Еврейские деноминации часто называют потоками, движениями или ветвями. Они являются основными категориями религиозной принадлежности современных евреев в мире. Все они в основном отличаются друг от друга на основе их философских подходов к еврейской традиции и степени их верности и толкования традиционного еврейского закона, галаха.
В Израиле синагог и других религиозных организаций евреев являются ортодоксальными. А за пределами Израиля неортодоксальные течения иудаизма, например, в Северной Америке, играют не менее значимую роль, хотя многие из них идентифицируют себя как ортодоксы.
Движение реформаторов подчёркивают примат еврейской этической традиции над обязательствами еврейского закона. Движение традиционно стремится адаптировать еврейскую традицию к современным чувствам. Представители этого движения считают себя политически прогрессивными и ориентированными на социальную справедливость. Они делают упор на личном выборе в вопросах соблюдения ритуалов.
Консервативный иудаизм (Масорти) находится в основном в Израиле. Он считает еврейский закон обязательным. Консервативные евреи соблюдают его на практике. Движение исторически представляет собой середину в спектре соблюдения ортодоксальных и реформистских традиций, внедряя определённые нововведения, например, вождение в синагогу (но никуда больше) в Шаббат и гендерно-эголитарную молитву (в большинстве консервативных синагог).
Но движение сохраняет традиционную линию в других вопросах, которые касаются кошерности и смешанных браков. Консервативное течение запрещает своим раввинам присутствовать на межконфессиональных свадьбах. Но в последнее время движение немного либерализировало свой подход к смешанным бракам. В Великобритании большинство синагог Масорти допускают более широкое участие женщин в богослужении.
Ортодоксальные евреи являются приверженцами традиционному пониманию еврейского закона, который истолковывают раввины на протяжении веков. Ортодоксальная религиозная еврейская жизнь включает строгое соблюдение Шаббата – запрещение вождения, работы, включения и выключения электричества, обращения с деньгами, кошерных законов. Но за пределами Израиля таких евреев довольно мало, около 10% всех верующих. В ортодоксальных семьях в среднем гораздо больше детей, чем в других еврейских. Скорее всего, эти дети тоже останутся ортодоксальными евреями.
В отличие от реформистского и консервативных течений, которые имеют своих руководителей, определяющих политику, связанную с движением институтов, ортодоксальный иудаизм является более свободной категорией. В неё входят ещё несколько ветвей, одна из которых – современный ортодоксальный иудаизм. Это движение известно, как центристское ортодоксальное. Оно пытается гармонизировать традиционное соблюдение еврейского закона со светской современностью.
Его приверженцы считают, что можно вести строгую еврейскую жизнь и в полной мере участвовать в светской жизни современного общества. Принадлежность к центристской общине не обязательно является признаком современной ортодоксальной практики. Есть также ряд независимых синагог, которые находятся на границе харидим и современными ортодоксами.
В движение харедим входят ультра-ортодоксальные евреи. Их можно узнать по характерным черным шляпам мужчин и скромной одежде на женщинах. Эти ортодоксальные евреи наиболее строги в своей приверженности к еврейскому закону. Они имеют самый низкий уровень взаимодействия с более широким еврейским обществом.
Особенно выделяется секта хасиди. Она работает с широкой общиной ортодоксальных евреев в США, которые тоже делятся на две группы. Евреи-хасиды являются наследниками движения духовного возрождения, зародившегося в Европе в XVIII веке. Они опираются на еврейскую мистическую традицию, подчёркивая прямое общение с божественным через молитву и радость в поклонении.
Эти евреи являются приверженцами религиозной строгости. Они стремятся ограничить своё взаимодействие с остальным обществом. Особенно они избегают университетов и светского образования. Вся жизнь их посвящена изучению еврейских текстов. Почти все евреи-харедим были уничтожены во время Холокоста во Второй мировой войне. До 1945 года их было несколько тысяч. Но сейчас харедим возродился. Во всём мире насчитывается более миллиона евреев-харедим.
Этому способствует их высокая рождаемость. Синагоги харедим довольно небольшие, но их очень много. Также существует целый ряд различных сект, большинство которых возглавляют харизматические раввины или ребе. Это Хабад, Сатмар, Гер и Сквер. Ешивиш иногда их называют литвишами.
Эти евреи-харедим стали наследниками митнагдим («противников»), которые отвергли подъём хасидского иудаизма в Европе. Эти евреи традиционно подчёркивали интеллектуальные аспекты еврейской жизни. Они особенно тщательно изучают Талмуд для мужчин. Ешивиш произошло от слова «ешива», то есть «духовная семинария».
Открытый ортодоксальный иудаизм был основан в 1990-х годах в Нью-Йорке. Его основателем стал раввин Ави Вайс. Сторонники этого течения, считают его реакцией на предполагаемый сдвиг вправо остальных ортодоксов. В целом они поддерживают женщин в духовном лидерстве и большую открытость для неортодоксальных евреев. Их основные пункты: ешиват ховевей Тора, ешиват махарат.
Мордехай Каплан основал реконструктивистский иудаизм. Он считает, что иудаизм – это развивающаяся цивилизация еврейского народа. Но его приверженцы придерживаются различных мнений о степени обязательности еврейского закона, особенно это касается мицвот.
Это движение довольно прогрессивно с религиозной точки зрения. Каплан стал первым американским раввином, который возглавил публичное празднование бат-мицвы в честь своей дочери. А Ешивиш первыми приняли в духовную семинарию студентов-геев.
Другое движение, «Еврейское обновление», сочетает в себе экстатическую молитву хасидского иудаизма с современным этносом гендерного эгалитаризма, экологического сознания, прогрессивной политики и признания религиозного разнообразия. Его духовным вдохновителем был раввин Залман Шахтер-Шаломи. Он родился в хасидской семье в Европе.
Гуманистический иудаизм основал в 1963 году раввин Шервин Вайн. Он предполагает «нетеистический» иудаизм, который не основывается на божественном откровении. Евреи-гуманисты прославляют еврейскую культуру, историю и праздники, не ссылаясь на Бога. Они подчёркивают рационалистическую этику, ориентированную на человека. Еврейский народ очень разнообразен в религиозном, культурном, политическом и этническом отношении во всём мире. Большинство евреев считают себя религиозными, но не все посещают синагогу.