Кто и в каком году изобрел первый в мире велосипед – история его создания

Сегодня велосипед представляет собой весьма популярный вид транспорта. Его используют в повседневной жизни для передвижения по городу и в спортивных соревнованиях. Несмотря на широкое распространение, далеко не каждому известно, кто конкретно изобрел велосипед. Ответить на этот вопрос бывает довольно сложно. Дело в том, что появлению велосипеда предшествовало много изобретений, имеющих в основе его конструктивные элементы.

Когда появился первый велосипед

Точные сведения о появлении велосипеда отсутствуют. Если говорить об истории и эволюции этого транспортного средства, можно найти немало мифов и фальсификаций, которые сегодня воспринимаются как подлинные факты.

Многие уверены, что автором этого вида транспорта является Леонардо да Винчи. Уникальное изображение двухколесного транспортного средства было найдено в 1974 году в Миланском католическом университете. На тот момент подлинность этого исторического документа не вызвала сомнений, поскольку чертеж был выполнен с обратной стороны рисунка самого Леонардо да Винчи.

Идея приписать авторство создания велосипеда Леонардо стала настолько привлекательной для итальянцев, что копия схемы тут же разошлась по миру огромными тиражами. Тем не менее, в настоящее время изображение считается фальсификатом.

Согласно одной из версий, раму и цепь на рисунке дорисовали итальянские монахи в начале шестидесятых, дополнив этими элементами круги, которые начертил великий ученый. Другую гипотезу выдвинул Ганс-Эрхард Лессинг, который работал с документами Леонардо еще до этой находки. Согласно его теории, автором схемы является Карло Педретти – ученый, который работал в Калифорнийском университете.

Еще одна версия создания конструкции принадлежит Николаю Певзнеру. Он утверждает, что прототип этого вида транспорта изображался на витраже в церкви Святого Егидия. Автором так называемого прообраза велосипеда считается граф де Сиврак. Но в действительность личность этого человека и его изобретение считаются мистификацией, датированной концом девятнадцатого века. На самом деле, Джин Хенри Сиврак, который дал имя таинственному инженеру, попросту был предпринимателем, выпускавшим четырехколесные экипажи.

Также существует легенда, согласно которой автором велосипеда был Ефим Артамонов. Согласно этой теории, изделие смастерил находчивый крестьянин из Тагильского заводского поселка. Сегодня стал доступен химический анализ железа, который позволил установить, что так называемый велосипед Артамонова, хранящийся в Краеведческом музее Нижнего Тагила, представляет собой позднюю подделку. При этом остальные доказательства наличия изобретения попросту отсутствуют.

первый велосипед фото

В действительности документально зафиксированная история создания этого транспортного средства началась в 1817 году. Согласно одной из версий, создание велосипеда было связано с извержением вулкана, которое произошло в 1816 году. Это спровоцировало очень холодное лето, которое, в свою очередь, стало причиной массового неурожая и гибели лошадей. Как следствие, перед инженерами встала задача создать механическую замену коням. Это и послужило причиной появления нового вида транспорта.

Модели 19 века

В течение девятнадцатого века было сделано много важных изобретений, каждое из которых внесло весомый вклад в развитие науки.

Транспорт Дреза

Многих людей интересует, когда конкретно был придуман велосипед. История создания этого вида транспорта началась в 1817 году. Именно тогда профессор Карл фон Дрез создал и получил патент на двухколесный самокат, который получил название машины для бега. Впоследствии этот транспорт прозвали в народе дрезиной.

В конструкцию этого устройства входило 2 колеса равного диаметра, подшипники скольжения, задний колодочный тормоз. В качестве покрышки применялась металлическая лента. При этом масса устройства составляла 22 килограмма. Рулевая осень несколько смещалась вперед по отношению к середине колеса. За счет этого оно стабилизировалось по ходу движения.

Помимо этого, автор изобретения опубликовал в газете статью, в которой описывал возможные модификации своего устройства. В результате его конструкция получилась весьма удачной и быстро стала популярной во многих странах мира.

К примеру, английский предприниматель Денис Джонсон успешно распространил свою версию самоката с возможностью регулирования высоты седла. Именно в это время появился и сам термин «велосипед». В народе машину часто называли «денди-лошадь». Это было связано со щеголеватым видом велосипедистов того времени.

Стоит отметить, что по мере распространения нового транспорта участились и аварии, связанные с ним. Очевидно, что культура управления велосипедом была не особо высокой. К тому же он имел не слишком совершенную конструкцию. В результате власти некоторых городов начали запрещать этот транспорт. Как следствие, интерес к нему начал снижаться.

первый велосипед

Велосипед с педалями

Только спустя 50 лет после создания первой модели появилось важное улучшение – педали. Они дали возможность изолировать пассажира от дороги, а также существенно увеличили темпы передвижения. К тому же этот конструктивный элемент сделал езду более комфортной.

Стоит отметить, что конструкция не имела привода. Для наращивания скорости движения по хорошим дорогам увеличили окружность ведущего колеса. Это стало причиной появления знаменитых «фарт-феннингов». Их колеса существенно отличались по размерам: передний элемент значительно превышал задний.

Новая модель стала основой последующих разработок. При этом появились 4-колесные велосипеды, тандемы и другие популярные изделия.

Скиталец

Велосипед, во многом напоминающий современный, назывался «Rover», что переводится как «Скиталец». Эта конструкция появилась в 1884 году. Ее автором стал английский ученый Джон Старли. Эту модель стали выпускать, начиная с 1885 года. В отличие от предшественника, «Скиталец» оснащался цепной передачей на заднее колесо. К тому же он имел колеса равных размеров, между которыми сидел водитель.

Эта модель велосипедов считалась безопасной. При этом слово «Rover» по сей день во многих языках используется для обозначения велосипеда. В частности, речь идет о польском «Rower», и белорусском «Ровар».

Компания Rover, которая выпускала этот транспорт, стала крупнейшим автомобильным концерном. Она существовала вплоть до 15 апреля 2005 года, после чего обанкротилась. В России безопасные велосипедные конструкции в силу равного размера колес стали называться бисиклетами. Но в дальнейшем это слово перестали применять.

Рекорды велосипедистов

С момента изобретения двухколесных велосипедов все время предпринимаются попытки оценить максимальную скорость для различных конструкций:

  1. 268,83 километра в час со сниженным сопротивлением воздуха – этот рекорд установил голландец Фред Ромпельберг. Это произошло на Бонневильской соляной равнине в США в 1995 году.
  2. 133,28 километра в час – этот рекорд принадлежит Сэму Уиттингему. Он сделал это на модели Varna Diablo в 2009 году.

Помимо этого, в 2010 году Маркусу Штольцу удалось добиться скорости 210 километров в час при движении с горы в Чили.

первый велосипед история

Развитие велосипеда в 20 веке

С момента появления первого изобретения этот транспорт претерпел много изменений и усовершенствований:

  1. В 1903 году начали использоваться ступицы с многоскоростным редуктором. Автором этого изобретения стал Стюрмейем Арчер. В тридцатые годы прошлого века их стали массово устанавливать на велосипеды, которые выпускались в разных странах мира. Преобладание таких редукторов длилось вплоть до 1950 года, пока не начали использоваться стандартные параллелограммные переключатели.
  2. В тридцатые годы двадцатого века изобретатель Швинн предложил конструкцию с многоуровневой рамой. Она оснащалась широкими покрышками и амортизированной передней вилкой. Тем самым конструктор стремился привлечь внимание подростков.
  3. В 1977 году был создан первый горный велосипед. Эта разработка появилась в американской компании Marin Co.
  4. В 1984 году в кассету, расположенную на заднем колесе, стали устанавливать звездочки. При этом количество скоростей увеличилось с 15 до 18, 21, 24.
  5. В 1994 году появилась тормозная система Power Disc. По сути, это были дисковые гидравлические тормоза, которые производились серийным способом.
  6. В 1996 году соревнования на горном велосипеде вошли в программу Олимпийских игр, проходивших в Атланте.

Когда появились современные велосипеды

Мало знать, откуда пришли велосипеды. Важно проанализировать путь их совершенствования. На протяжении нескольких десятилетий различные изобретатели пытались улучшить конструкцию фон Дреза. В начале 1860 годов был создан деревянный велосипед, оснащенный 2 колесами из стали и педалями. Так как эта конструкция не имела тормозов, она считалась весьма небезопасной. При этом точного автора этого изделия установить довольно сложно. Однако это транспортное средство первым запатентовал французский изобретатель Пьер Лаллемент. Это произошло в 1866 году.

Первой конструкцией, напоминающей сегодняшние транспортные средства, считается «Скиталец». Его изобрел британский исследователь Джон Старли. Это произошло в 1884 году. При этом производство транспортного средства удалось наладить только через год. Конструкция включала цепную передачу на заднее колесо. К тому же оно обладало колесами равных размеров, между которыми располагалось седло водителя. Это сооружение существенно отличалось от предыдущих моделей, что сделало его по-настоящему безопасным.

первый велосипед фото

Где сейчас используется этот транспорт

Сегодня существует несколько ключевых областей использования велосипедов. К ним относят следующее:

  1. Транспорт – в этом контексте велосипед рассматривается в качестве средства для перемещения людей и грузов.
  2. Спорт – есть довольно много дисциплин с особенными требованиями к велосипедной конструкции.
  3. Досуг – этот вид транспорта активно применяется для велотуризма или катания в рекреационных зонах.

В настоящее время велосипеды пользуются особой популярностью в странах Западной и Северной Европы. В большей степени этот вид транспорта распространен в Дании. Среднестатистический датчанин проезжает 893 километра за год. На втором месте находятся Нидерланды. Тут этот показатель составляет 853 километра. Немцы и бельгийцы в среднем преодолевают на велосипедах по 300 километров в год. При этом на юге Европы этот транспорт куда менее популярен. К примеру, испанцы в среднем преодолевают на велосипеде не больше 20 километров в течение года.

Широкое распространение такого транспорта в европейских странах стало следствием политики, которая проводится правительствами. С помощью популяризации велосипедов удается разгрузить центральные улицы городов от автомобилей и тем самым улучшить экологическую обстановку, что, в свою очередь, благоприятно влияет на состояние здоровья людей.

Для распространения этого вида транспорта проводятся такие мероприятия:

  • обустройство велосипедных дорожек и других видов инфраструктуры;
  • содействие сочетанию велосипедного и общественного транспорта;
  • создание сети панъевропейских велосипедных трасс EuroVelo – проводится по предложению Европейской федерации велосипедистов.

Амстердам называет себя велосипедной столицей Европы неслучайно. В этом городе даже существует специальный отель, предназначенный для велосипедистов. Он называется Van Ostade Bicycle Hotel. Тут есть возможность взять в аренду водный велосипед или тандем. Также в гостинице представлены модели для 8 человек. В столице Нидерландов велосипеды представляют собой привычное средство перемещения, которое распространено значительно больше автомобилей. Отчасти это обусловлено нехваткой и высокой стоимостью парковок, как и в остальных крупных городах.

Также велосипеды активно используются в Финляндии. Причем этому не препятствует даже суровый климат. Это транспортное средство финны часто применяют и в зимнее время года.

Многие крупные европейские и американские города имеют системы проката таких транспортных средств. Они включают в себя большое количество особых парковок, на которых можно взять велосипед. Это удается сделать при помощи абонемента или воспользоваться кредитной карточкой. При этом вернуть транспорт можно на любую подходящую парковку.

первый велосипед

Велосипед считается востребованным транспортом не только в Европе, но и в Азии. Его используют в качестве главного средства передвижения в Китае, Индии, Индонезии. Это обусловлено доступной стоимостью. Однако применение такого транспорта в азиатских странах все же уменьшается. Это обусловлено переходом жителей Индии и Китая на мопеды и автомобильный транспорт.

В отдельных случаях власти даже пытаются бороться против велосипедного транспорта, объясняя это тем, что он препятствует движению автомобилей. К примеру, в 2003 году в Шанхае на некоторое время запретили движение велосипедов.

Помимо этого, Китай считается главным производителем велосипедов. Это, в частности, связано с тем, что в последнее время многие велосипедные компании переместили производство в эту страну. Около 95 % всех велосипедов выпускается именно в Китае. При этом в Японии и во множестве азиатских государств весьма востребованы велорикши.

Велосипед представляет собой весьма распространенное транспортное средство, которое имеет богатую историю. Его появление окутано большим количеством тайн и легенд. При этом официальная версия гласит, что эта конструкция была придумана в 1818 году. С того момента она значительно изменилась и стала более совершенной.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий