Почему самураи считали самоубийство благородной смертью

самураи считали самоубийство

Во многих культурах начиная с древних времён существовала практика боевого самоубийства, но акт сэппуку, ритуальное вспарывание живота, было характерно только для японских самураев. Одними из самых ранних известных примеров сэппуку были ритуальные самоубийства самурая Минамото-но Тамэтомо и поэта Минамото-но Ёримаса, совершённые ими ещё во второй половине XII века. В западных европейских странах сэппуку принято называть харакири, но более правильным всё же остаётся термин сэппуку.

Японцы считали, что человеческая душа находится в желудке, поэтому вскрытие живота они находили самым простым и в то же время смелым способом умереть. Такое самоубийство было привилегией самураев, а простые люди имели право только вешаться или топиться. Женщины-самураи имели право перерезать себе горло, в отличие от самураев-мужчин, которые могли совершать сэппуку. Готовясь к ритуальному самоубийству, женщины-самураи связывали себе согнутые в коленях ноги особым способом, чтобы их поза оставалась приличной во время смертельных судорог, после рассечения ярёмной вены.

Почему совершалось сэппуку?

Совершая ритуальное самоубийство, японский воин мог сохранить или предотвратить потерю чести для себя и своего рода. Самураев, совершивших сэппуку, японцы почитали как святых. Побеждённые или опозоренные самураи, сдавшиеся в плен живыми, презирались обществом. Особенно акт сэппуку стал довольно популярным к периоду Эдо.

В типичном сэппуку используют большую белую подушку, на которую самурай, одетый в белое кимоно, опирается коленями. Поодаль устраиваются свидетели, наблюдающие за совершением ритуала. Сзади и слева от самоубийцы преклоняют колени его помощники, кайсякунины.

В их обязанность входит предотвращение длительной агонии самурая. Они отрубают ему голову почти сразу после вспарывания им живота. Многие сэппуку ошибочно считают самоубийством, но на самом деле этот ритуал предполагал только нанесение себе тяжёлой травмы, а убивали самурая кайсякунины. Они должны нанести довольно сильный удар, чтобы перебить ему позвоночник так, чтобы голова его оставалась на месте. Кайсякунином мог быть только тот воин, который превосходно владел мечом и мог контролировать силу удара.

Перед совершающим сэппуку помощник ставил специальный деревянный столик, на котором находилась чаша с сакэ, рисовой водкой, связка васи, бумаги, сделанной вручную из коры тутового дерева, письменные принадлежности и острый клинок для вспарывания живота. Но некоторые самураи предпочитали использовать свой меч. Затем самурай наполнял двумя напитками чашу сакэ, объёмом по два глотка каждого вида. Один глоток говорил о жадности, а три или более – о нерешительности. Всего чаша была наполнена четырьмя глотками и обозначалась иероглифом «ши» – «смерть».

До совершения ритуала сэппуку, самурай писал стихотворение – поэму о смерти «дзисэй». Это было очень важным, так как считалось, что человек, стоя лицом перед близкой смертью, имеет особое её понимание, смысл и ценность жизни. Это произведение должно было быть довольно изящным и естественным, полным эмоций, но упоминать о самой смерти в нём было неприлично, считаясь грубостью.

Стихотворение, написанное самураем, служило письменным подтверждением его благородства, свидетельством того, каким его должны были запомнить живущие. Плохим примером служило предсмертное стихотворение Асано Наганори, предводителя 47 ронинов, которое он написал перед сэппуку. В нём он всячески указывал на приближающийся конец его жизни. Этим он показывал свою незрелость и нетвёрдость своих намерений.

самураи считали самоубийство

Согласно ритуалу, самурай развязывал пояс своего кимоно и оголял живот, когда был готов к совершению сэппуку. Он высоко поднимал руку с ножом, а другой медленно снимал ножны с клинка. Затем он откладывал их в сторону. В это время самурай мысленно готовил себя к нанесению удара. Затем он вонзал нож клинок в левую часть живота, после чего направлял его вправо. Следующим движением воин начинал поворачивать лезвие в своей ране, поднимая его вверх. Большинство самураев не доходили до последнего движения, так как у них начиналась агония, или кайшакунин рассекал ему позвоночник. Выполнение сэппуку с совершением последнего движения называлось дзюмондзи – поперечный разрез. Это было самым впечатляющим сэппуку, которое могли выполнить далеко не все самураи.

При совершении акта ритуального самоубийства японский воин-аристократ должен был до последнего сохранять самообладание. Находясь на грани смерти, он должен был демонстрировать силу и полный контроль над своим сознанием, эмоциями и телом в последние мгновения своей жизни. Даже самая отличная репутация самурая до смерти была бы опороченной, если бы он умер не подобающим образом. Только спокойное и уравновешенное состояние считалось идеальным для самураев, совершающих этот ритуал.

В книге XVIII века Хагакурэ и другие произведения Эдо доносят до нас истории самураев, терявших выдержку перед совершением ритуала сэппуку. Были случаи, когда помощники насильно их обезглавливали. Иногда обстоятельства складывались таким образом, что у самурая не было времени, чтобы полностью исполнить ритуал сэппуку. В таких ситуациях ему разрешалось перерезать себе горло прямо сидя на скачущей лошади или падая с клинком во рту со скалы.

В Японии существовало несколько причин совершения сэппуку. Одной из них был дзюнши, когда самурай совершал акт самоубийства следом за своим господином. Эта практика было далеко не редкой в самурайских войнах. Например, в последней битве в войне Гемпей, потеряв всякую надежду на победу, генерал Тайра Томомори совершил акт самоубийства, чтобы не быть опозоренным.

Он позвал своего названного брата, который помог ему облачиться во второй комплект доспехов, и сам брат тоже надел два. Они взялись за руки и вместе спрыгнули со скалы в море и утонули там. Следуя их примеру, ещё около двадцати самураев облачились в свои самые тяжёлые доспехи и добавив груз на спину, прыгнули вслед за ними. Тяжёлая амуниция сразу утянула их на дно, не дав возможности всплыть на поверхность.

Когда самурай хотел доказать свою правоту своему господину, он совершал канши. Например, это сделал Хирате Накацукаса Киёхиде в 1553 году. Он хотел, чтобы его господин, Одо Нобунага, изменил свой образ жизни. Это произвело на Нобунагу очень сильное впечатление. А акт сокотсу-ши совершали те, кто оскорбил своего хозяина или не смог его защитить в битве.

Другой вид японского самоубийства называется фунши. Его совершают тогда, когда не согласны с какой-либо ситуацией. Например, такое случилось в 1970 году, когда известный японский писатель вскрыл себе живот в знак протеста против потери традиционных ценностей в государстве. В 1973 году японское правительство отменило акт сэппуку. Сейчас ритуальные самоубийства рассматриваются, как анахронизм.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий