История создания маркетплейса Озон – когда появилась компания и кто ее придумал

Бренд создавался сложным путем. Руководство «Озона» переживало взлеты и падения, победы и поражения на протяжении нескольких лет. Создатели мечтали занять свое место и приносить пользу миллионам покупателей по всей стране. История создания современного «Озона» драматична и необычна. Изначально крупнейший маркетплейс был книжным магазином, хотя создатели торговали книжной продукцией удаленно.

Коротко о магазине Ozon

Сегодня marketplacы занимают особую нишу в сфере торговли. Большинству покупателей стало гораздо удобнее заказывать вещи удаленно, чем искать оффлайн-магазины. Помимо Wildberries, Яндекс.маркета или Сбермаркета сегодня работает популярный российский интернет-магазин Ozon. Он относится к категории ведущих маркетплейсов внутри этой ниши.

По статистике, здесь продают более 2 миллионов товаров: от одежды, обуви, электроники, посуды до игрушек, косметики, парфюмерии и продуктов.

У создателей было две идеи: интернет-магазин для продажи автомобильных запчастей или книжный магазин. Руководители остановились на открытии книжного магазина удаленного формата. Рудаков выбрал ту область, в которой разбирался сам, так как увлекался фэнтези. Он создал систему поиска литературы. Эта идея стала основной при открытии бизнеса.

С самого начала было решено было придумать название, которое вызывало бы ассоциации. Так, за базу был взят Амазон, который работает за рубежом и очень популярен у многих пользователей.

Рудаков связывал это название с цитатой из одной из любимых книг под названием «Хищные вещи века» от братьев Стругацких. Интернет-магазин был запущен благодаря основной деятельности компании по производству ПО. Первый заказ на этой платформе датирован 1998 годом.

озон история создания

Основание компании Ozon

Создатели работали над тем, чтобы представить популярные книги и фильмы, для этого они поделили их на подгруппы, чтобы пользователи могли выбирать по жанрам, а затем были созданы особые картотеки. Итогом стало то, что на онлайн-платформе можно было приобрести музыкальные диски и фильмы на DVD дисках.

Эксперт по книжному рынку, Николай Ютанов, вошел в проект, когда он уже начал работать. Благодаря его сотрудничеству были скорректированы базы данных, созданы дополнительные механизмы для систематизации и учета товара. Озон стал не только интернет-магазином для продажи литературы или музыкального контента, но также площадкой, где можно было прочитать обзоры на разные книги, заказать подборку рецензий, увидеть рекомендации других пользователей, на основе которых сделать выбор.

К сожалению, лето 1998 года принесло дефолт, когда начался экономический кризис. Из-за этого из проекта резко ушел редактор Ютанов. Озон не прекратил своего существования, более того, он активно развивался, так как некоторые покупатели, постоянные клиенты магазина, стали расплачиваться с продавцами валютой из-за рубежа.

Основатели Ozon

Озон изначально основала компания, разрабатывающая программное обеспечение, под названием «Рексофт». Помимо этого, было задействовано издательство под названием «Фантастика». Руководителем редакторского отдела был Николай Ютанов родом из Санкт-Петербурга, он придумал «обертку» для магазина.

озон история создания фото

Первоначальной идеей создателей Александра Егорова и Дмитрия Рудакова была организация небольшого бизнеса, который должен был работать на базе основных средств от реализации.

Развитие компании Ozon

Тот период времени, во время которого появился Озон, был не слишком подходящим для открытия онлайн-магазинов. Дело в том, что тогда на территории России не была развита логистика, никто не понимал, как поднимать эту систему с самого начала.

Расширение ассортимента и доставки

Реализация товара представляла собой очередную сложность. Электронные деньги или банковские карты на тот период времени были редкостью. Магазины, которые занимались распространением товаров в онлайн-режиме, работали по системе пост оплаты. То есть покупатель выбирал товар на онлайн-площадке, бронировал его, а затем осуществлял самовывоз, во время которого рассчитывался с продавцом.

Такой способ хорошо подходил тем, кто проживал в Москве, но за рубежом клиенты негодовали. Они хотели бы покупать русскоязычную литературу, но проблема заключалась в доставке. Руководители придумали единственное решение этой проблемы: они попытались ввести сервис для авторизации кредитных карт. Этот сервис позднее стал отдельной компанией, которая до сих пор проводит платежи в русскоязычном интернете.

Инвестиции и партнерства

Постепенно руководство привлекало инвесторов, доработало основную идею. Тех, кто хотел бы вложиться в проект, оказалось более 90 человек. В итоге был создан инвестиционный фонд, благодаря которому бизнес остался на плаву и стал развиваться в новом направлении.

озон история создания

К сожалению, между новыми владельцами и создателями бренда возникли конфликты. Инвесторы, ставшие членами совета директоров, считали, что магазин должен расширять ассортимент и выходить на новый уровень. Создатели настаивали на сохранении интеллектуальной составляющей, в конечном итоге создатели вышли из проекта полностью, а Озон продолжал активно развиваться.

Успех компании Ozon

С 2000 года начали открываться наземные офисы и склады в Москве. Постепенно бизнес набирал обороты, уже в 2011 году он стал лидером на рынке России, к 2020 году превратился из книжного интернет-магазина в универсальный онлайн-маркет, где можно найти любые товары. Несмотря на то, что Озон иногда испытывает некоторые проблемы с логистикой, он до сих пор остается популярным и востребованным. На Озоне можно заказать то, чего нельзя найти на Wildberries. Иногда условия доставки бывают более удобными для определенного типа клиентов.

Сегодня на территории страны открыто много точек самовывоза Озона. Люди заказывают товары со складов продавцов или самой площадки. Затем продукция доставляется к точке, а клиент заказывает доставку курьером до двери или забирает пакет с товаром самостоятельно.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий