Курды — история народа

курды

Курды – члены этнической и языковой группы, проживающей в горах Тавра в Восточной Анатолии, горах Загрос в западном Иране, частях Северного Ирака, Сирии и Армении и других прилегающих районах. Большинство курдов живут в районах Ирана, Ирака и Турции в несколько неопределенном географическом регионе, обычно называемом Курдистаном (“Земля курдов”). Название имеет разные коннотации в Иране и Ираке, которые официально признают внутренние образования под этим названием: Северо-Западная провинция Ирана Кордестан и курдская автономная область Ирака. Значительное несмежное курдское население также проживает в Хорасанском регионе, расположенном на северо-востоке Ирана.

Курдский Язык и традиционный образ жизни

Курдский язык относится к группе западноиранских языков, связанный с персидским и пушту. Считается, что курдов насчитывается от 25 до 30 миллионов, включая общины в Армении, Грузии, Казахстане, Ливане, Сирии и Европе, но источники этой информации сильно различаются из-за различных критериев этнической принадлежности, религии и языка; статистика также может быть использована в политических целях.

Традиционный курдский образ жизни всегда был кочевым, вращаясь вокруг овец и коз, пасущихся на равнинах Месопотамии и в горах Турции и Ирана. Не забывали и про сельское хозяйство. Установление национальных границ, начавшееся после Первой мировой войны (1914-1918 гг.), препятствовало сезонным миграциям стад, вынуждая большинство курдов отказаться от традиционного образа жизни в деревнях и оседлого земледелия.

История

История происхождения курдов малоизвестна, но их предки, по-видимому, населяли один и тот же нагорный регион на протяжении тысячелетий. Записи ранних империй Месопотамии содержат частые упоминания о горных племенах с именами, напоминающими “курдов”, например, Кардушои, о которых говорит греческий историк Ксенофонт. Появление собственно самого названия «Курды» можно с уверенностью датировать временем обращения племен в ислам в 7 веке н. э.

Большинство курдов-мусульмане-сунниты, и среди них много тех, кто практикует суфизм и другие мистические секты. Несмотря на свою давнюю оккупацию того или иного региона мира, курды так и не достигли статуса национального государства. Их репутация военных доблестей сделала их очень востребованными в качестве наемников во многих армиях. Самый яркий пример курдского военного лидера, не знающего страха в бою – султан Салах-ад-Дин, легенда Крестовых походов.

Традиции

Основной ячейкой традиционного курдского общества было племя, обычно возглавляемое шейхом или агой, чье правление было прочным и нерушимым. В традиционном курдском обществе брак был, как правило, эндогамным. В пригородных районах мужчины обычно вступают в брак в возрасте 20 лет, а женщины-в возрасте 12 лет. Семья обычно состоит из отца, матери и детей. Полигамия, разрешенная исламским правом, иногда практикуется, хотя она запрещена гражданским законодательством Турции.

Сила связей расширенной семьи с племенем варьируется в зависимости от образа жизни. Курдские женщины, которые традиционно были более активны в общественной жизни, чем турецкие, арабские и иранские женщины, а также курдские мужчины, воспользовались возможностями городского образования и занятости, особенно в дореволюционном Иране.

Мечта об Автономии

Курдский национализм возник в результате сочетания целого ряда факторов, в том числе британского внедрения концепции частной собственности, раздела районов курдского поселения современными соседними государствами и влияния британских, американских и советских интересов в регионе Персидского залива. Эти и другие факторы вылились в расцвет националистического движения среди очень небольшого меньшинства городских интеллектуальных курдов.

Однако Европа не спешила признавать государство Курдов, которое стали повсеместно называть Курдистан. Севрский договор, составленный в 1920 году, предусматривал автономный Курдистан, но так и не был ратифицирован; Лозаннский договор (1923 год), который заменил Севрский, не упоминал ни о Курдистане, ни о курдах. Таким образом, была упущена возможность объединить курдов в свою нацию. Действительно, Курдистан после войны был более раздроблен, чем раньше, и среди курдских группировок возникли различные сепаратистские движения.

Курды в Турции

Турецкие курды подверглись жестокому обращению со стороны правительства, которое пыталось лишить их курдской идентичности, назвав их “горными турками”, объявив вне закона курдский язык (или представив его как диалект турецкого языка) и запретив им носить курдскую одежду в важных административных городах или вблизи них.

Периодически вспыхивали мятежи, и в 1978 году лидер курдов Абдулла Оджалан сформировал рабочую партию Курдистана (известную под курдским аббревиатурой РПК), марксистскую организацию, посвятившую себя созданию независимого Курдистана.

Действуя главным образом из Восточной Анатолии, боевики РПК проводили партизанские операции против правительственных объектов и часто совершали террористические акты. Нападения РПК и правительственные репрессии привели к состоянию войны в восточной Турции в 1980-х и 90-х годах.

После захвата Оджалана в 1999 году деятельность РПК была резко свернута в течение нескольких лет, прежде чем партия возобновила партизанскую деятельность в 2004 году. В 2002 году под давлением Европейского Союза (в который Турция стремилась вступить) правительство легализовало вещание и образование на курдском языке. Турция продолжала проводить военные операции против РПК, включая вторжения в Северный Ирак.

Курды в Иране и Ираке

Курды также ощущали сильное ассимиляционное давление со стороны национального правительства Ирана и подвергались религиозным преследованиям со стороны шиитского мусульманского большинства этой страны. Вскоре после Второй мировой войны Советский Союз поддержал создание независимой страны вокруг преимущественно курдского города Махабада на северо-западе Ирана. Так называемая Республика Махабад рухнула после вывода советских войск в 1946 году, но примерно в то же время была создана Курдская демократическая партия Ирана (КДПИ).

курды

После этого партия начала военные действия на низком уровне с иранским правительством. Хотя давление на курдов с целью ассимиляции было менее интенсивным в Ираке (где курдский язык и культура свободно практиковались), правительственные репрессии были самыми жестокими. В 1931-1932 и 1944-1945 годах в Ираке имели место непродолжительные вооруженные восстания, потом были годы затишья, пока в 1960-х годах восстания не вспыхнули вновь. Неудавшееся мирное соглашение с иракским правительством привело к новой вспышке боевых действий в 1975 году, но соглашение между Ираком и Ираном, которое поддерживало курдские усилия, позднее в том же году привело к краху курдского сопротивления.

Тысячи курдов бежали в Иран и Турцию. В конце 1970—х годов иракская партия “Баас” начала политику расселения иракских арабов в районах с курдским большинством-особенно вокруг богатого нефтью города Киркук—и выкорчевывания самих курдов из своих же районов. Затем последовал один из самых жестоких эпизодов в истории существования курдов.

В ходе серии операций в период с марта по август 1988 года под кодовым названием “Анфал” (по-арабски “добыча”) иракские силы стремились подавить курдское сопротивление; иракцы использовали большое количество химического оружия против курдского гражданского населения. Иракские войска убили до 5000 курдов горчичным газом и нервно-паралитическим веществом. Несмотря на эти нападения, курды снова восстали после поражения Ирака в войне в Персидском заливе (1990-1991), но были снова жестоко подавлены, что вызвало еще один массовый исход.

Однако с помощью Соединенных Штатов Америки курды смогли создать “безопасное убежище”, которое включало большинство районов курдских поселений на севере Ирака, где ИКДП и Патриотический союз Курдистана—фракция, которая отделилась от ИКДП в 1975 году,—создали автономную гражданскую власть, которая по большей части была свободна от вмешательства иракского правительства. Курды добились особого успеха на выборах 2005 года, состоявшихся в этой стране после падения режима Саддама Хуссейна, а в середине 2005 года в городе Ирбиле была созвана первая сессия Курдского парламента.

Насилие и нестабильность в Ираке после свержения Саддама Хусейна и в Сирии после начала гражданской войны в 2011 году угрожали безопасности курдских общин, но также открывали новые возможности для курдов выдвигать свои претензии на автономию. Основной угрозой для курдов стало экстремистское Исламское государство в Ираке и Леванте (ИГИЛ), которое в 2013 году захватило и оккупировало территорию, прилегающую к курдским районам Ирака и Сирии.

Курдские боевики на севере Сирии вступили в ожесточенные бои с ИГИЛ и быстро зарекомендовали себя одними из самых эффективных сухопутных сил против группировки. Тем временем иракские курдские силы участвовали в многонациональной кампании по изгнанию ИГИЛ из ее опорных пунктов на севере и западе Ирака. После стольких веков скитаний и подавлений, ущемлений прав курдов хочется надеяться, что когда-нибудь этот народ все-таки обретет официальный статус государства, к чему стремились все курды на протяжении веков.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий