прибор. Горящее топливо применяется в качестве источника огня.

первая зажигалка

Горючее

Топливом обычно выступают жидкие углеводороды, которые легко испаряются. Для бензиновых устройств применяют бензин. При этом газовые устройства делают на основе углеводородных газов, которые используются в сжиженном виде.

Отличительными особенностями считается то, что топливо в газовых устройствах очень быстро испаряется. Потому его содержат в герметичных емкостях под минимальным давлением, которое формируется испаряющимися газами. При этом бензин характеризуется сравнительно медленным испарением. Потому его можно не хранить в герметичной таре.

В газовых устройствах в роли горючего применяют сжиженный состав на основе пропана и бутана. После преодоления редуктора он испаряется, формируя смесь газа с воздухом, которая легко воспламеняется. В бензиновых изделиях горят испарения бензина.

первая зажигалка

С учетом разновидности горючего меняются и температурные параметры пламени. Они могут достигать таких показателей:

  • пропан-бутан – для смеси характерны параметры на уровне 800-1970 градусов;
  • бензин – температура достигает 1300-1400 градусов.

первая зажигалка

Подача топлива

В газовых устройствах для подачи требуемого количества газа в область горения применяется газовый редуктор. Его делают в форме пористого стержня из пластика. В таком приспособлении плавно снижается газовое давление.

При этом зажигалки могут иметь разные виды – с низким и с высоким давлением газовых паров на выходе редуктора.

Вторую разновидность еще именуют турбозажигалками. Они обеспечивают направленный поток газа высокой плотности. Сбить с него ветром пламя намного сложнее. Для бензиновых изделий характерно применение сменного фитиля, который представлен в форме хлопкового жгута.

первая зажигалка

Поджиг

Первичный поджиг топлива подразумевает использование нескольких методов:

  • Механизм огнива. В этом случае искры образуются от стружки пирофорных сплавов. Она, в свою очередь, формируется путем трения о кремень.
  • Каталитический поджиг паров органики. При этом катализатор обеспечивает начало реакции топлива и кислорода и тем самым снижает температуру до значений окружающей среды.
  • Пьезоэлектрический поджиг. В этом случае воспламенение достигается с помощью электрической искры. Она появляется при пробое воздушного зазора, который достигается высоким напряжением. В качестве его источника используется пьезоэлемент.

первая зажигалка

Электрические зажигалки

Встречаются зажигалки без топлива. В них добиться нужных температурных параметров удается при помощи проволоки. Также для этой цели применяют длительный электрический разряд. Он бывает искровым или дуговым.

Изначально такие устройства делали стационарными. Они функционировали от электрической розетки и пользовались популярностью во второй половине прошлого века. Такие устройства применялись в разных странах мира, включая СССР.

Механизм работы таких зажигалок базировался на искровом разряде, который появлялся на контактах при воздействии нагрузки. Цикличный эффект достигался при помощи пружины и электромагнита. Контакт под влиянием пружины замыкал цепь, в том числе и электромагнит. Затем происходило размыкание контакта и обесточивание магнита. После этого процесс снова повторялся.

первая зажигалка

Серия искр, которая образовывалась, давала возможность поджечь газ в бытовых газовых устройствах. Плюсами таких зажигалок было быстрое зажигание газа, отсутствие потребности в обслуживании, простая конструкция и долговечность. При этом такие устройства имели и минусы. К ним стоит отнести зависимость от электричества, высокий уровень радиопомех, риск травматизма.

В двадцать первом веке стали появляться карманные приспособления, которые функционируют от аккумулятора. В дуговых зажигалках небольшая электросхема служит источником высокого напряжения. Его хватает, чтобы пробить воздух между электродами. Устройство представляет собой импульсный преобразователь. Он дополнен повышающим трансформатором. Он бывает пьезоэлектрическим или электромагнитным.

Для проволочных устройств характерно наличие в структуре нихромовой проволоки. Она разогревается током от батареи. Это происходит так же, как в прикуривателе автомобиля. Температурные параметры нагревательного элемента и конструктивные особенности препятствуют поджигу паров огнеопасных газов. Это же касается огнеопасных материалов, таких как дерево, краски, пластик. Потому устройства называют беспламенными зажигалками. Их часто применяют в местах, в которых ограничено использование открытого огня.

первая зажигалка

Реклама на зажигалках

Сегодня достаточно популярными считаются рекламные зажигалки. По сути, это обыкновенные карманные устройства, содержащие рекламную информацию. Ее наносят на изделия шелкотрафаретной или тампонной печатью. Такие изделия активно применяют крупные сетевые магазины. Также их нередко используют в гостинично-ресторанном бизнесе. Такие изделия помогают рекламировать и продвигать товары.

первая зажигалка

Запрет сувенирных зажигалок

В Европейском Союзе и некоторых американских штатах существуют или планируются нормативно-правовые акты, которые запрещают продавать сувенирные зажигалки. Они могут быть представлены в виде мультипликационных героев, животных, фонариков и других фигурок. Дело в том, что дети могут ошибочно принять такие изделия за игрушки. Это чревато ожогами, травмами и пожарами.

первая зажигалка

Безопасность

Есть целый ряд международных и национальных требований к таким изделиям. Они направлены на безопасность использования зажигалок. В стандартах описывают технические требования к устройствам и регламентируются способы тестирования.

Так, для получения пламени возможно двукратное воздействие пользователя. При этом усилие должно составлять не меньше 15 ньютонов. Также стандарты устанавливают предельную высоту пламени, стойкость к температурным параметрам, устойчивость к падению, использование предупреждающих символов. Отдельные региональные стандарты регламентируют ограничения дизайна.

первая зажигалка

Модель современного образца

Уменьшить размеры устройств и сделать их более практичными удалось в 1903 году. Это сделал австрийский ученый Карл Ауэр фон Вельсбах. Ему удалось придумать сплав ферроцерий. К тому же исследователь предложил изготавливать кресальные камни из обыкновенной стали. Такую технологию используют и сегодня.

Зажигалка считается очень популярным приспособлением, которое используют сегодня не только курильщики. За всю свою богатую историю это изделие претерпело много изменений и усовершенствований, которые сделали его более удобным и компактным.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий