Благодаря картине советского художника Александра Бучкури многим стало известно про унизительную традицию в деревенской среде. Но обо всем по порядку.
Из биографии Бучкури известно совсем не много. Он был потомком греческого купца, воспитывался матерью и отчимом, которые с детства его увлечение рисованием поддерживали. В родном городе – Воронеже – он пошел в рисовальную школу, затем поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
Историкам и искусствоведам известно, что Бучкури вдохновлялся своим учителем – Репиным. Жизнь Александра закончилась рано – в 1942 году он был схвачен немецкими оккупантами.
Мало картин художника сохранилось до наших дней, но те, что остались, прекрасно иллюстрируют быт и беспокойную крестьянскую жизнь (например, картины «Пряхи», «Свадебный проезд») и интересны с этнографической стороны. Благодаря картине «Вывод» стало известно об унизительном обряде, которым подвергали изменивших женщин.
Художником прекрасно передана вся жестокость происходящего. Женщина, стыдливо прижимая к себе платок, идет нагая по снегу. Вокруг уже собралась толпа зевак, чтобы поглазеть на это зрелище. Предположительно муж на картине вооружился плетью и догоняет неверную, чтобы избить. В наше время мораль изображенного видится совершенно в другом свете, чем ее видели наши предки.
Динамичность произведения умело подчеркивается долгими мазками художника. Если приглядеться к заднему фону, то можно отметить небольшие домики, тяжелые, будто наполненные свинцом, тучи, церковь. А на переднем плане – растерянная, беззащитная крестьянка, окруженная язвительной толпой. Драматизм происходящего прекрасно передан.
Можно только догадываться о дальнейшей судьбе истерзанной и опозоренной женщины. Вернется ли она назад, прислуживать мужу, или будет сброшена в канаву?