Гипотезы о происхождении языка

Клинопись Шумеров

Интерес человека к своему языку, можно полагать, возник уже в самые отдаленные времена. Однако, интерес его был довольно односторонним. Больше всего хотелось ему знать, чей язык лучше, а чей хуже. Хотя, впрочем, такое отношение к языку не изжито и в наши дни. Не подлежит сомнению, что каждому ближе и милее свой язык, и свой же кажется ему самым хорошим и самым совершенным. В древности это казалось, наверное, само собой разумеющимся. Известно, что народы древних цивилизаций, все без исключения, считали себя как бы пупом земли, а других — варварами, поэтому и язык их считался непригодным для общения.

Древние греки многому научились у египтян, восторгались их достижениями, однако, несмотря на все это, египетский язык большинство греческих писателей считало варварским. Древнееврейские религиозные деятели полагали, что первым языком в мире был еврейский. Согласно их утверждениям, праотца людей Адама сам бог научил еврейскому языку, и поэтому и Библия написана на языке бога.

Древнеегипетский царь Псамметих IДревнеегипетский царь Псамметих I, живший в VII в. до н. э., вопрос о языке решил по-своему. Псамметих велел отдать двух новорожденных младенцев пастуху на воспитание, среди стада коз. По приказу царя никто не должен был произносить в их присутствии ни одного слова. В определенное время пастух приводил коз к отдельно стоявшей хижине, где находились дети, поил их молоком и делал все, что необходимо. Так прошло два года. Однажды пастух подошел к хижине, открыл дверь, младенцы пали к его ногам и, протянув ручонки, произнесли слово бекос. Когда проверили, чье же это слово, то оказалось, что оно фригийское и означает “хлеб”. До сих пор египтяне считали себя самым древним народом в мире, а после опыта с младенцами пришлось им признать, что фригийцы еще древнее.

Если бы этот случай, рассказанный Геродотом, действительно имел место, то его, пожалуй, можно было бы назвать первой попыткой научного подхода к изучению языков. Однако первые ростки науки о языке зародились все-таки не в Египте, а в Древней Греции. Греки интересовались происхождением и строением языка, значением отдельных слов и впервые высказали свои суждения по тем или иным вопросам лингвистики. Они считали достойным изучения только свой родной, греческий, и поэтому их научные суждения не распространялись на другие языки.

В то время, когда на исторической арене Европы появилась новая сила—Рим, в мире существовала уже высокоразвитая греческая культура с ее богатой мифологией, Гомером, писателями и философами. Чтобы создать свое, самобытное, римлянам приходилось осваивать греческий язык, греческую философию и литературу. С ростом могущества империи влияние на умы греческого языка стало падать, зато возрос интерес к латинскому. Теперь уже римлянам казалось, что самый правильный и совершенный язык — латинский. Даже после распада Римской империи латинский остался господствующим среди ученых и писателей. Вместе с христианством латинский язык проник в западноевропейские страны. Для общения между государствами, сочинения книг и богослужения в церквах применялся только латинский, а все другие языки считались непригодными для этих целей. Когда шла речь о живых языках, как-то: немецком, французском или английском, то их грамматика подгонялась под латинский.

Происхождение языка

В вопросе происхождения языка греко-латинские философы и их последователи придерживались в основном двух направлений. Одни считали, что язык —от бога, а другие, наоборот, настаивали на том, что он изобретен самим человеком. Например, греческий философ Платон считал, что язык дан богом. Немецкие философы XVIII в. И. Гердер И Д. Тидеман стояли на той же позиции.

Известный писатель и философ Ж. Ж. Руссо (1712- 1778) связывал возникновение языка с общественными потребностями. По его мнению, первобытные люди, поняв необходимость упорядочения языка, пришли к взаимному согласию и договорились о том, какими именами следует называть те или иные вещи и понятия. Немецкий ученый Я. Гримм (1785 — 1863) выступал против бежественного происхождения языка и считал, что язык зародился в среде двух-трех родоначальников и их детей. Немецкий философ и лингвист В. Гумбольт (1767 — 1835) считал, что язык —это деятельность духа; это нечто, заложенное в человеке, и его происхождение необъяснимо разумом.

Какими были первые слова

Многие ученые попытались ответить и на этот вопрос. Так, например, греческие философы-историки считали, что первые звуки были похожи на вещи. В природе имеются грубые и мягкие вещи, которые и производят соответствующие звуки. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646 — 1716), создавший звукоподражательную теорию происхождения языка, стоял на такой же позиции. Немецкий ученый И. К. Аделунг (1732-1806) считал, что во всех языках мира первые слова были односложными и они состояли только из гласных звуков. Высказывания, перекликающиеся с мнением Аделунга, были выдвинуты русским ученым времен Екатерины II А. С. Шишковым. Он писал, что первые слова были односложными и они состояли лишь из одних гласных. По утверждению Шишкова, сначала были звуки а, е, и, о, у, затем слоги типа ба, ма, на, та, потом двусложные баба, мама, няня.

Известно, что в китайском языке слова состоят только из одного-двух слогов. Поэтому, когда ведут речь о несостоятельности теории односложного происхождения языка, тут же вспоминают китайский. О. А. Донских, например, пишет; гипотеза о праязыке, состоящем из односложных корней слов, основанная на материале китайского языка, ложна (Донских, 1988, с. 93). В связи с этим следует вспомнить еще слова греческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) о том, что слог—это не имеющий самостоятельного значения звук, состоящий из безгласного и гласного (Кондрашов)

Языкознание как наука

Ознакомившись еще с одним интересным суждением. Аммоний( 5 век, комментатор Аристотеля, писал, что имена мужского рода соответствуют мужской сущности, а женского рода- женской. По его мнению, первой свойственно воздействовать и входить, второй —воспринимать. Например, ум- мужского рода, а Луна и Земля —женского. Реки имеют мужской род, а озера и море- женский, так как первые вливаются во вторые.

Несмотря на то, что человек начал интересоваться языком очень давно и многие мыслители проделали огромную работу в деле изучения языков, однако даже на самые простые вопросы происхождения и структуры языка не были найдены сколько-нибудь удовлетворительные ответы. В то же время языкознание как наука продолжала развиваться и усложняться. Ученые перестали замыкаться в рамках родного языка. Появился интерес к другим, живым и неживым, языкам, активизировалось составление словарей.

Наука о языке в современном значении этого слова оформилась главным образом в странах Западной Европы. Однако, это не означает, что мыслители других регионов были совершенно безразличны к этому предмету. В средние века, например, в арабско-персидском мире интерес к языку был на довольно высоком уровне. Писались книги о языке, составлялись словари, грамматика. Хотя следует сказать, что арабско-персидские ученые также занимались изучением и пропагандированием только своего родного языка.

Мы не имеем возможности рассказать хотя бы вкратце о лингвистических учениях других народов —это увлекло бы нас от главной темы нашего повествования. Скажем лишь несколько слов о выдающемся ученом XI в. Махмуде Каш гари, написавшем книгу на арабском языке “Диван лугат ат- турк” — “Сборник тюркских наречий”, которая была закончена в 1073 — 74 г. В книгу были включены многие общеупотребительные слова, образцы народных песен, поговорок, пословиц, а также поэтические произведения и сведения по истории, географии, этнографии современных автору многих тюркских языков и диалектов.

Вильям ДжонсА теперь, после коротенькой информации о Махмуде Каш гари, вернемся к Западной Европе. В XVIII в. английский юрист и ученый Вильям Джонс, работавший судьей в Бенгалии, впервые обратил внимание на язык под названием санскрит. В. Джонс нашел много общего между санскритом и европейскими языками и, основываясь на этом, высказал предположение о родстве языков Европы и Индии. Открытие Джонса воодушевило многих ученых Европы, и они с рвением стали изучать мертвый санскрит и живые языки Индии. В 1808 г. была издана книга немецкого ученого Ф. Шлегеля (1772 — 1829) “О языке и мудрости индийцев”, где он доказывает родство греческого, латинского, германского и персидского языков с санскритом. Впервые Шлегель применяет термин “сравнительная грамматика”. Другие ученые стали изучать славянские, романские, балтийские языки, сравнивая их также с санскритом. И на основе этого выявляются все новые параллели между различными языками.

Таким образом, языкознание становится в полном смысле научной дисциплиной, а сравнительно-исторический метод — основным методом и направлением развития этой дисциплины. Сравнительно-исторический метод называют также компаративистикой.

Родственные языковые группы

По своим грамматическим показателям и лексике все языки подразделяются на родственные группы. Согласно исследованиям, имеются индоевропейские, семитские, финно-угорские, дравидские, китайско-тибетские, банту, кавказские и др. группы или семьи языков. Их можно называть самыми большими семьями родственных языков. Эти самые большие семьи, в свою очередь, подразделяются на меньшие, а те на еще меньшие.

Так называемые “тюркские” языки также составляют отдельную родственную группу. По установившейся традиции в индоевропеистике, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки считаются родственными “тюркским”. Поэтому, согласно утверждениям теоретиков языкознания, все эти языки входят в большую группу т. н. алтайской семьи языков. Некоторые лингвисты полагают, что финно-угорские, корейский, японский, палеоазиатские и некоторые кавказские также родственны нашим языкам. Поэтому в научных трудах применительно к “тюркским” языкам часто употребляются термины “тюрко-монгольские”, “алтайские” или “урало-ал­тайские”.

Считается, что довольно разрозненные в настоящее время большие языковые группы когда-то представляли собой отдельную, независимую семью. В какое-то неизвестное, туманное время на какой-то территории земного шара обитал, скажем, индоевропейский народ, представители которого говорили на индоевропейском языке. Вот этот предполагаемый древнейший язык, который функционировал когда-то в какое-то неизвестное, туманное время, и считается праязыком или родоначальником всех современных индоевропейских языков. Люди, изъяснявшиеся между собой на этом праязыке, составляли общность прародина, а пранарод обитал на прародине. Где именно? Были высказаны различные точки зрения. Одни утверждали, что прародиной индоевропейцев был Кавказ, другие — Средняя Азия, третьи —Малая Азия. Некоторые указывают даже на Гималайские горы. До сих пор ученые Европы ищут прародину индоевропейцев, как некоторые —Ноев ковчег. И, надо сказать, делают все новые открытия.

Вопрос о прародине других языковых групп считается как бы само собой решенным. Например, о прародине “алтайских” или “урало-алтайских” народов никаких споров не ведется. Они как бы со дня сотворения мира обитали в степях Монголии и горах Алтая, а потом по непонятным причинам разбрелись в разные стороны.

Когда зародились языки?

Когда, в какое время зародились праязыки? Считается, что индоевропейские появились на свет 8—10 тысяч лет тому назад. Семитские языки, возможно, оформились в то же время или чуть позже.

Всякому известно, что датой рождения ребенка родители считают день его появления на свет. Раньше родители знали все это по памяти, затем стали записывать дату рождения. В современном мире на каждого новорожденного заполняется свидетельство о рождении. Когда говорят, что такому-то исполнилось столько-то лет, то в этом никто не сомневается. О многих событиях также имеются надежные свидетельства. 22 июня 1941 года Германия начала войну против Советского Союза. Это —факт, и этому никто возражать не станет.

Когда для установления точных исторических дат не имеется письменных источников, исследователи опираются на археологические и иные данные. В древних захоронениях, а также среди развалин древних сооружений археологи находят монеты или другие вещи, на которых имеются надписи, указывающие год их изготовления. Все это можно назвать самым простым методом установления исторических дат. Однако для выяснения точного времени современная наука располагает и более сложными методами. Изучая в специальных лабораториях остатки растительного и животного мира, ученые определяют сравнительно точную дату древних захоронений, отдаленных от нас временем, исчисляющимся не то что сотнями и тысячами, но и миллионами лет.

Спрашивается, можно ли установить точную или хотя бы приблизительно точную дату зарождения какого-либо языка?

Само собой разумеется, никто нам не оставил ни письменных, ни материальных свидетельств рождения какого- либо языка. Их нет ни в древних захоронениях, ни в геологических пластах рядом с окостенелыми скелетами животных и в пыльце вымерших гигантских растений. Язык рождается вместе с носителем его и он может исчезнуть вместе с ним же. Если народ — носитель языка живет и здравствует, то и язык его живет и здравствует. Поэтому тот, кто считает себя вправе утверждать, что такой-то язык зародился в такое-то время, а другой чуть позже или чуть раньше его, то он, как нам представляется, не вник как следует в суть дела или он просто лукавит.

Семья ШумеровПять-шесть тысяч лет тому назад в древнем Шумере человек нашел способ закрепления на твердом предмете слов, произносимых “на ветер”. Сегодня мы это называем письмом, писанием. Таким образом в мире появилось надежное средство, при помощи которого можно установить, кто, когда и на каком языке говорил.

Если бы мы в вопросе выяснения зарождения тех или иных языков опирались только на это средство, то пришлось бы нам констатировать, что первый язык в мире появился каких-нибудь пять-шесть тысяч лет тому назад. Тогда самым “старшим” по рождению был бы не индоевропейский, а шумерский язык.

Однако и такой метод установления даты зарождения языка был бы не самым совершенным. Тот факт, что первые письмена написаны на шумерском, не может служить надежным аргументом для объявления шумерского самым древним языком в мире. Во-первых, не все тайны происхождения языка известны современному человеку. Может так случиться, что в один прекрасный день ученые обнаружат совершенно неизвестные до сих пор письмена на неизвестном языке и они окажутся более древними, чем шумерская клинопись. Во-вторых, вполне допустимо, что шумерскую клинопись изобрели не сами шумеры, а представители другого народа, которые господствовали до шумеров в Двуречье. Шумеры же могли использовать лишь достижения своих предшественников. Кстати, в науке имеются и такие предположения.

Таким образом, выдвинутые компаративистами “точные” даты происхождения тех или иных языков и языковых семей построены на фундаменте из песка.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Гость

    очень длинный и сложный способ сказать, что мы практически ничего не знаем о происхождении языка, а можем лишь порассуждать о его дальнейшем развитии – и то без гарантий.

    Ответить