За что не любят Петра I?

За что не любят Петра I?

Казалось бы, за что не любить Великого Петра, первого императора, обеспечившего величие России? Однако довольно многие как профессиональные историки, так и представители российской интеллигенции относились к этой, тут никто не спорит, исторической глыбе весьма неоднозначно. О любви к Петру написано немало во все времена, и потому стоит обратить внимание на противоположные точки зрения. Но оказывается немало и тех, кто далек от пиетета к первому императору.

Первые споры насчет Петра начались у историков уже в XVIII веке. Историк-любитель князь М.М. Щербатов хотя и оценивает деяния Петра высоко, но подчеркивает, что именно созданная им абсолютная монархия породила те самые коррупцию, бюрократизм, которые благополучно дожили до наших дней. Впрочем, недовольных Петром в то время было много.

Это и представители церкви, которую он сделал придатком государства. Чего стоит только указание Синоду обязать священников непременно докладывать, если кто-либо признается на исповеди в антигосударственных деяниях. В результате духовенство оказывалось перед выбором: страх перед наказанием со стороны государства и страх перед гневом Божиим за нарушение тайны исповеди. Недаром некоторые церковники считали Петра антихристом.

И в последующие времена до наших дней критика Петра становится регулярной. Многие не любят Петра как реформатора, хотя именно за реформы его обычно хвалят апологеты. Критики же говорят, что он стремился модернизировать страну, подтянув ее до уровня европейских стран, но делал это через усиление до крайности тянущей Россию назад крепостной системы.

Западничество, за которое его критиковали славянофилы, часто имело характер слепого копирования далеко не лучших образцов. Взять хотя бы коллегиальную систему управления, которую Петр списал со Швеции, от которой старались избавиться все последующие императоры до Александра I.

Многие из иностранцев, приезд которых так поощрял Петр, оказались проходимцами, вроде Иоганна Шумахера, фактически контролировавшего Академию наук и третировавшего неугодных ему ученых.

В связи с этим Петра критиковали за тот резкий разрыв с русскими традициями, к которому привело его западничество. Этот разрыв в условиях крепостной системы привел к глубокому расколу русского народа, поскольку его верхушка, составлявшая 2-3 % населения, подверглась европеизации, строила свою повседневную жизнь по западным стандартам, одевалась, питалась, жила как это делали европейцы, в то время как более 90 % оставшихся россиян жили по традиционным укладам. В дальнейшем этот раскол будет только углубляться, несмотря на усилия отдельных деятелей культуры, и именно он будет одной из причин жестокости революции и гражданской войны.

Многие указывают, что именно Петр сделал систему управления страной исключительно аппаратом насилия, где подавлялась всякая инициатива снизу, где главный способ борьбы с любой проблемой – запрет. Причем сам то он мог и поощрять инициативу, но созданный им абсолютизм, где всякий холоп перед лицом вышестоящего, не терпел инициативы, даже полезной.

Да и сам Петр добивался исполнения своих приказов почти всегда через кнут и батоги. Даже введенное им празднование Нового года 1 января 1700 года сопровождалось угрозами наказаний за недостаточное веселье

Целый ряд указов грешили непродуманностью, за которую пришлось расплачиваться России уже после Петра. Взять хотя бы указ о престолонаследии 1722 года, который сделал трон игрушкой для временщиков и серьезно повредил развитию государства в период дворцовых переворотов.

Наконец, Петра не любят как человека. Та жестокость, с которой он обошелся с собственным сыном, Алексеем, не имеет аналогов в русской истории. Даже если Иван Грозный, которого мало кто полагает сентиментальным, и убил своего сына, то сделал это в горячности, случайно.

Петр же осудил сына на смерть рассудительно и прагматично. Причем самому Петру было совершенно очевидно, что Алексей заговорщиком не являлся, а был лишь орудием в руках его противников. Однако в глаза такого практичного человека, как Петр это было не смягчающим, а отягчающим обстоятельством, с точки зрения государственного интереса.

Современники, да и потомки ругают Петра и за нередко разгульный образ жизни. Хотя по этому вопросу факты противоречивы, поскольку одни с восторгом говорят о его простоте в обиходе, нетребовательности в быту, трудолюбии. Меншиков выстроил себе дворец на Васильевском острове, а Петр жил в хибаре рядом с Петропавловской крепостью.

Да и потом, когда все-таки для поддержания статуса были выстроены и императорские дворцы, они не отличались особой роскошью. Но вот другие вспоминают Всепьянейший собор во главе с Петром, с его оргиями и пьянством.

За что не любят Петра I?

Английские источники дают информацию о визите Петра в Англию во время «великого посольства» 1698 г., где хозяин дома, который был арендован для жительства Петра и его окружения, написал жалобу английскому правительству по поводу ужасного состояния его жилища после отъезда Петра.

Дом был подвергнут такому разгрому и настолько загажен, что правительству был предъявлен солидный счет. Ни и конечно, это ударило по авторитету страны: если в России царь такой, то каково же простое население.

Конечно, в оценках Петра часто присутствует субъективизм, но все названные негативные стороны его деятельности признают как ругатели, так и апологеты. Другое дело, что апологеты пытаются эти его негативности объяснить, оправдать государственной необходимостью, условиями эпохи, а ругатели говорят, что эпоха эпохой, а мы до сих пор пожинаем негативные плоды петровской политики.

Петр Великий – это фигура, которая является одной из ключевых в истории страны, независимо от оценок к ней прилагаемых. В этом сходятся все. Но, как и к любой фигуре подобного масштаба, однозначности в отношении к нему быть не может.

Петр относится к тем правителям, которых хорошо любить на историческом расстоянии, но мало желающих быть его современником. Вместе с тем нужно понимать, что Петр был сыном своего времени и ставил задачи, которые были важны для его эпохи и многие из них выполнил.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Валерий

    В. ЗУЕВ. “Пигмеи” не могут судить Великую личность. Когда китайцы хотят пожелать плохого, они говорят: “Желаю жить вам в эпоху перемен”. Да, жить при Петре было не сладко. И в ВОВ также было тяжело. А как по другому? Когда судьба народа и страны висит на волоске? Не каждому поколению удаётся жить в благодатные времена. Работать надо, а не ныть. Никто с Марса не прилетит и не обустроит вашу жизнь!!!

    Ответить
    1. Кирилл

      Ах, как прелестно, какой то афтор, вылезший невесть откуда, судит великого императора. Того, кто волею своей Россию вырвал из руин. Кто создал из за штатного царства Империю, кто сокрушил всех врагов.

      Ответить
  2. Владимир Городецкий

    В связи с чем он изменил дату Нового года? Может быть потому, что русский календарь был древнее европейского и бояре пытались сохранить его? Сдаётся, что Порошенко-реформатор похож на него и тоже пытался европеизировать страну. Но не получилось.

    Ответить
  3. хан

    РЕБЯТА ! Величие Петра чем отличается ? Отличается тем что эти великие люди создали великую государству. Что бы создавать великую государству государю приходится быть и простым и грубым и добрым. Когда уже проходят много времени люди начинают обсуждать хорошо и плохо! Это закон природы!

    Ответить
  4. Александр

    Кратко перечислим “заслуги” Петра.
    1. Отменил летоисчисление славян. ” Из истории Руси “исчезло” 2500 лет. Сегодня в 2019 году идёт 7528 лет от СМЗХ. Вас не спрашивают сколько Вам годов, а спрашивают сколько Вам лет! Назначил новый год с 1 января. Таким образом мы празднуем праздник рождения нового GODa (бога). Потому, что 25 декабря рождество у католиков, а на восьмой день происходит обрезание крайней плоти у новорожденного.
    2. Отменил Х_арийскую числовую арифметику, заменив её на цифирь. Современная математика знает один способ деления, а Х_арийская несколько. В интернете её можно найти.
    3. Ввел крепостное право. (продажа людей).
    4. Внедрил табакокурение и употребление вина. Раньше пили медовуху это мед разбавленный водой.
    5. Убрал из азбуки несколько букв. Начали уничтожать азбуку состоящую из 49 букв Кирилл и Мефодий. Не переводилась библия на старославянский язык. Мешали образы букв. Они убрали несколько букв и сумели перевести библию. Таким образом был “создан” церковно-славянский язык. Закончил уничтожать русский язык Луначарский в 1923 году. Убрав из азбуки букву ять. (образ её-созданная, дарованная богом).
    6. Создал тайную канцелярию. (Пытки людей).
    7. Внедрил европейские меры веса и времени. Для справки: Самая малая единица времени у Славян была один СИГ который равен примерно 32,…….. колебаниям атома цезия. Отсюда выражение сигануть-быстро переместиться.

    Ответить