Рождение Николая Чудотворца
Будущий святитель Николай родился во второй половине третьего века от Рождества Христова в Ликийском городе Патары в Малой Азии, на территории нынешней Турции, а тогда – в восточной части Римской империи. Его родители, Феофан и Нонна, происходили из благородного рода и были состоятельными людьми. При этом они были христианами и отличались благочестивой жизнью и милосердием к бедным.
Господь испытывал их верность, как испытывал Он и до них многих ветхозаветных праведников: живя долгие годы и десятилетия в честном браке, они не имели детей. Конечно, это не могло их не огорчать, и они не переставали молить Бога о даровании сына, причем обещали посвятить его на служение Господу.
Наконец их горячая молитва была услышана и Нонна родила сына. При крещении ему дали христианское имя Николай, что означает – победитель народов. Больше детей у супругов не было, и Николай остался их единственным сыном.
С первых же дней жизни младенец начал удивлять родителей и окружающих не совсем обычным поведением. В Церкви сохранилось предание, что младенец долго стоял во время крещения в купели, никем не поддерживаемый; что он принимал грудь матери только тогда, когда не было поста; очень чутко чувствовал молитвенный настрой своих родителей.
Конечно же, все эти необычные поступки и черты воспринимались родителями как знаки особой избранности их маленького мальчика, того, что ему уготовал Господь большое будущее. Будучи людьми благочестивыми и горячо верующими, они и ребенку всеми силами старались привить свою веру, воспитать в нем ревность о Боге, внушить истины христианства.
И усилия их не были безуспешными, семена благочестия падали на подготовленную и плодоносную почву. Очень скоро мальчик научился грамоте и полюбил читать. А книжная мудрость была ему необходима как никому другому – ведь Господь прямо с рождения предназначил его к высокому церковному служению, к руководству людьми.
Но не только и не столько в грамоте показывал отрок особые успехи. Главное – он преуспевал в благочестивой и кроткой жизни. Его мало занимали детские игры и обычные разговоры, он сторонился шумных детских развлечений, в поведении проявлял скромность и целомудрие.
Уже в юности он проявлял особую любовь к Божьему храму, и потому люди не видели в этом молодом человеке тех страстей, которые обычно мучат нас в таком возрасте.
Гонения на христиан в Римской империи
Время, в которое Господь послал на землю этого великого святого, было нелегким для христианства. Уходящее с исторической сцены язычество не собиралось сдавать позиций, наоборот: его борьба с христианством приняла тогда особенно отчаянный и ожесточенный характер: на кону стояла духовная власть, а значит – влияние в обществе и государстве.
Христианство несомненно превосходило разлагавшееся и умирающее язычество внутренней силой, ясностью, чистотой и высотой, поскольку в основе его лежало не просто учение, а святая жизнь Самого Христа и Его верных учеников и последователей. Но на стороне язычества была вся совокупная мощь государственного аппарата и римских законов, общественное мнение, вековые обычаи этой гордой цивилизации.
Многие римляне, не разбираясь в истинном положении дел, но слушая власть имущих и веря им, искренне считали христиан страшной бесчеловечной сектой, которая несет в себе опасность для общества и государства. Поэтому гонения на христиан в это время практически не прекращались: их заставляли приносить жертвы идолам, курить фимиам перед статуями императоров, поклоняться им. То есть – доказывать свою лояльность языческому государству.
А когда они отказывались это делать – начинались мучения: их бросали в темницы и пытали, жгли на огне, били розгами и железными прутьями.
Но когда и эти пытки не склоняли верующих к отречению от Христа, им уже были готовы изощренные казни – печи и костры, дикие звери и реки, в которых их топили. Именно к этой эпохе относится знаменитый лозунг: «Христиан – ко львам!», с помощью которого императоры стремились устрашить своих граждан и воспитать в них ненависть к ученикам Христовым.
Вторая половина третьего века ознаменовалась одним из самых страшных и тяжелых гонений: в 258 году император Валериан издал эдикт (указ), в котором диктовал небывало жестокие меры в борьбе с христианами. Христианские епископы, пресвитеры (священники) и диаконы приговаривались к немедленной казни; сенаторы и судьи, исповедующие христианство, лишались всего имущества, а если и тогда не отрекались от веры – также предавались смерти; знатные женщины изгонялись в ссылку; простые христиане – заковывались в цепи и отправлялись в каторжные работы на всю оставшуюся жизнь.
Это гонение было особенно опасно тем, что падало прежде всего на пастырей Церкви, значит, оно лишало верующих людей наставников и молитвенников. Действительно, многие из священников и епископов приняли тогда мученическую кончину.
Но Господь никогда не оставлял Свою Церковь. На место взошедших на крест готовились новые верные души, новые исповедники и защитники веры Христовой. И Николай, родившийся на окраине империи, был одним из таких будущих защитников.