Как зародился иудаизм

Как зародился иудаизм

Возникновение иудаизма произошло на Ближнем Востоке примерно в XI веке до нашей эры. Это была очень уникальная религия для древнего мира, так как являлась монотеистической, верой в одного Бога. На его становление оказали влияние исторические контексты, в которых он развивался.

В VIII веке до нашей эры был пик Иудейского и Израильского царств. Тогда Иерусалим был местом центрального Храма иудейской и израильской религии. Этот город также являлся и центром политики. В древнем мире считали, что пока храм находится в хорошем состоянии, то и город защищён от внешних и внутренних врагов. Это значит, что божество довольно людьми. Но в VI веке до нашей эры такие идеи стали оспариваться. Иудейский Храм в Иерусалиме дважды оказывался во власти неиудейских правителей.

В 586 году Храм был разрушен Нововавилонской империей. Среди иудеев произошёл раскол. Он заставил народ пересмотреть и переосмыслить свои религиозные идеи.

Также в VI веке до нашей эры был подъём Персидской империи. Группы людей, изгнанные новоассирийцами и нововавилонянами смогли вернуться в родные земли. Среди них были и богатые иудеи, которые восстановили Иерусалимский храм. В то же самое время в Египте, Месопотамии, Самарии и Йехуде существовали несколько иудейских общин. Все эти диаспоры развивались по-разному. Тогда не было единой установленной правильной религиозной практики иудаизма. Кроме существовавшего единого божества Яхве, были и многие другие идеи. Этот период учёные называют ранним иудаизмом.

С приходом IV века до нашей эры в раннем иудаизме стало происходить развитие. Это случилось благодаря межкультурному обмену с эллинистическим и римским миром. В это время иудеи Иудеи были имели политическую независимость. После этого спокойного периода в 70 году произошло разрушение Второго Храма в Иерусалиме, восстановленного в VI веке до нашей эры. Так ранний иудаизм перешёл в стадию раввинистического иудаизма.

В VI веке до нашей эры был брошен вызов неприкосновенности Иерусалима, что привело к пересмотру правления Яхве. Об этом есть свидетельства в библейской книге Исаии. Там автор выступает против поклонения другим божествам, не связанных с Яхве, особенно поклонение через идолов.

Месопотамцы поклонялись своим богам через статуи, считая, что божества присутствует в них. Для них статую были обезжизненными идолами. Исайя писал, что в статуях не могут присутствовать божества. По мнению учёных, это самые ранние свидетельства иудейского монотеизма. Но в еврейской Библии не отражены все иудейские традиции. Учёным известны клинописные таблички из Египта и Месопотамии, которые называют «Мурашу» и «Аль-Яхуду». Они свидетельствуют о существовании иудеев в этих регионах в VI-V веках до нашей эры.

Но это больше финансовые и юридические документы. Однако и из них видно, что иудеи поклонялись Яхве, но трудно сказать, поклонялись ли они другим месопотамским божествам.

Как зародился иудаизм

Их религиозные идеи не видны. Сохранились некоторые документы V века до нашей эры, из которых видно, что иудеи Элефантина в Египте поклонялись Яхве. Однако из этих же документов можно узнать, что некоторые из иудеев также поклонялись богам Анате и Ашиму. Поэтому можно сказать, что иудеи до нашей эры не все были монотеистами и следовали библейской литературе.

У иудеев были и народные религии, обычаи которых они соблюдали. Но они не стали стандартными формами единой веры. В еврейской Библии отражена идеология богатых писцов, а обычную народную религию писатели той поры не отражали в письменных документах. Но к концу эллинистического периода монотеизм стал определяющим фактором иудаизма, несмотря на противодействие некоторых групп.

В еврейских идеях произошёл сдвиг. Он помог монотеизму стать стандартом в иудаизме. Этому способствовали еврейские писцы, пересмотревшие божественный пантеон. 1 Енох стал одним из самых ранних текстов, свидетельствующих об ангелах, как помощников Бога. Этот текст был написан в III веке до нашей эры. Ангелы вытеснили семитских богов, советников Яхве. Скорее всего 1 Енох отразил идеи, существовавшие в обществах в конце персидского периода. Этим писанием еврейские книжники решили проблему иудейского пантеона.

С празднованием еврейской Пасхи можно провести параллели с другим праздником, который отмечали в Сирии в XII веке до нашей эры. Подтверждения этого археологи нашли во время раскопок в данном регионе. Этот праздник называется зукру, он очень похож на еврейскую Пасху. В этот день верующие мазали двери домов кровью, принесённых в жертву младенцев-первенцев. Скорее всего идея Пасхи возникла именно из этого обряда, появившись до VII века до нашей эры.

Так происходило знамение исхода евреев из Египта. По мнению учёных, Пасха появилась в персидский период. Эти свидетельства можно увидеть в Элефантинских папирусах, отличающихся от еврейской Библии. Ритуал Пасхи практиковался самаритянами ещё в IV веке до нашей эры. Это записано в Самаритянском Пятикнижии. Самаритяне справляли Пасху на горе Гаризим, считая её святой. В отличие от них у евреев святым был город Иерусалим. А в одном из Свитков Мёртвого моря, найденном в Кумране, девушкам и юношам запрещено участвовать в празднике Пасхи. Но это всего лишь один фрагмент.

Также учёным не известно точное происхождение еврейской субботы. Этот обычай появился примерно в VI-V веках до нашей эры, несмотря на более ранние упоминания субботы. Главной темой она стала лишь в текстах, относящихся к персидскому периоду. В древних документах говорится о жертвоприношениях в храме в субботу. В письменах V века до нашей эры правила субботы стали более конкретными.

Они касались еды и транспортировки материалов. В раннем иудаизме суббота заняла очень важное место. Это было в эллинистический период во II веке до нашей эры. В то время Антиох IV старался взять под контроль Иерусалим. Он напал на священный город иудеев в субботу, а их главный храм сделал святилищем Зевса. В этот период Тора и обрезание стали под запретом. Эти факторы и заложили основы религии иудеев и их Царства, сделав их избранным народом.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий